Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

Негласные лидеры чаще обладают интеллектом, честностью, общительностью, пониманием, агрессивностью умением хорошо говорить, решительностью и трудолюбием.

Харизматический лидер - это обаятельный человек, способный внушать благоговение подчиненным Его точку зрения считают неоспоримой, он способен собрать команду и вдохновить ее. Харизматические лидеры более эффективны, чем нехаризматические. Их отличает: большая потребность во власти, энергичность, социальная напористость, ориентация на успех, уверенность, самоконтроль, некоторые атрибуты феминности и заботливость, потребность в переменах.

Попутно отметим признаки управленческой некомпетентности. Способные люди часто терпят крах в своей карьере потому, что их воспринимают как надменных, мстительных, не заслуживающих доверия, самолюбивых, сверхэмоциональных (невыдержанных), принуждающих, сверхконтролирующих, бесчувственных, слишком агрессивных, отчужденных от коллектива, не способных к делегированию власти или принятию решения.

Отмечается, что кратковременные тренинги по корректировке личности малоэффективны. Особенно устойчивы характеристики, связанные с темпераментом.

В отношении интеллекта и морали лидера существует традиционное мнение, что интеллект имеет линейную корреляцию с лидерством, а мораль - U-образную зависимость (излишняя щепетильность снижает авторитет).

Ш. Кирпатрик и Э. Лор (1996) определяют харизматическое лидерство  как совокупность различных вариантов  поведения и личностных характеристик, выделяя три основных компонента:

1. Предвидение включает ожидания хороших результатов и внушение коллегам уверенности в возможности реализации данного предвидения на практике.

2. Сообщение  участникам ключей или информации по выполнению задания состоит в четком произнесении того, что должно быть сделано и каким образом, Т.е. прояснение задания. Это подразумевает интеллектуальную стимуляцию работников.

3. Коммуникативный  стиль харизматического лидера отличается пленительным тембром голоса, интонациями, взглядом прямо в глаза, воодушевленным выражением лица во время разговора, сильными невербальными приемами.

Отмечается, что на выполнение задания в большей степени  влияет общая цель. Харизматический  коммуникативный стиль влияет только на восприятие харизмы. Характерно, что  имидж важен в создании первого впечатления, но не гарантирует успеха в дальнейшей работе или общении.

Есть мнение, что истинный харизматический лидер вообще не стремится в лидеры. Лидерство  само приходит к нему, потому что  харизму воспринимают все.

С лидерством связаны  такие характеристики, как интеллект и настойчивость. При этом умеренно высокий интеллект в сочетании с высокой настойчивостью достигнет лучших результатов, чем высокий интеллект с меньшей настойчивостью (Симонтон, 1995). Именно поэтому имиджмейкеры претендентов на президентство в США советуют им не выказывать слишком высокий коэффициент интеллекта, чтобы «не отрываться от народа», и больше упирать на мужественность и решительность.

Факты говорят о том, что врожденное лидерство предполагает уверенность в себе, напористость, доминантность и аттракцию (привлекательность).

Исследования психологов (В. Погольша, 1998) установили комплекс коммуникативно-личностных свойств, необходимых для личного  влияния: легкость и навыки общения, адаптивность, умение быстро приспосабливаться; активная позиция во взаимодействии; мотив достижения; аффилиация; понимание собеседника и социальный интеллект в целом.

Перечисленные свойства составляют как бы «харизму» личного  влияния.

Типы личного  влияния

1. Социальный интеллект объединяет людей легких в общении, хорошо адаптирующихся в любой ситуации, уверенных в себе, с высокой адекватной самооценкой. Окружающие воспринимают их как сердечных, пони мающих и надежных людей. Такой тип влияния - самый распространенный, им обладает каждый четвертый.

2. Личный магнетизм - тип влияния, близкий первому, только с еще более выраженным социальным интеллектом, чувством собственного достоинства. Кроме того, их отличает высокое самообладание и чувство такта. Личный магнетизм относится к высшему уровню проявления способности личного влияния. Но свойствен он лишь одному человеку из десяти.

3. Фрустационный тип личного влияния присущ общительному и даже в чем-то обаятельному человеку, легко вступающему в контакт, наделенного чувством юмора. Ему присуща самоуверенность, импульсивность. Он умеет рисковать, ориентирован на результат. Но при этом не отличается высоким самоуважением, самообладанием, стабильностью, рефлексивностью и удовлетворенностью общением.

В общении такихлюдей часто проявляется авторитарный стиль и стремление замкнуть партнера на своих проблемах и эмоциях. Их состояние характеризуется напряженностью и дискомфортом, так как в нем преобладают фрустрация, агрессия, конфликтность и невротичность.

Зачастую причиной и  следствием этого является алкоголизм. Однако состояние фрустрации (трудности решения проблемы) не вгоняет их в затяжную депрессию, а порождает азарт и новый мотив достижения.

В таких людях импонирует обаяние и чувство юмора, умение посмеяться над собой и открыто  признать свой промах.

Данный тип влияния является достаточно распространенным, им обладает каждый шестой.

4. Ориентация  на ответственность и компетентность присуща индивидам с очень высокой ответственностью, воспитанным, с достаточно высокими моральными установками и самоуважением. Это в большинстве своем застенчивые люди, они не любят рисковать.

Люди такого типа имеют, пусть и невысокое, но влияние  благодаря своей порядочности, компетенции, надежности и ответственности.  

 

3 Феномен  обратной связи в межличностном  общении

 

Обратная  связь - это реакция получателя на сообщение. Она может быть вербальной и невербальной, письменной и устной. С помощью обратной связи мы можем оценивать эффективность нашей коммуникации.

