Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

4) организационную - обеспечение рациональной организации наставительно-практической деятельности учеников.

Но в разных видах деятельности можно говорить также об отдельных функциях, которые выполняются речам. Так, в педагогической деятельности речи педагога выполняет такие дополнительные функции:

- развивающую - обеспечивает формирование личности того, кого учат, передачу ему норм и прав поведения, руководство процессом их усвоения, раскрытие морального содержания содеянного им и другими людьми, овладение оценочными и самооценочными критериями;

- информационную - осуществляет передачу знаний;

- регулятивную - создает благоприятную психологическую атмосферу общей и индивидуальной деятельности, согласовывает и объединяет усилие для достижения общего и личного результата;

- эмоциональную - формирует и корректирует межличностные отношения.

Следует учитывать, что представленность соответствующих функций в реальной деятельности или межличностном общении может быть разной. Например, сделанный психологами анализ коммуникативной деятельности учителя свидетельствует, что 2/3 она посвящена разговору, и 2/3 из этого разговора учитель ведет сам. При этом 2/3 разговора учителя связанные с такими обычными ситуациями, как объяснение урока, оценка учеников, разъяснение собственных действий, замечание.

А тем временем целью этой деятельности является формирования в тех, кого учат, определенных качеств, передача им инициативы в самоуправлении, самоконтроле, самооценке. Так, педагог должен не столько говорить сам, сколько содействовать развитию речи и формированию языковой культуры учеников, раскрывая перед ними ее функциональные возможности как средства взаимодействия с другими людьми.

Требования к коммуникативным качествам речи преподавателя обусловлены прежде всего ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи преподавателя - обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Известно, что существует прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи педагога и успешностью восприятия и запоминание знаний учениками. Речь педагога может сделать это восприятие доступным, интересным, а может и усложнить его. О значимости этой функции речи преподавателя свидетельствует тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям педагогического речи: хранится эмоциональная окраска голоса преподавателя, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов.

Педагогическая задача речи преподавателя во время изложения нового материала способствует не только передаче слушателям знаний, но и формированию в них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, нужды сделать их руководством в своем поведении. Педагог решает эту задачу, если его речь будет не только информировать, но и влиять на сознание, чувство учеников, побуждать их к соображению, к поступку.

К сожалению, без такого влияния знания учеников остаются только формальным накоплением понятий. Такие знания формируются в сознании учеников лишь как сумма абстракций, не связанных с их реальным бытием, хотя формально преподаватель говорит все, что предусмотрено программой. Этим объясняется возникновения разрыва между знаниями и реальной жизнью учеников.

Следующая функция языки педагога - обеспечение эффективной учебной деятельности учеников. Педагогическая речь должно обеспечивать эффективное учебное слушание учеников на занятиях. Воспринимая на слух речи педагога, слушатель делает множество разных операций: конкретизирует в наглядных образах информацию, которая предоставляется, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит по логике изложения, развитием мысли. Это сложная работа для того, кто слушает. Поэтому надо размышлять над содержанием речи и над ее темпом, ритмом, логикой, возможностью понять ее.

Показательными в этом плане является результаты исследований значимости логических ударений в речи учителя для правильного восприятия учебного материала урока. Неправильное размещение логических ударений, перегруженность ими учебной информации, которая излагается учителем, обусловили то, что 39 % учеников такую информацию вообще не воспринимали, 11 % - воспринимали лишь часть ее, 47 % - воспринимали только ее начало. Учеников утомляла поучительность, чрезмерная громкость, однообразие интонационного рисунка речи учителя.

Важной функцией педагогического языка является также обеспечения продуктивных взаимоотношений между педагогом и учениками. Эту функцию можно считать ведущей, потому что она призванная помочь в достижении взаимодействия, сотрудничестве между педагогом и учениками, на основе которых строится обучение и воспитание. Именно характер человеческих отношений, которые сложились между педагогом и учениками, большой мерой определяет результат педагогической деятельности.

Язык педагога выполняет роль регулятора этих отношений, выступает как средство достижения высшего результата в развитии взаимоотношений, взаимопонимание между учениками и педагогом. Здесь все имеет значение: как преподаватель обращается к ученикам, поздравляет их, предъявляет свои требования, ставит на вид, высказывает пожелание; экспрессивная окраска его речи, сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд и жесты.

