Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

ТРЯПКА. Обычно это жертва Диктатора и его  прямая противоположность. Развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Преувеличивает свою чувствительность. Характерные приемы и трюки: забывать, не слышать, пассивно молчать.

КАЛЬКУЛЯТОР. Преувеличивает необходимость все  и всех контролировать. Обманывает; крутит; говорит неправду; старается, с одной стороны, перехитрить, с другой стороны, проверить еще раз других.

ПРИЛИПАЛО. Полярная противоположность Калькулятору. Со всех сил преувеличивает свою зависимость. Любит быть предметом хлопот. Разрешает и исподволь заставляет других делать за него его работу.

ХУЛИГАН. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Руководит с помощью угроз разного рода.

СВОЙ ПАРЕНЬ. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. В некотором плане столкновенья с ним куда опаснее, чем с Хулиганом. Вы не можете бороться со Своим парнем. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Своим парнем Хулиган проиграет.

СУДЬЯ. Преувеличивает свою критичность. Никому не верит, полон обвинений, негодования, очень неохотно прощает.

ЗАЩИТНИК. Противоположность  Судьи. Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность  к ошибке. Портит других, сочувствуя свыше всякой меры; и не разрешает тем, кого защищает, подняться на собственные ноги и вырасти самостоятельными. Вместо того чтобы заняться собственными делами, проявляет заботу о недостатках других.

В реальной жизни  большинство людей, в частности  деловые партнеры, представляют собой  один из перечисленных типов в наиболее выраженной форме, но время от времени в них «просыпаются» и другие. Человек-манипулятор безошибочно находит себе партнера наиболее пригодного типа. Таких людей тяжело диагностировать, в особенности на основе чужих наблюдений, так как они изменяют стратегию и тактику поведения в зависимости от взаимодействия с тем или другим партнером и конкретной ситуацией.

В основе манипулятивных систем лежат разнообразные стратегии. Шостром выделил четырех из них:

1 АКТИВНЫЙ  – этот манипулятор старается  руководить другими с помощью  активных методов. Он ни за что не станет демонстрировать свою слабость и будет играть роль человека, полного сил.

2 ПАССИВНЫЙ  - этот манипулятор является полной  противоположностью активному.

3 ТОТ, ЧТО  СОРЕВНУЕТСЯ – этот манипулятор  воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрышей и проигрышей. Себе он отводит роль внимательного бойца. Для него важна постоянная битва; деловых партнеров рассматривает как соперников и даже врагов, реальных или потенциальных.

4 БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ  – этот манипулятор играет в безразличие, в индифферентность.

Таким образом, знание типов манипуляторов и особенностей их поведения существенным образом облегчает педагогам, руководителям, юристам, специалистам по переговорам выбор наиболее эффективных решений. Следует отметить четыре противоположные характеристики актуализатора: честность, осознанность, воля и доверие (табл. 5.3). 

 

 

Таблица 5.3 – Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов

Манипуляторы

Актуализаторы

1 НЕПРАВДА (фальш, мошенничество). Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он «ломает комедию» и играет роли, которые должны впечатлить; чувства, которые он выражает, выбираются в зависимости от обстоятельств.

1 ЧЕСНОСТЬ (прозрачность, искренность) Актуализатор способный к честному проявлению своих чувств, какими бы они не были. Ему присущи чистосердечность, выразительность, он по настоящему бывает сам собой.

2 НЕОСОЗНАННОСТЬ (апатия, скука). Манипулятор не осознает  настоящего смысла жизни. Он  слышит и видит только то, что  хочет видеть и слышать.

2 ОСОЗНАННОСТЬ (интерес, жизненаполненность). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он благоприятен к различным проявлениям жизни.

3 КОНТРОЛЬ (закрытость, манерность). Для Манипулятора жизнь подобна  игре в шахматы. Он кажется  спокойным, однако держит себя  под постоянным контролем, и других тоже, пряча от них свои искренние мотивы.

3 ВОЛЯ (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанный, он способен к свободному проявлению свойственных ему возможностей. Он – хозяин своей жизни – субъект, а не объект.