Информацию в ракурсе  общения различаю двух типов побудительную и констатирующую. Побудительная информация отправляется с целью вызвать реакцию получателя в виде обратной связи или какого-то действия, или возникновения намерения. Такая коммуникация может быть в виде стимулирующей рекламы, убеждения, просьбы, призыва, агитации, угрозы, приказа, распоряжения и т.п. Констатирующая информация имеет целью доведение до сведения. Это может быть, например, информационное сообщение СМИ, докладная записка, напоминающая реклама, рассказ. Для такой констатации характерна нейтральная, безоценочная интонация отправителя.

Конструктивная  обратная связь корректирует поведение воздействующего в сторону повышения эффективностиобщения.

Деструктивная обратная связь мешает общению и даже разрушает его.

Коммуникативная техника «Я - высказывания». По сути, это откровенное самораскрытие. Вам самим надо научиться открываться собеседникам, чтобы они смогли оценить вас по достоинству. Самораскрытие обычно совмещают с самопрезентацией.

По мере того как один из собеседников понемногу раскрывается перед вторым, общение становится все более интересным, и, в конце концов, второй собеседник тоже начинает раскрываться перед первым. Чтобы избежать неприятностей и добиться социального успеха, не преувеличивайте ваши добродетели и не скрывайте свои недостатки. Слегка подтрунивающий над собой человек вызывает симпатию. Самое трудное - это набраться смелости и решиться. Слабым и неуверенным в себе, некоммуникабельным людям это дается трудно. Разумеется, существует риск перенести стресс в случае неприятия самораскрытия или, Того хуже - встретить насмешку или презрение. Впрочем, прикинуться наивным простачком бывает очень полезно, чтобы снять барьеры настороженности, например, в деловых переговорах. Расслабившийся партнер обычно теряет бдительность.

Применять тактику самораскрытия можно и в позиции «сверху» (в ограниченных рамках), и «на равных», и «снизу». А прикидываться простачком легче всего, конечно, в позиции «пристройки снизу».

Техника «отзеркаливания  чувств» может осуществляться как  на вербальном, так и невербальном уровнях. В первом случае партнер констатирует, что испытывает те же чувства, что и обращающийся к нему. Как сказано в библии: «плачьте с плачущими и веселитесь с веселящимися». На невербальном уровне приемы «отзеркаливания чувств» могут также помогать взаимопониманию и эмпатии. Если у партнера сосредоточенное нахмуренное лицо и тревожный взгляд, то неуместным будет ваша улыбка, говорящая об отсутствии сочувствия. Но если вы хотите увести человека от мрачных мыслей или негативного настроя, то может быть, и не надо поддерживать его невербальные признакинапряжения своими.

Ваш спокойный уверенный  взгляд и расслабленная поза как  бы подадут пример позитивного настроя  партнеру.  

 

4 Трудности  межличностного общения

 

Нарушения, трудности и барьеры общения.

Очевидно, что эффективное общение основывается на понимании людьми друг друга. Для установления понимания необходимо устранить то, что ему мешает. Можно говорить о неумении установить контакт и неспособности его установить.

«Коммуникативность» человека может пониматься как владение процессуальной стороной контакта, сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу.

«Коммуникабельность» следует понимать как владение социальной стороной контакта - соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор.

Нарушение общения - это двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.

Е.В. Залюбовской (1984) предложено следующее  определение: коммуникативный барьер - это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее. Причинами таких барьеров являются мотивационно-операционные, индивидуально-психологические и социально-психологические особенности общающихся. В число таких барьеров могут входить: культурные и лингвистические, национальные и религиозные различия; убеждения, установки, стереотипы; разница в возрасте, в образовании и интеллекте, воспитании, социальном происхождении и настоящем положении; противоположные цели контакта.

Трудности общения. Эти трудности в отличие от коммуникативных барьеров сопровождаются нервно-психическим напряжением. В.Н. Куницына выделяет две группы трудностей.

Субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся. Они включают: социальную неуверенность (подчиненного перед  начальником и т.п.); робость, застенчивость; неумение установить контакт.

«Объективные» трудности, обнаруживающиеся в условиях контактов коммуникативного или коммуникабельного характера.

Наиболее распространенной трудностью общения является застенчивость. Таковыми считают себя около 40% взрослых людей, из которых 85% уверены, что это мешает им добиваться успеха и реализовать свои возможности.

По определению В.Н. Куницыной застенчивость - это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения. Застенчивость проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности.

По мнению американского психолога  Ф. Зимбардо (1987) внутренняя напряженность  застенчивого человека происходит из-за чрезмерного возрастания процессов самоконтроля и оценок окружающих, у многих застенчивых наблюдается отрицательная самооценка.

По-видимому, с возрастом застенчивость  проходит по той причине, что человек  избавляется от завышенных моральных табу, внушаемых ему в процессе воспитания. Взрослый чаще воспринимает мир следующим образом: «Если я не хороший, то и вы все не лучше».

Есть мнение, что примерно в 40% случаев  застенчивость обусловливается  генетическим фактором. У робких людей наблюдается природная чувствительность к конфликтам и угрозе (Дж. Чик, 1984).

Помимо застенчивости можно  выделить и другие свойства личности, затрудняющие общение:              

 · человек хочет и может,  но не умеет общаться (невоспитанность,  беззастенчивость, эгоцентричность);              

 · не хочет, не умеет  и не может общаться (аутичность, то есть замкнутость, глубокое одиночество);               

 · умеет, но уже не может  и не хочет (отчужденность,  выключенность из социальных  связей, одиночество в толпе);              

 · умеет, может, но не  стремится (глубокая интровертность, самодостаточность, отсутствие мотивации);               

 · и может, и хочет, но  боится.

Коммуникативные техники и особенности,

Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"