Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

Второе условие успешности педагогического общения - овладение психикой и приемами общения, то педагог должен быть хорошо подготовленный как практикующий психолог.

И, в конце концов, третья составная успеха - это накопленный опыт, это то, что в повседневной практике называется "сначала умения, а потом и мастерство".

Выразительным средством является интонация. В быту мы хотим передавать свои разговоры с другими людьми подробно, в форме диалога именно поэтому, что так можно воссоздать подтекст, скрытое содержание разговора, который выражается интонацией. Известный знаток литературы и писатель однажды заметил, что "слова могут быть "изгнанные" из их значения той или другой интонацией".

Известные мечты А. С. Макаренко о том, что "в будущем в педагогических ВУЗах обязательно будут излагаться и постановка голоса, и овладение своим организмом, и овладение своим лицом, и без такой работы я не представляю себе работы воспитателя".

Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Информационная функция общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки общего поиска и раздумий, содействует развитию личности.

Образовывая социальное поле деятельности личности, общение через роли, которые выполняет личность, программирует у нее определенный шаблон социального поведения (учитель и ученик). Изменение социальных ролей содействует как разносторонним проявлениям личности - "сбрасыванию масок", так и возможности войти в роль другого, облегчая процесс восприятия человека человеком. Педагог вводит личностно-ролевую форму в учебно-воспитательный процесс: подключает учеников к проведению отдельных элементов занятий, дает возможность каждому ученику побывать в роли организатора и в роли исполнителя.

Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога - содействовать осознанию учеником собственного "я", ощущению собственной личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности.

Реализация такой важной функции общения как сопереживания обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности разделить мысль другого, что нормализует отношения в коллективе. Педагогу важно понять того, кто учится, его нужды, чтобы осуществлять взаимодействие, исходя из этих представлений.

Знание этих функций помогает педагогу организовать общение с учениками на занятиях и после их как целостный процесс. Планируя урок, надо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждение, прежде всего тех учеников, которые нуждаются в помощи педагога; надо предусматривать приемы обеспечения заинтересованности работой каждого ученика и обеспечивать сотрудничество и сотворчество.

Реализация функций педагогического общения, и его эффективность в целом, в значительной мере зависят от личности педагога, его индивидуальных качеств и умений.

Не раз отмечалось, что руководитель- педагог во многом подобный мастеру сцены. Отвечая на вопрос, который главный в личности актера, выдающийся артист Лев Дуров назвал три качества: "во-первых, убежденность и убедительность. Вот, например. Михаил Ульянов - он каждый раз "излагается" до конца и потому всегда интересный. Второе: творческая воля и высшая ее форма - импровизация. Фантазия... Быть хозяином поля, уметь моментально реагировать в неожиданной ситуации... Существует даже термин: "легкий" партнер (противоположность - "трудный"). "Легкий" способный мгновенно перестроиться, повести действие, если нужно, и сделает он это незаметно, непринужденно. Свободно, одним словом. В конце концов, третье: чувство - ритм. Или, я бы сказал, азарт, хотя это и неточно. Азарт к работе, невероятная скорость внутреннего, духовного импульса жизни плюс настолько же невероятная организованность и собранность".

Педагоги - директор школы, организатор, классный руководитель и др. - должны быть не только передатчиками знаний, но и лидерами. Люди давно старались определить черты личности, которые необходимые для этой роли. Полвека тома американский ученый У. Бирн убедился, что в этом властвует огромный разнобой, и отчеты позволяют характеризовать скорее личности исследователей, чем испробованных.

Немного дальше продвинулся Р. Стогдилл, что свел черты потенциального лидера в пять достаточно широких категорий:

1) способности (интеллект, ловкость, красноречие, самобытность, рассудительность);

2) достижение (образование, награды, спортивные успехи и т.д.);

3) ответственность (надежность, инициативность, упорство, самоуверенность, стремление быть первым);

4) участие (активность, кротость, кооперативность, юмор);

5) статус (социоэкономическая позиция, популярность).

Выделенные три главных параметра: во-первых, "организаторское чувство" (включая психологическую избирательность, практическую направленность ума и психологический такт) - способность ощутить черты нового человека и найти ей место в общем деле; во-вторых, "эмоционально-волевая влиятельность" (включая общественную энергичность, требовательность и критичность) - способность влиять на других людей, объединять и направлять их действия; в-третьих, "склонность к организаторской деятельности" - стойкий интерес и психологическая готовность к организаторской работы, потребность в такой деятельности.

Ю. Н. Емельянов предложил рассматривать "организаторский потенциал" как системное качество, которое характеризует личность в единстве с основными параметрами социальной среды. Действительно, каждая эпоха и каждый коллектив выдвигают к личности лидера специфические требования.

В традициях российского образования сложился идеал организатора образования - личности глубоко эрудированной и высоконравственной. Позднее на первое место вышли идеологические качества. В годы застоя укрепились формализм и показуха, процентомания и обман.

На результаты педагогического взаимодействия существенным образом влияют специальные умения педагога: мобилизовать учеников на интенсивную познавательную деятельность, задавать вопрос, общаться с группой и отдельной личностью, вести наблюдение, организовывать коллектив, владеть собственным настроением, голосом, мимикой, движениями.

Гармоничное единство внутреннего содержания деятельности педагога и внешнее его проявления предопределяет педагогическую технику. Мастерство педагога составляется в объединении духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности.

Техника - это совокупность приемов, средств - речь и невербальные средства общения. Педагогическая техника, как совокупность профессиональных умений, содействует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности педагога и внешнего его выражение. И тогда мастерство педагога окажется в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности.