4 ЦИНИЗМ (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим; он чувствует глубокое недоверие к людской природе. Он думает, что в отношениях между людьми существует только две возможности: руководить или быть руководимым.

4 ДОВЕРИЕ (вера, убежденность). У актуализатора глубокая вера в себя и в других, в возможность установить связь с жизнью и преодолеть трудность здесь и сейчас.


 

 

   Поскольку практически все люди в большей или меньшей степени манипуляторы, то вместо того, чтобы отвергнуть наше манипулятивное поведение, нам следует попробовать превратить его актуализационное.

Рыночная ориентация затрудняет актуализацию. Актуализатор понимает ценность своей неповторимости. Актуализатор - это многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями, в то время как манипулятор - это многогранная личность с антагонистическими противоположностями. На рис. 4.4 актуализированная личность представлена как комбинация четверых взаимодополняющих потенциалов, которые обычно развиваются из бывших манипулятивных потенциалов. Из Диктатора развивается Руководитель (1), которые скорее ведет, чем диктует. Противоположностью Руководителю, который дополняет его, есть Сочувственный (2). Сочувствующий не только говорит, но слушает и дает себе отчет в своей слабости. Он требует заботы, однако признает человеческое свойство ошибаться. Актуализатор интегрирует, как свою способность руководить, так и сочувствовать. Из Математика развивается Внимательный (3). Вместо того чтобы использовать или эксплуатировать, актуализатор уважает себя и других как людей, а не вещи. Стороной, которая дополняет Внимательного, есть Признательный (4). Признательный не просто зависит от других людей, но дает высокую оценку разным видам мастерства, присущим им. Он относится с уважением к взглядам, отличных от его собственных, и не имеет потребности в том, чтобы другие думали так же, как он. Актуализатор интегрирует как свое уважение, так и высокую оценку.

Из Хулигана развивается Напористый (5), который радуется неприятелю, который чего-то достоин; он прямой и откровенный, не твердый и не стремится доминировать подобно Хулигану. Взаимодолняющей противоположностью Напористому служит Заботливый. Заботливый - это не раболепный Свой парень, а приятный, дружеский человек. Актуализатор интегрирует обе стороны: как напористость, так и заботу. Он энергичный в своих межличностных отношениях, однако, имеет и способность проявлять заботу.

Из Судьи развивается Выразитель, который не подвергает критике других, но способен твердо выразить свои убеждения. Дополнительной стороной Выразителя, который его дополняет, есть Проводник. Проводник не защищает и не учит других, но мягко помогает любому найти правильное решение. Актуализатор интегрирует выразительность и ведение. Он думает не за других, а вместе с ними. Он помогает другим помочь себе, выражая собственную мысль, после чего предоставляет право каждому принимать свое собственное решение.

1 – Диктатор – Руководитель

2 – Тряпка – Сочувствующий

3 – Математик –  Внимательный

4 – Прилипало –  Признательный

5 – Хулиган – Напористый

6 – Свой парень - Заботливый

7 – Судья – Выразитель

8 – Защитник – Проводник

Рис. 5.4 – Схема превращения манипулятивных потенциалов в потенциалы актуализатора  

 

Исполнительская деятельность, независимо от ее предметных и профессиональных качеств, может быть описана с помощью семи психологических характеристик (шкал):

а) целеустремленность - бесцельность;

б) мотивированность - незаинтересованность;

в) самостоятельность - зависимость;

г) организованность - стихийность;

д) ответственность - безответственность;

е) компетентность - некомпетентность;

ж) творчество - рутинность.

По этим шкалам можно  составить психологические «профили»  исполнителей, и через качественный анализ выделить наиболее типичные. Основными из них являются:

1) творческий  тип исполнителя – самостоятельный, компетентный, искатель;

2) сверхнормативный – целенаправленный, заинтересованный, организованный;

3) регламентированный (наиболее распространенный);

4) пассивный;

5) «создатель» указаний руководителя;

6) низкомотивированный;

7) тип исполнителя,  который уклоняется;

8) исполнители,  которыми тяжело руководить - подчиненные.       