С выражением "педагогический язык" тесно связанное понятие "коммуникативное поведение педагога". В современной научной литературе под коммуникативным поведением имеют на внимании не просто процесс говорения, передачи информации, а такую организацию языки и соответствующей ее языкового поведения учителя, который влияет на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы. Для характеристики коммуникативного поведения педагога имеют значение такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращаться к ученикам и отвечать им, характер мимики, движений, жестов, которые сопровождают речь.

На эффективность познавательной деятельности учеников влияет избранный преподавателем стиль коммуникативного поведения на занятиях. Исследованиями установлено, что наличие в языке педагога неоправданных ограничений, запретов, которые сопровождают интонации недовольства и раздраженности (типу "учительские" приказы со словами "перестань", "сядь", "прекрати", "закрой"); прерывание ответов учеников оценочными репликами пренебрежительного характера (знакомые выражения: "как всегда, ничего не знаешь", "куда только смотрят твои горе- родители", "куда же тебе это понять"), приводят не только к разрушению взаимоотношений между педагогом и учениками, но и к снижению умственной активности последних. Приведенные факты целиком могут быть истолкованы с точки зрения действия одного из психологических законов управления - закона самосохранения.

Коммуникативное поведение педагога, основанное на его корректности, требовательности к себе и ученикам, стимулирует познавательный интерес, мотивацию процесса обучения. Продуктивное коммуникативное поведение педагога предполагает использование таких коммуникативных приемов, как: проявление веры в возможности того, кто учится ("По-моему, Вам не нужна моя помощь"; "Вы самые прекрасно справляетесь"); положительное высказывание собственной удрученности в случае неудачи того, кто учится ("Как же так? Наверное, это вышло случайно. Давайте выясним причины") и др.

Продуктивное коммуникативное поведение содействует созданию в обучении деловой атмосфере, склоняет к взаимодействию, ритмичности в работе. Непроизводительное коммуникативное поведение не вызывает у учеников психической напряженности, не направляет к взаимопониманию, соответствующему отклику, оставляет их равнодушными к процессу обучения.

После достижения авторитетности у слушателей и обеспечения внимания аудитории надо сразу же переходить к такому изложению материала, который позволит не потерять контакт. Экспериментально доказательный, что обычно слушают первые 2-3 минуты, после чего близко 80 % слушателей строят собственные заключения относительно лектора типа "это все старое" или "так все непонятно, что не имеет смысла и слушать". Какая-то часть аудитории после этого занимается самоутверждением и обдумыванием собственных мнений для следующего выступления. Другая часть будто бы продолжает слушать, но с явным образом критическим уклоном, наблюдая за тем, как лектор говорит, какие ошибки допускает, как ведет себя. Кому-то может быть неинтересно в силу того, что он быстро понял сказанное лектором, и его мысль обогнала дальнейшую интерпретацию. Задача преподавателя состоит в том, чтобы преодолеть все возможные барьеры между ним и слушателями и овладеть их внимание.

Если преподаватель знает заранее, что аудитория относиться к нему, как к довольно авторитетному источнику информации, то ему легче руководить вниманием аудитории. Но одного авторитетного влияния недостаточно для обеспечения деловой и дружелюбной атмосферы. Преподаватель сам должен относиться к слушателям с дружелюбным интересом; ему должны быть интересные их оценка, мысль; он должны уважать их взгляды. Хуже за все, если лектор не интересуется слушателями, приобретает высокомерный или снисходительного вида, делает насмешливые или обидные для их самолюбия замечания. Секрет успеха - в привлечении аудитории к совместному обсуждению проблемы. В этом плане очень хорошо использовать вопрос и риторические, и конкретные (иногда даже - для конкретного слушателя); сравнивать взгляды слушателей из собственными, давать положительные оценки, вообще, всячески стимулировать активную деятельность.

