Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Необъективность преподавателя к студенту, неадекватно заниженная оценка его способностей и знаний, бестактность в общении могут вызвать глубокие эмоциональные травмы, вследствие чего даже после окончания вуза, в самостоятельной профессиональной деятельности обращения к соответствующему знанию может или блокироваться ("срабатывают" защитные психологические механизмы), или актуализировать следы пережитого.
В непосредственном
общении педагога с учеником осуществляется
самое главное в педагогической деятельности
- влияние личности на личность. В связи
с этим коммуникативные способности и
умения педагога приобретают роль профессионально
значащих. Эффективность профессионально-
И. М. Юсупов
определял коммуникабельность как психическую
готовность человека к организаторсько-
Под коммуникабельностью понимают способность ощущать удовлетворение от процесса общения с другими людьми. Некоммуникабельные или малокоммуникабельны педагоги быстро утомляются, ощущая психологические перегрузки, поскольку этот вид активности не присущий их природе. Социальная родственность - желание быть среди других людей. По мнению В. А. Кан-Калека социальную родственность надо рассматривать как стойкое образование, связанное с профессионально-педагогической направленностью личности. Третий компонент характеризует коммуникативные и альтруистичные эмоции. Среди коммуникативных эмоций отличают желание делиться мыслями, уважение к участникам общения. Альтруистичные эмоции связаны с желанием приносить радость людям, с которыми общаются, с сопереживанием радости другого ит.п.
Функциональнейшим относительно трактования коммуникативности является подход Ю. Л. Ханина. Так, коммуникативность возникает в единстве трех составных частей: нужды в общении, эмоционального состояния к, во время и после общения, коммуникативных привычек и умений.
Педагогическое общение предусматривает наличие таких умений:
1) оперативно и правильно ориентироваться в условиях общения, которые постоянно меняются;
2) правильно планировать и осуществлять систему коммуникации;
3) быстро и точно изыскивать адекватные коммуникативные средства, которые отвечают как творческой индивидуальности педагога, так и индивидуальным особенностям воспитанника;
4) постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении.
Итак, компонентами профессионально-педагогической коммуникативности педагога является:
♦ наличие стойкой потребности в систематическом общении с детьми в разнообразнейших сферах;
♦ органическое взаимодействие общечеловеческих и профессиональных показателей коммуникативности;
♦ эмоциональное удовлетворение на всех этапах общения;
♦ наличие способностей к осуществлению педагогической коммуникации;
♦ наличие коммуникативных привычек и умений.
Сформированность
профессионально-
Педагог, как и мастер сцены, в большей мере, чем остальные люди, находится на стыке двух реальностей - физической и психической. За телесными поступками и выражениями других людей он улавливает их внутреннюю сущность и устанавливает с ней духовный контакт с помощью собственных выражений и поступков.
Главнейшим положительным качеством преподавателя является его профессиональная компетентность. Секрет успеха - в хорошем информативном содержании, переданному ярким, понятным, сочным языком. Если преподавателю не хватает материала для информации, он начинает повторяться или говорить о малосущественных вопросах, теряет логику в изложении - внимание аудитории будет утрачено, а преподаватель рискует заслужить сомнительную славу пустопорожнего оратора, "водокачки".
Соотношение между информативными частями сообщения и иллюстрациями к ним зависит от аудитории. Профессиональная компетентная аудитория с высоким уровнем умственного развития, которая составляется преимущественно у мужнин, может достать удовлетворение от одной информации, изложенной индуктивным образом, который предполагает собственную работу, мысли и собственные выводы. В менее подготовленной аудитории целесообразно все основные информационные ссылки перемежевывать с иллюстрациями, объяснениями, образами, сравнениями. Это делает материал довольно интересным, доступным, что запоминается. В таких аудиториях лучше использовать дедуктивный стиль преподавания, которое обеспечивает большую стабильность и приемлемость информации. Хороший преподаватель должен чувствовать грань, за которой научное изложение материала переходит в научно-популярный, а понятное объяснение - в "разжевывание" банальных истин. Аудиторию надо уважать, а не заискивать к нее снятием даже небольшого интеллектуального нагрузки.
Частой ошибкой преподавателя, особенно неопытного, является плохое чувство времени. Иногда оно приводит к чрезмерно быстрому преподаванию материала, когда кажется, что стрелка часов замершая, а говорить больше не о чем. Это вызывает ненужную эмоциональную напряженность, растерянность и фрустрацию. Чаще же времени не хватает, и преподаватель вынужден "комкать" материал, лишь бы что-то успеть. Время надо держать под контролем, а все три части сообщения должны быть в гармоническом соединении. Основное время надо уделять основной части. Кроме того, обязательно надо готовить резервный материал, чтобы воспользоваться лишним временем. Это усилит авторитет педагога, продемонстрирует его профессиональную компетентность.
Д. Карнеги постоянно подчеркивает необходимость тщательной подготовки преподавателя или оратора к публичной речи, включая даже репетицию перед более простой аудиторией, например, перед своими родственниками. Талант импровизатора присущий далеко не всем (лишь 0,1 % людей), причем в некоторых ситуациях, например, во время чтения лекции или выступления на ответственном совещании, импровизация вообще неуместная. Поэтому основной секрет успеха состоит в тщательной подготовке материала, подборе интересных фактов, подчинении этих фактов логике преподавания и иллюстрировании их яркими примерами.
Главнейшие качества педагога не ограничиваются знанием своего предмета. Он - искусный коммуникатор.
Сами учителя, как доказывают исследователи, не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. С появлением трудностей в общении близко 25 % с них считают, что осложнение "выходят от учеников", является следствием их невоспитанности. Остается лишь жалеть, что наставник не признает своего "взноса", к тому же значительного, у создания потенциально конфликтной ситуации.