 Среди последних работников выделяют такие:

- ленивые: просто работают недостаточно;

- «злые»: «загрязняют» свои отношения с людьми раздражительностью и вызывающим поведением;

- беспомощные: так стремятся не потерпеть неудачу, которые обязательно испытают ее;

- эмоциональные: слишком погружаются в свои чувства;

- аморальные: ради собственного удовлетворения используют людей и системы и причиняют им убытки;

- те, что занимают  оборонительную позицию: сооружают барьеры при наименьшем намеке на изменения;

- «отчаянные»: «носятся» со старыми образами; те, которые уклоняются: активно избегают советы;

- равнодушные: их не беспокоят окружающие;

- неразумные: делают неправильные или ограниченные выводы;

- самоуверенные: близкие к тому, чтобы считать себя безгрешными;

- запуганные: ограничивают свои потенциальные возможности, боясь неизвестно чего.

Независимо от Шострома, психотерапевт Вирджиния Сатир создала собственную классификацию, которая во многом очень близка к прежде описанной. Категории В. Сатир:

1.         ОБВИНИТЕЛЬ. Это хозяин, начальник, шеф; ведет себя так, будто он - главнейший, и от него зависит все. Разговаривает громким, напряженным голосом, обычно в приказном тоне, опровергая всех, даже не выслушав - ответа других для него не важные.

2. УГОДНИК. Всегда заискивает, благодарит и извиняется, со всем согласен. Демонстрирует свою беспомощность и зависимость от других, чувство вины за все, что происходит, страдает от сознания собственной малозначимости.

3. РАЗРУШИТЕЛЬ. Никогда  не говорит и не делает ничего  конкретного, на вопрос отвечает  невпопад, перескакивает с одного на другое, за свои слова не отвечает, не может на чем-нибудь сосредоточиться, не способный хотя как-то расставить приоритеты; при этом будто вечно занятый, суматошный и говорливый, но часто, на первый взгляд, даже волшебный.

4. КОМПЬЮТЕР. Всегда  очень корректный и весьма умный, не эмоциональный, хладнокровный и собранный. Движения лишены живости, голос невыразительный, интонации монотонные, речь абстрактная и включает умные правильные длинные обороты, даже если его никто уже не слушает.

Эти знания разрешат деловому человеку в процессе взаимодействия с другими понять, почему собеседника иногда «заклинивает», и что нужно сделать, чтобы «переключить» его.

Приемы, связанные с  разными коммуникативными стилями  поведения, используются разными людьми по-разному.

Изменяя ту или иную стратегию, манипулируя и играя с тем  или другим психотипом, сознательно демонстрируя стиль «обвинителя» или «угодника», можно эффективно решать любые собственные проблемы. В.Сатир выделила и такой стиль, как ВЫРАВНИВАНИЕ. Для него характерна воля, искренность и легкость отношений, а также реальное, а не наигранное чувство собственного достоинства и уважения к другому. Именно такой стиль взаимодействия с деловыми партнерами разрешает конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, находить пути решения «коммуникативных глухих углов», искать точки стыка людей с разными взглядами, позициями, мыслями. (Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. Г., 1998. С. 89-91.)

В деловых контактах  с разными партнерами все мы ведем  себя, как уже отмечалось, по-разному. Американский психолог Эрик Берн разработал в 60-х годах модель Эго-состояния. Соответственно нему каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родителя, Взрослого или Ребенка.

Каждое Эго-состояние  является замкнутым и состоит из трех частей: мыслить, чувствовать, действовать.

Все три связанны между  собою характеристики принадлежат  каждому человеку. Без Родителей  человек должен был бы каждый раз  снова осваивать человеческий опыт. Роль Взрослого разрешает трезво оценивать действительность, контролировать поведение и действия Родителя и Ребенка. Ребенок - источник многих радостей, положительных чувств, постоянного ощущения новизны и поиска. Отклонение в поведении человека появляется тогда, когда при взаимодействии с другими одно из этих состояний доминирует.

Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"