Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
6 Средства невербальной коммуникации и проблема интерпретации невербального поведения.
Передача
какой-либо информации
Основные средством
Невербальные сообщения могут передаваться при помощи:
ü выразительных движений тела, так называемому экспрессивному поведению личности;
ü звукового оформления речи;
ü определенным образом организованного простора, который окружает человека и который человек может контролировать, изменять;
ü визуального контакта;
ü использования материальных предметов, которые имеют символическое значение.
Рис. 2.1 – Соотношение вербалики и невербалики в процессе коммуникации.
Таким образом,
различают вербальную
Вербальная коммуникация как знаковая система использует речь.
Невербальная коммуникация
представляет собою обмен
Невербальная коммуникация
предоставляет тем, кто
Во-вторых, это информация об
отношении участников
В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, которая позволяет их регулировать взаимодействие. Она включает информацию о глубине данной ситуации (комфортность, спокойствие, интерес) или стремление выйти из нее (нервозность, нетерпение).
Невербальная и вербальная коммуникация участников коммуникации к самой ситуации, что позволяет им регулировать взаимодействие.
Расхождения между вербальной
и невербальной коммуникацией
можно представить таким
Таблица 2.1.
Невербальная коммуникация |
Вербальная коммуникация |
1 Обмен сообщениями
о том, что происходит «тут
и сейчас», в рамках
2 Невербальные сообщения тяжело разложить на отдельные единицы; их ядро составляют различные движения тела, лица, голоса и др.
3 Невербальное поведение
спонтанно, свободные движение
преобладают на 4 Невербальную речь человека, как правило, усваивают сами, наблюдая, копируя. |
1 Обмен сообщениями,
которые могут существовать
2 Составляющие элементы вербального сообщения четко отделены друг от друга, их соотношение подчиненное определенным правилам. 3 Вербальные высказывания
в значительной степени
4 Говорить детей учат
специально, семья и общество
уделяют этому достаточно |
2 Речевая коммуникация: структура и функции
К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Именно с ее помощью люди передают и получают информацию, «упакованную» в том или другом тексте. Не случайно нашу эпоху называют эпохой «человека, который говорит». В реальной практике общения миллионы людей каждый день занимаются созданием текстов и их передачей, а миллиарды - их восприятием.
Специалисты по общению подсчитали, что современный деловой человек за день произносит приблизительно 30 тысяч слов, то есть больше тысячи слов в час. Речевое (словесное) сообщение, как правило, сопровождается несловесным, которое помогает осмыслить языковой текст. Как уже отмечалось, несловесные средства коммуникации называются невербальными или языком движений тела.
Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них принимают участие в создании текста (передаче информации) - это говорение и написание, а другие два - в восприятии текста, заложенной в нем информации - это слушание и чтение.
В зависимости от намерений коммуникантов (что-то важное сообщить или о чем-то узнать, высказать оценку, отношение, побуждать к чему-нибудь, сделать приятное, оказать услугу, договориться по какому-то вопросу и др.) возникают разнообразные речевые тексты, речевые конструкции.
Существуют следующие
типы выражений: сообщение;
В любом тексте (письменном или устном) реализуется система речи. Любая национальная речь (то есть речи всей нации) представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как: литературная речь; просторечные слова и высказывания; территориальные и социальные диалекты; жаргоны.
Литературный язык - это язык образцов, его нормы считаются обязательными для носителей речи.
Просторечие может
быть охарактеризовано как
Территориальные диалекты
(местный говор) - диалекты отдельных
групп, которые проживают в
определенной местности.
Жаргон включает сленг и язык арго.
Как средство общения,
язык обслуживает все сферы
общественно-политической, профессионально-деловой,
научной и культурной жизни.
Речь - это система фонетических, лексических, грамматических единиц, которая является средством общения людей, высказывание ими своих мыслей, чувств, желаний и намерений. В деловом взаимодействии используется официально-деловой стиль речи.
К основным функциям
речи в общении относятся:
- конструктивная (формулирование мыслей);
- коммуникативная (функция обмена информацией);
- эмотивная (высказывание
отношения того, кто говорит, к
предмету речи, и непосредственная
эмоциональная реакция на
- влияния на адресата (делового партнера).
Язык реализуется
в речи и только таким образом
выполняет свое
В социальных науках
используется несколько
Речевая деятельность
- это специализированное
Речевая коммуникация
- информативная и
Речевое общение
- процесс установления и
Языковой акт - элементарная
единица речевого общения,
Речевое поведение - использование языка людьми в предсказуемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций; совокупность речевых поступков.
Анализ речевой
коммуникации можно
Структура коммуникативного
взаимодействия развивается
Рис. 2.2 - Схема коммуникативного акта.
Речь
приобретает определенный
Код в речевой коммуникации - это и литературный язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), которые используют участники данного коммуникативного акта.
Кодирование исходного
Каналы передачи информации в основе своей являются материальными носителями для знаков, в которые воплотилось сообщение (в речевой коммуникации устное или письменное).
Для успешной расшифровки
(декодирование) сообщения
Обратная связь
- еще один структурный
В процессе вербальной
коммуникации большое значение
имеет так называемый подтекст
сообщения. Подтекст - это неявное
содержание речевого сообщения,
Та или другая
информация может быть
По характеру передачи
и приема информации можно
выделить три вида подтекста:
1 Соответствующей
2 Скрытого содержания у сообщения не было, но он был приписан, то есть подтекст скрытый.
3 Скрытое содержание было, но остался незамеченным - пропущенный подтекст.
В деловом общении использование и понимание подтекста связанно со следующими моментами:
- если партнер не
сумел раскрыть содержание
- юмор, ирония, сарказм выступают
как своеобразное средство
- выявленный намек
на подтекст не является
Доказано, что все непонятное, оригинальное и неожиданное для других - подтекстогенно.
С понятием подтекста сталкивается понятие редуциованного диалога, то есть обмена "свернутыми". короткими, будто пунктирными репликами. Обычно, они используются между партнерами, которые понимают друг друга с полуслова. В деловом взаимодействии такое общение очень распространено, как в менеджменте, так и в бизнесс-практике.
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"