Учителю надо учитывать ожидание со стороны своих коллег, администрации школы, учеников и их родителей - ожидание, которые обычно не совпадают. Учитель - человек маргинальный. За образным выражением это когда одна нога находится в лодке, а другая на березе. Балансировать тяжело, но надо.
Несмотря на общеизвестную истину "убедительность педагога не пропорциональная громкости его голоса", много педагогов используют в педагогическом общении именно вульгарный крик. Не так редко педагогическое общение подменяется поучительным пустословием учителя, который вызывает у учеников только одно желание: скорее дождаться его конца.
На серьезное внимание заслуживают рекомендации В.А. Сухомлинского об образах общения на занятиях. Он выступал против лишнего нарушения психики учеников повышением тона, напряженностью, против перегрузки языки учителя информацией, против ненужных повторений и вопросов.
Неправильное педагогическое общение порождает страх, неуверенность, послабление внимания, памяти, трудоспособности, нарушение динамики языки и, как следствие, появление стереотипных выражений школьников, потому что в них снижается желания и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения.
Общение учителя с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызвать радость постижения, жажду деятельности, содействовать "социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса" (А. А. Леонтьев).
Обеспечение правильного стиля общения педагога, проявление им педагогического такта в любой деятельности требуют развитых коммуникативных умений, к которым А. А. Леонтьев отнес следующие:
- овладение социальной перцепцией а также "чтением по лицу";
- понимание, то является адекватное моделирование личности ученика, его психического состояния и др. по внешним признакам;
- умение "подавать себя" в общении с учениками;
- умение оптимально строить собственную речь в психологическом плане, то является умение речевого общения, речевого и неречевого контакта.
Особое внимание обращается на развитие способности вступать в контакт, организовывать сотрудничество в процессе общения. Раскрытию этих аспектов коммуникативные умения посвящены много книг, в частности А. Б. Добровича, В. Льве, В. А. Кан-Калека, Д. Карнеги и др.
Наличие способностей является важным условием эффективного выполнения каждого из видов деятельности, в частности педагогической. Педагогические способности указывают на особенности протекания психических процессов, которые содействуют успешной педагогической деятельности. Исследование многих авторов, которые изучали педагогические способности, позволяют назвать руководящие способности личности к педагогической деятельности:
> коммуникативность, что включает благосклонность к людям, доброжелательность, общительность;
> персептивные способности - профессиональная внимательность, эмпатия, педагогическая интуиция;
> динамизм личности - способность к волевому влиянию и логическому убеждению;
> эмоциональная стойкость - способность владеть собой; оптимистичное прогнозирование;
> креативность - способность к творчеству.
Таким образом, практически все значимые способности к педагогической деятельности связанные с процессом эффективного общения, потому что руководящей выступает коммуникативная способность (способность общаться) Эту способность вообще имеет каждый человек, но выраженная она бывает по-разному. Низкий уровень коммуникативности педагога разрушает среда профессиональной деятельности, создает барьеры, которые препятствуют взаимодействию с учениками.
Преподавание представляет собой не только искусство думать и говорить. Это также искусство слушать и понимать. При этом "слушать" означает не просто молчать и не перебивать собеседника. Молчать - умение, слушать - искусство.
Способность наблюдать - важная составная педагогической деятельности. Она оказывается не только в умении видеть, слышать, но и в наличии интереса к тому, на что направлено наше внимание, а также в анализе того, что мы видим и слышим.
Наблюдательность и опыт дают основу развития такой способности, как интуиция. Быть профессионалом - значит уметь предусмотреть ход педагогического процесса, возможные осложнения, иметь "педагогическое чувство". Ничего мистического в этом нет. Такая способность может быть развита, хотя формирование ее очень сложное. Для этого педагог должен уметь анализировать события, поведение, угадывать их, используя не только логический анализ, но и эмпатию (способность идентифицировать, отождествлять себя с учеником; умение стать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчение).
Способность к пониманию человека у педагога взаимозависимая со способностью к активному взаимодействию с ней, что характеризует динамизм личности педагога. Динамизм окажется способностью к убеждению и внушению, это внутренняя энергия, гибкость и инициатива в разнообразии влияний. Эта способность делает занятие насыщенными. мобильными; позиция педагога при этом инициативная, его слова способны внедряться в глубину сознания и подсознания.
Динамизм неразрывно связан с эмоциональной стойкостью, то является сферой влияния, полем тяготения хорошего педагога, который распространяется, прежде всего, на самого себя. Владение собой, способность к саморегуляции создает эмоциональную стойкость личности, возможность владеть как собой, так и ситуацией.
На педагогическое общение значительное влияние осуществляет личностное восприятие и те отношения, которые составляются между теми, что общаются (педагогом и учениками).
Педагогическое общение должно быть не тяжелой обязанностью, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Составные оптимального педагогического общения:
Во-первых, это высокий авторитет педагога. Проявление и критерий авторитетности педагога у учеников - их уважение и любовь к нему. Некоторые педагоги размышляют таким образом: любят меня - хорошо, не любят - тоже ничего: позднее поймут, что это я делаю для них. Такая мысль в корне неправильная. Любовь воспитанников к своему воспитателю - не одно из благих пожеланий, а могущественный положительный фактор педагогического процесса. Всех известных педагогов - очень разных людей и специалистов - объединяет то обстоятельство, которое всех их очень любили ученики, которые, как правило, проносили эту любовь через всю свою жизнь. Эта любовь - могущественное средство и самое важное условие успеха педагогического общения, всего педагогического процесса.
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"