Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

6 Средства  невербальной коммуникации и  проблема интерпретации невербального поведения. 

1 Общая характеристика  средств общения

 

         Передача  какой-либо информации возможна  лишь при помощи знаков, точнее, знаковых систем.        

 Основные средством коммуникации, свойственным только человеку, является  речь. Вместе с тем люди передают друг другу информацию, используя не только слова, но и множество других способов, среди которых – жесты, мимика, позы, одежда, прическа и даже предметы, которые окружают.         

 Невербальные сообщения могут  передаваться при помощи:

ü     выразительных движений тела, так называемому экспрессивному поведению личности;

ü     звукового оформления речи;

ü     определенным образом организованного простора, который окружает человека и который человек может контролировать, изменять;

ü     визуального контакта;

ü     использования материальных предметов, которые имеют символическое значение.  

 

        

 Рис. 2.1 – Соотношение вербалики и невербалики в процессе коммуникации. 

 

 

         Таким образом,  различают вербальную коммуникацию (которая использует речь как знаковую систему) и невербальную коммуникацию (где используются различные неречевые знаковые системы). Последняя, в свою очередь, подразделяется на четыре формы: кинесика, паралингвистика, проксемика и визуальное общение.        

 Вербальная коммуникация как знаковая система использует речь.        

 Невербальная коммуникация  представляет собою обмен невербальными  сообщениями между людьми, а так  же их интерпретацию.        

 Невербальная коммуникация  предоставляет тем, кто общается, большое количество дополнительной информации, которую они в принципе не могут получить по вербальным каналам общения. Во-первых, это информация о личности коммуникатора, которая свидетельствует о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, самооценке и «Я»-концепции, личностные свойства и качества, социальный статус, коммуникативную компетентность.         

 Во-вторых, это информация об  отношении участников коммуникации  друг к другу, что определят  желательный уровень общения  (социальная и эмоциональная близость или отдаленность), характер или тип отношений (доминирование/зависимость, симпатия/ нерасположенность) и динамику отношений (стремление поддерживать общение, прервать его, конфликтовать и т.д.).        

 В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, которая позволяет их регулировать взаимодействие. Она включает информацию о глубине данной ситуации (комфортность, спокойствие, интерес) или стремление выйти из нее (нервозность, нетерпение).        

 Невербальная и вербальная коммуникация участников коммуникации к самой ситуации, что позволяет им регулировать взаимодействие.         

 Расхождения между вербальной  и невербальной коммуникацией  можно представить таким образом  (таблица 1): 

 

Таблица 2.1.

Невербальная коммуникация

Вербальная коммуникация

1 Обмен сообщениями  о том, что происходит «тут  и сейчас», в рамках конкретной  ситуации, с людьми, которые выступают  в непосредственное взаимодействие.  

 

2 Невербальные сообщения  тяжело разложить на отдельные единицы; их ядро составляют различные движения тела, лица, голоса и др. 

 

3 Невербальное поведение  спонтанно, свободные движение  преобладают на контролируемыми,  неосознанные над осознанными.

4 Невербальную речь  человека, как правило, усваивают  сами, наблюдая, копируя.

1 Обмен сообщениями,  которые могут существовать отдельно  от человека, который передает  их, позволяет информировать об  отсутствии предметов или явлений.  

 

2 Составляющие элементы  вербального сообщения четко  отделены друг от друга, их  соотношение подчиненное определенным правилам.

3 Вербальные высказывания  в значительной степени осознанны,  их легче анализировать, оценивать,  понимать, контролировать. 

 

4 Говорить детей учат  специально, семья и общество  уделяют этому достаточно много  сил и времени.


 

  

 

2 Речевая  коммуникация: структура и функции  

 

К вербальным средствам  общения относится человеческая речь. Именно с ее помощью люди передают и получают информацию, «упакованную»  в том или другом тексте. Не случайно нашу эпоху называют эпохой «человека, который говорит». В реальной практике общения миллионы людей каждый день занимаются созданием текстов и их передачей, а миллиарды - их восприятием.

Специалисты по общению  подсчитали, что современный деловой  человек за день произносит приблизительно 30 тысяч слов, то есть больше тысячи слов в час. Речевое (словесное) сообщение, как правило, сопровождается несловесным, которое помогает осмыслить языковой текст. Как уже отмечалось, несловесные средства коммуникации называются невербальными или языком движений тела.

Различают четыре вида речевой  деятельности. Два из них принимают  участие в создании текста (передаче информации) - это говорение и  написание, а другие два - в восприятии текста, заложенной в нем информации - это слушание и чтение.        

 В зависимости от намерений коммуникантов (что-то важное сообщить или о чем-то узнать, высказать оценку, отношение, побуждать к чему-нибудь, сделать приятное, оказать услугу, договориться по какому-то вопросу и др.) возникают разнообразные речевые тексты, речевые конструкции.        

 Существуют следующие  типы выражений: сообщение; мысль,  суждение; рекомендация, совет; критическое  замечание; комплимент; предложение;  вывод, резюме; вопрос, ответ и  др.        

 В любом тексте (письменном или устном) реализуется  система речи. Любая национальная речь (то есть речи всей нации) представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как: литературная речь; просторечные слова и высказывания; территориальные и социальные диалекты; жаргоны.        

 Литературный язык - это язык образцов, его нормы считаются обязательными для носителей речи.        