Педагогическая техника - это умение использовать собственный психофизический аппарат как инструмент воспитательного влияния. Это - овладение комплекса приемов, который помогает преподавателю глубже, ярче, талантливее оказать себя и достичь успехов в воспитательной работе.

Овладение педагогической техникой превращает ее в тонкий инструмент решения самых важных педагогических задач. У понятия "педагогическая техника" включают две группы компонентов.

Первая группа компонентов связанная с умением педагога руководить собственным поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением (снятие лишней психической напряженности, создание творческого самочувствия); социально-персептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи и др.).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением влиять на личность, коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучение: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управление педагогическим общением, организация коллективных творческих дел и др.

Внутренняя техника - создание внутреннего переживания личности, психологическая настройка педагога на будущую деятельность через влияние на ум, волю и чувство.

Внешняя техника - воплощение внутреннего переживания личности преподавателя в его телесной природе: мимике, голосе, речи, движениях, пластике.

В личностно-групповом педагогическом общении с одной стороны выступает педагог, а с другой стороны - класс или студенческая группа. В психологической структуре личностно-группового общения можно выделить несколько этапов:

Подготовка педагога к общению. На этом этапе педагог должен спланировать процесс и содержание общения, исходя из целей и содержания занятия. При этом заранее выбирается эмоциональное настроение на будущее занятие, выходя с состава и численности класса (группы), индивидуальных особенностей учеников, опыта общения, который сложился. Продумываются "лирические отступления" как возможное заполнение пауз, образа реагирования на ожидаемое поведение учеников и др. За такой подготовки следует избегать повторов (то, что достигло цели в другом классе или на другом потоке, совсем не обязательно будет удачным еще раз). Шаблонность в групповом общении сильно снижает авторитет педагога у учеников.

Вступление в педагогический контакт и начальный момент взаимодействия с группой. На этом этапе уточняется возможность реализации задуманного плана общения. Для установления контакта в общении важную роль играет нешаблонность, оригинальность поведения преподавателя. Входя в класс или в аудиторию, нужно заметить что-то необыкновенное (а необыкновенное является всегда и во всем: в наполненности аудитории, в размещении учеников, в готовности средств обучения, в санитарном состоянии помещения и т.п.). Реакция на это необыкновенное "здесь и сейчас" всегда воспринимается аудиторией положительно при условии, конечно, если эта реакция доброжелательная, непосредственная и нестандартная.

Организация и управления общением в ходе проведения занятия (урока, лекции, семинара). На этом этапе преподаватель воплощает задуманную систему коммуникаций, осуществляет языковое влияние, подбирает и реализует адекватные ситуации общения и передача информации, поддерживает контакт с аудиторией. На этом этапе реализуется комплекс коммуникативного взаимодействия субъектов педагогического процесса на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и социально-психологическом.

Эмоциональный, поверхностный уровень определяет комфортность ситуации общения, но не характеризует содержательных его сторон.

Когнитивный уровень связан с предметной стороной общения. На этом уровне разворачивается объяснительный процесс - стержневой элемент личностно-группового педагогического общения.

Общение на социально-психологическом уровне определяет межличностные и групповые отношения педагога с учениками и учеников между собой. Здесь искусство общения тесно переплетается с технологией обучения, организацией работы учеников. Однако не следует забывать, что в любой педагогической технологии главным является ученик. Поэтому, реализуя определенную технологию, подчиняя ей поведение учеников, не следует забывать о культуре общения, педагогический такт и возможности корректирования любой технологии в зависимости от ситуации общения.

В. А. Кан Калек, учитывая особенности поведенческих актов, структурирует процесс профессионально-педагогического взаимодействия таким образом:

1. Моделирование педагогом будущего общения (прогностический этап). Это первый этап, на котором спорят контуры будущего взаимодействия: планирование и прогнозирование содержания, структуры, средств общения. Содержанием его являются определения цели взаимодействия (для чего?), анализ состояния собеседника (почему он такой?) и анализ ситуации (что произошло?). Планируются возможные образа и тональность коммуникации, прогнозируется восприятия собеседником содержания взаимодействия. Целевая установка имеет решающее значение. Именно здесь определяющим является сосредоточения на общей работе с учениками, на развитии их. Учителю целесообразно прежде всего думать о том, как привлечь воспитанника к взаимодействию, заинтересовать, как создать творческую атмосферу, чтобы оказалась его индивидуальность. Для этого педагогу нужна воображение, способность воспринимать и адекватно оценивать человека.

2. Начальный этап общения. Цель его - установление эмоционального и делового контакта в педагогическом взаимодействии. В. А. Кан- Калек дает этому этапу название "коммуникативная атака"; в это время завоевывается инициатива, которая дает возможность руководить общением. Важно овладеть технику быстрого включения во взаимодействие, приемы самопрезентации и динамического влияния. Инициатива необходимая учителю на этом этапе для того, чтобы организованно передать ее в следующем периоде общения.

3. Управление общением. Это сознательная и целенаправленная организация взаимодействия с корректированием процесса общения согласно определенной цели. Осуществляется обмен информацией, обмен оценками по поводу этой информации, взаимооценка собеседников. Создается атмосфера доброжелательности, чтобы дать ученику возможность свободно выявлять свое "Я", получать удовлетворение от общения, подкрепление своим социально значащим потенциям. Передавая инициативу ученику, педагог подает материал для анализа, чтобы раздумья, оценки фактов школьник осуществлял сам с помощью старшого. Именно здесь учитель должен уметь выявлять интерес к ученику, воспринимать информацию от него (активно слушать), высказывать суждение из того или другого повода, транслировать ученикам свой оптимизм и спокойную уверенность в успехе, ставить перед ними яркие цели и указывать на пути их достижение.

Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"