Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

Пространство и время  организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций.

Так же некоторые нормативы, разработанные в разных субкультурах, относительно временных характеристик  общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход заранее на переговоры символизирует вежливость, и наоборот.

Проксемика как специальная  область, которая занимается нормами  пространственной и временной организации  общения, имеет на сегодня уже  большой экспериментальный материал.

Основатель проксемики Э. Холл называет проксемику «пространственной  психологией».

Оптимальная организация  пространства общение сыграет определенную роль лишь «за других равных», но даже только ради этой цели ее исследованием  следует заниматься.

Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических  наборов пространственных и временных  констант коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко  выделенные наборы получили название «хронотопов». 

 

6 Средства  невербальной коммуникации и проблема интерпретации невербального поведения  

 

 

         К  средствам невербальной коммуникации  принадлежат жесты, мимика, интонации,  паузы, и др., которые образуют  знаковую систему, которая дополняет  и усиливает, а иногда и замещает  средства вербальной коммуникации - слова.        

 Средства невербальной  коммуникации можно объединить  в следующие группы:        

 1 Телесный контакт, который выражается в разнообразных формах - толчки, поплескивание, поглаживание и др.        

 2 Дистанция между теми, кто общается. Дистанция между участниками общения свидетельствует о его формальности или неформальности, об отношении партнеров друг к другу, о степени заинтересованности в разговоре.        

 3 Ориентация, то есть расположение тех, кто сидит (ли стоит), соответственно друг к другу. Ориентация может изменяться в зависимости от ситуации и свидетельствует о степени соперничества или сотрудничества.        

 4 Внешний вид. Основная цель - сообщение о себе. Через свой имидж партнеры информируют окружающих о своем социальном положении, виде деятельности, самооценке и др.        

 5 Поза тела. Поза обычно указывает на те или иные межличностные отношения, на социальное положение партнера. Она может изменяться в зависимости от расположения духа и эмоционального состояния человека. Однако за интерпретации необходимо учитывать культурный потенциал человека и общепринятые этикетные условности, которых следует придерживаться в тех или иных конкретных ситуациях.

6 Кивок председателя - используется для одобрения или подтверждения чего-нибудь, а также как сигнал, который дает партнеру основание вступить в диалог.

7 Выражение  лица (мимика) - дает возможность для широкой интепритации эмоций, которые скрываются ли демонстрируются, помогает понять информацию, которая передается с помощью речи, сигнализирует об отношении к кому-нибудь или чему-нибудь.        

 8 Жесты - могут быть не очень выразительные, например, движения председателя или тела, но используются параллельно с речью, чтобы что-то в нем выделить, подчеркнуть, а иногда и заменить его.        

 9 Взгляд - разрешает считывать разнообразнейшие сигналы: от проявления интереса к кому-то или чему-то до демонстрации абсолютного пренебрежения. Выражение глаз находится в тесной связи с языковой коммуникацией.         

 10 Паравербальные и экстравербальные сигналы. Содержание высказывания может изменяться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр голоса были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на содержание высказывания, сигнализируют проэмоции, состояние человека, его уверенность или стыдливость.        

 Таким образом,  язык тела сам по себе есть  разновидностью «параллельного»  языка, который сопровождает, как  правило, речевые высказывания  человека и охватывает все  его движения, в частности и душевные (психомоторные).         

 Тот факт, что человек  способен молчать, но не может  целиком контролировать движения  своего тела, предоставляет партнеру  по общению, которое умеет «считывать»  невербальную информацию, ошеломляющий  за своими возможностями «инструмент», что разрешает ему адаптировать и реадаптировать собственную коммуникационную технику соответственно реакции (невербалики) собеседника, которая зависит от:        

- его пола, анатомических  особенностей и типа;        

- степени интравертности или экстравертности характера;        

- психологических, физических  и духовных потребностей;        

- степени ее подвижности;         

- места проведения  беседы, переговоров и др.        

 Невербальная коммуникация  покоряется определенным правилам, которым мы покоряемся бессознательно, но чутко реагируем на их нарушение, к этим правилам могут быть отнесены следующие:        

1) использование невербальных  знаков должно быть определенным  и таким, что познается;        

2) мы должны быть способны переводить наши чувства и намерения в невербальные средства («кодировать»);         

3) наблюдатель должен  быть способен к интерпретации  невербальных знаков («декодированию»).         

 Вместе с тем  выполнение этих правил обнаруживается  не такой простой задачей. Основные проблемы интерпретации невербальных сообщений (их кодирование и декодирование) связанные с самой природой невербальной коммуникации. Рассмотренные прежде особенности невербальных сообщений контекстуальность, многозначность, спонтанность и ненамеренность определяют сложность процесса интерпретации невербального поведения. Мы не можем «читать человека, как книгу», равно как другие не могут «читать» нас. Тем не менее, люди, которые общаются с нами, придают определенное значение нашему поведению и на основании собственных наблюдений могут строить важные заключения и принимать решение.         