Конечно, в аудитории могут быть разные слушатели. Некоторые, например поглощенные заботами собственным самоутверждением, будут стараться как можно чаще не соглашаться с лектором. Необходимо все равно уметь сохранить дружелюбное отношение, даже процитировать и отметить преимущества замечаний. В конце концов, такие критики успокаиваются, если их выделили, заметили, оценили. Ни в коем случае нельзя остро подвергать критике, навешивать ярлыки или делать преждевременные обобщения. Прекрасно, если является чувства юмора, тогда любые, даже довольно колющие замечания и вопросы можно обернуть себе в пользу. Чувство юмора характеризует культуру, такт и ум человека. Примитивные, искаженные проявления юмора (осмеивание физических недостатков, бранное слово, обидные жесты) могут вызвать желательный комический эффект лишь в очень непритязательных, малоразвитых людей. Отсутствие "культуры юмора" оказывается в бестактности, неуместности шутки или остроты, когда с них помощью унижается достоинство человека. Еще Аристотель предостерегал против превращения шутки в образе и предлагал запретить некоторые их формы, как закон запрещает бранные выражения. Вместе с тем он считал дикарями тех, кто никогда не шутит и не воспринимает шуток других. Аристотель одним из первых оказал важную роль шутки в споре, диалоге, лекции, отмечая, что шутливо можно встретить серьезность оппонента, а серьезной речью погасить его шутку.

Братья Гонкури связывали шутку, остроумие с умственным процессом: "Смех - это мерка, показатель умственного развития.

Люди, которые смеются неразумно, никогда не бывают остроумные. Смех - это физиология ума". Цицерон в своем руководстве для ораторов подчеркивал, что смешное содержит в себе:

а) двусмысленность,

б) неожиданные умозаключения,

в) каламбуры,

г) необыкновенное толкование собственных имен,

д) пословица,

е) аллегорию,

ж) метафоры,

з) иронию.

На юмор влияют национальные традиции и формы общения, и тогда юмор рассматривается как своеобразный компонент национального характера и национальной культуры. Каждый благодаря собственному опыту может уловить различие между тонким английским юмором, добродушным и сочным украинским, утонченным французским. Среди юмористических приемов можно выделить иронию, парадоксы, ошибочные усиления и противопоставления, двойное толкование, намек.

Среди тех, кто слушает, могут оказаться люди очень тревожные и боязливые, которые никогда самые не осмелятся задать вопрос или возразить преподавателю, а преимущественно проявляют заботу о собственной неприметности. Обычно они садятся подальше, прячутся за спинами других, стараются не встречаться с лектором взглядом.

Если в случае с критиками лектор защищает себя от непредвиденных препятствий, то боязливых он должен втянуть у обсуждения и поощрить даже к минимальному участию. Одобрительная улыбка, частые взгляды, персональные обращения, причем все должно носить только положительный характер. Наверное, любые шутки, даже безобидные, в таких ситуациях лучше приберечь для более сильных оппонентов.

Среди слушателей могут быть и совсем незаинтересованные в теме беседы люди. Они могут даже откровенно спать или заниматься посторонними делами. Надо стараться и их заинтересовать: наблюдая, в какие периоды они становятся более активными, попросите их высказать собственное мнение, определить круг интересов.

Большое значение в оптимизации процесс общение имеет умение преподавателя налаживать обратную связь, то является получать информацию о результатах взаимодействия. Человеку, который лишен обратной связи со слушателями, не известная их реакция, поэтому ее язык может быть неестественным, неуверенной, прерывчатой. Чаще всего преподаватель- начинающий также лишен обратной связи, поскольку его внимание и восприятия еще не натренированы на выделения и "схватывание" наиболее существенных признаков состояния аудитории, он не умеет принимать информацию, которая поступает в него, о том, как нем воспринимают и понимают слушатели.

Двусторонняя связь оратора со слушателями всегда актуальна, когда имеешь дело с живой аудиторией. Если выступление вызывает интерес в аудитории, и она живо реагирует на него, если оратору удается захватить своих слушателей и установить с ними обратная связь, такая связь служит не только для контроля за восприятием лекции. Ощущая поддержку и одобрение аудитории, оратор черпает в ней уверенность, вдохновение, начинает говорить лучше, еще выразительнее. В этом подавляющий перевес живой аудитории, которая влияет на лектора.

Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"