 Просторечие может  быть охарактеризовано как отклонение  от литературной нормы. Указанные  отклонения могут возникать по  разной причине, но главным  образом предопределяются недостаточным  владением литературным языком. Это речь малообразованных людей.         

 Территориальные диалекты (местный говор) - диалекты отдельных  групп, которые проживают в  определенной местности. Социальные  диалекты появились вследствие  социальной, профессионально-производственной, вековой неоднородности общества.         

 Жаргон включает сленг и язык арго.        

 Как средство общения,  язык обслуживает все сферы  общественно-политической, профессионально-деловой,  научной и культурной жизни.        

 Речь - это система  фонетических, лексических, грамматических  единиц, которая является средством общения людей, высказывание ими своих мыслей, чувств, желаний и намерений. В деловом взаимодействии используется официально-деловой стиль речи.        

 К основным функциям  речи в общении относятся:        

- конструктивная (формулирование мыслей);        

- коммуникативная (функция  обмена информацией);        

- эмотивная (высказывание  отношения того, кто говорит, к  предмету речи, и непосредственная  эмоциональная реакция на ситуацию);         

- влияния на адресата (делового партнера).        

 Язык реализуется  в речи и только таким образом  выполняет свое коммуникативное  назначение. Речь - это внешнее проявление  языка, это последовательность  единиц языка, организованная  и структурированная по его  законам и, соответственно, потребностям  информации, которая высказывается.        

 В социальных науках  используется несколько понятий,  которые задают разные ракурсы  рассмотрения действенного аспекта  языка.        

 Речевая деятельность - это специализированное употребление  речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности - общение.        

 Речевая коммуникация - информативная и коммуникативная  сторона языковой деятельности.        

 Речевое общение  - процесс установления и поддержки  целенаправленного, прямого или  опосредствованного контакта между людьми с помощью языка.        

 Языковой акт - элементарная  единица речевого общения, провозглашение  тем, кто говорит, выражения  в непосредственной ситуации  общения с тем, кто слушает.         

 Речевое поведение  - использование языка людьми в предсказуемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций; совокупность речевых поступков.        

 Анализ речевой  коммуникации можно осуществить,  используя известную схему коммуникативного  акта (рис. 4), предложенную одним  из творцов кибернетики К. Шенноном, а потом модифицированную известным лингвистом Р. Якобсоном.        

 Структура коммуникативного  взаимодействия развивается соответственно  прохождению информации по коммуникативной  цепи: адресант (отправитель) - кодирование сообщения - движение по каналам - расшифровка (декодирование) - адресат (получатель),

        

 Рис. 2.2 - Схема коммуникативного  акта. 

 

 

         Речь  приобретает определенный смысл  и может быть понятной только  в структуре не неречевого  контекста. Контекст (или ситуация) - это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.         

 Код в речевой  коммуникации - это и литературный  язык или его разновидность  (диалект, сленг, стиль), которые  используют участники данного  коммуникативного акта.        

 Кодирование исходного сообщения  означает перевод его в набор  знаков, сигналов или, которые  приблизительно могут быть понятны  другому партнеру. Выбор способа  кодирование во многом зависит  от личности адресанта.        

 Каналы передачи  информации в основе своей являются материальными носителями для знаков, в которые воплотилось сообщение (в речевой коммуникации устное или письменное).         

 Для успешной расшифровки  (декодирование) сообщения нужно,  как минимум, знание получателем  языка, подобной к языку отправителя сообщения.        

 Обратная связь  - еще один структурный компонент  любой коммуникативной ситуации. Реакция слушателей на высказывание  того, кто говорит, в сущности, представляет собой цементирующий  момент общения, ее отсутствие  приводит к разрушению коммуникации.        

 В процессе вербальной  коммуникации большое значение  имеет так называемый подтекст  сообщения. Подтекст - это неявное  содержание речевого сообщения,  осознаваемый лишь в его контексте.  Признаки подтекста могут прятаться  в содержании речи; в характеристиках его звучания (тон, сила голоса, паузы, смех и др.); в невербальных характеристиках поведения (позы, размещение деловых партнеров в пространстве, мимика, жесты).        

 Та или другая  информация может быть воспринята  как скрытое содержание тогда, если между элементами, которые составляют ее основу, есть смысловое противоречие или несоответствие.        

 По характеру передачи  и приема информации можно  выделить три вида подтекста:        

1 Соответствующей действительности  подтекст - скрытое содержание имеет место и был воспринят.        

2 Скрытого содержания  у сообщения не было, но он  был приписан, то есть подтекст  скрытый.        

3 Скрытое содержание  было, но остался незамеченным - пропущенный  подтекст.        

 В деловом общении использование и понимание подтекста связанно со следующими моментами:        

- если партнер не  сумел раскрыть содержание подтекста  - он рискует не понять собеседника;  вдобавок, если человек не понимает  намека, то его оценка партнером  снижается;        

- юмор, ирония, сарказм выступают  как своеобразное средство проверки  собеседника: на живость ума,  на «адекватность», на то, из «нашего  лагеря» партнер или нет;        

- выявленный намек  на подтекст не является гарантией  понимания самого подтекста.        

 Доказано, что все  непонятное, оригинальное и неожиданное  для других - подтекстогенно.        

 С понятием подтекста сталкивается понятие редуциованного диалога, то есть обмена "свернутыми". короткими, будто пунктирными репликами. Обычно, они используются между партнерами, которые понимают друг друга с полуслова. В деловом взаимодействии такое общение очень распространено, как в менеджменте, так и в бизнесс-практике.         

Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"