 Установлено, что  стойкими и однозначными есть  лишь экспрессивные коды основных  эмоциональных состояний человека: радости, страха, гнева, внимания, удивления, презрения и некоторых других. Другие способы невербального кодирования поддаются влиянию великого множества факторов, среди которых:        

- общая ситуация общения;         

- индивидуальные особенности  проявления состояний любым из  участников общения;        

- пол;        

- возраст;        

- степень значимости  партнеров друг для друга;        

- культурные и этические  нормы проявления индивидуальных  особенностей личности.        

 Очевидно, если учесть  все эти факторы в ситуации непосредственной межличностному взаимодействию для точной интерпретации не вербальных посланий практически невозможно. Поэтому мы постоянно ошибаемся в определении содержания многих невербальных сообщений, проверяем раз за разом свои выводы, уточняем их, а иногда так и остаемся в заблуждении.         

 Итак, интерпретируя  невербальные послания, необходимо  учитывать следующие моменты:        

- уникальность невербального  языка;        

- неизбежность противоречий  между невербальным проявлением  и его психологическим содержанием;        

- изменчивость способов  невербального выражения;        

- зависимость успешности  кодирования от умения человека  адекватно выражать собственные  переживания, от уровня сформированности  у него привычек кодирования  невербальных сообщений.        

 Интерпретация невербального  поведения превращается в творческий  процесс, который требует от  его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям,  социального интеллекта, то есть  того, что называется коммуникативной  компетентностью.

 

ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

         

1 Структура  межличностного взаимодействия.        

2 Характеристика  интерактивной стороны общения.        

3 Стили  общения. 

1 Структура межличностного  взаимодействия

 

         

 Межличностное взаимодействие – это инструментально-технологипческая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотношение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения.        

 Практически любое  общение предполагает достижение определенных целей. Соответственно целям определяется и стратегия общения, которая может иметь такие варианты:        

1) открытое – закрытое  общение;        

2) моногическое –  диалогичное;        

3) ролевое (исходя  из социальной роли) – личностное (искреннее общение).

Цели и стратегия  общения обуславливают выбор  тактики и техники общения.

Тактика общения  – реализация конкретной коммуникативной стратегии на основе знания техник и правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникаций умений.

Для того чтобы выбрать  нужную манеру поведения и форму  взаимодействия с другим человеком, необходимо сориентироваться в ситуации, понять контекст, в котором происходит взаимодействие. Определение ситуации является важнейшим структурообразующим  моментом межличностного взаимодействия.

Определив ситуацию, люди начинают выстраивать позиции, которые  позволяют им достичь своей цели при определенных обстоятельствах. Соотношений позиций, пристройка к  позиции друг друга или «проверка  их на твердость» - еще один важный структурный аспект межличностного взаимодействия, который может быть проанализирован в пространственных терминах. Можно утверждать, что условием межличностного взаимодействия является формирование пространства такого взаимодействия.

Уровни взаимодействия допускают соответствующие процедуры (или механизмы) ее реализации, иначе говоря, знание «сценариев» поведения в определенной ситуации.

Для того, что бы понять содержание взаимодействия между людьми, необходимо знание контекста того, что происходит. Посмотреть на поведение человека в определенном контексте – означает поместить его в такие рамки, в которых приобретает более-менее однородное содержание. Отсутствие таких рамок сбивает человека с толку, не позволяет ему сориентироваться в ситуации.

Обращение к контексту ставит как минимум две задачи в межличностном взаимодействии. Для наблюдателя – это условие пояснения того, что происходит между людьми, почему именно так, а не иначе общаются индивиды; для действующего лица – это возможности сформулировать собственное отношение до того, как произойдет выбор способа поведения, адекватных определенной ситуации, т.е. возможность соотношения действий и ситуации.

В теории межличностного общения видимо несколько классификаций стандартных  социальных ситуаций. Рассмотрим две из них.

В зависимости от степени личностного  привлечения в создание отношений  можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой (кратковременное  социально-ситуационное общение), деловой  и интимно-личностный.

Социально-ролевой уровень общения – это уровень общения, на котором от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждения себя, своего статуса; общение, как правило, носит анонимный характер. На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений на этом уровне – знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимоотношений.

Деловой уровень общения  – уровень общения, на котором людей объединяют интересы дела, общественная деятельность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества; общение является психологически отстраненным, доминирует «Я-Вы» контакт. На деловом уровне людей объединяет совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

Интимно-личностный уровень  общения – уровень на котором основной целью общения является удовлетворении потребности в понимании, сочувствии, сопереживании; от партнеров ожидается психологическая близость, эмпатия, доверие. Интимно-личностный уровень характеризуется личностной психологической близостью, сопереживанием, проникновением во внутренний мир других людей, прежде всего близких. Основной принцип такого общения – эмпатия.

Еще одна классификация видов межличностного взаимодействия принадлежит известному американскому психологу Эрику  Берну, который исходит из того, что люди постоянно заняты тем, как структурировать свое время. Одна из функций жизни в обществе состоит в том, что бы предоставлять друг другу взаимопомощь в этом вопросе.

Определенные Берном способы структурирования времени представляют собою способы организации межличностного взаимодействия. Он предлагает рассмотреть шесть форм социального поведения – четыре основные и два граничных случая.

Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"