Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Министерство образования и науки, молодежи и спорта
Государственное высшее учебное заведение
«Приазовский государственный технический университет»
Кафедра Экономики предприятий
Захаренко Н.С.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте
Мариуполь, 2011
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1 Понятие
общения, идентификация,
2 Функции
и цели общения. Общение как
прагматическая необходимость
1. Понятие
общения, идентификация,
Общение (в широком смысле) - любая форма контактов между людьми.
Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Межличностные отношения сосредоточены в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые затрагивают личность человека.
Процесс общения
изучается различными науками.
Процесс общения
подчиняется некоторому
Следующий этап процесса общения - бессознательная «рефлексия». Рефлексия есть способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. В контексте общения рефлексия включается на этапе анализа собственной позиции в данном акте общения. После того как прошла стереотипизация, включаются механизмы реакции на контактера. Человек сознательно или бессознательно либо готовится к обороне, либо к уходу от более тесного контакта, либо наоборот, он расслабляется, рад общению и готов к самораскрытию.
Общение как деятельность свойственна ряду профессий.
По своему служебному долгу, например, постоянно находятся в общении работники справочных служб, сферы услуг, секретари, менеджеры по связям с общественностью, преподаватели, служащие социальной сферы, руководители и т.д. В принципе любая деятельность не обходится без общения. Вместе с тем результатом общения зачастую становятся какие-то поступки, деятельность человека.
2. Функции
и цели общения. Общение как
прагматическая необходимость
Прагматическая необходимость общения заключается в следующем. Будучи животным социальным, общественным, «человеку разумному» свойственна природная потребность в общении. Именно групповой вид социума позволил человеку выжить как биологическому виду. Объединение дало возможность сообща защищаться, добывать пищу, мигрировать, заселять территории. Такая важная функция, как разделение труда, также возможна только в сообществе. Благодаря распространению через общение накопленных знаний об окружающем мире человек прогрессировал быстрее всех живых существ.
Диалектика общения отражается в том, что с одной стороны, люди при контактах входят в конфликты интересов и получают отрицательные эмоции. С другой стороны, природа позаботилась о самоценности общения, о том, чтобы люди получали удовольствие от общения и тянулись друг к другу.
Функции общения:
1. Контактная функция
- установление контакта как
2. Инструментальная функция
характеризует общение как
3. Ингегративная функция
характеризует общение как
4. Функция самовыражения
или понимания определяет
5. Трансляционная функция
служит для передачи
6. Функция оказания
влияния - изменение состояния,
поведения, личностно-
7. Информативная функция - обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
8. Эмотивная функция - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний;
9. Статусоопределяющая функция - выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды.
Виды и уровни
По целям общение делится на биологическое и социальное.
Биологическое общение необходимо для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межперсональных отношений, личностного роста.
Уровни общения
Макроуровень - массовые контакты незнакомых людей в достаточно больших группах - в толпе, на митингах и шествиях, на региональном, национальном уровне вплоть до общечеловеческого социума. Сюда же входят коммуникации через различные виды массовой информации.
На мезоуровне происходит общение, например, в учебных и трудовых коллективах между подразделениями.
Микроуровень - общение межличностное, подразумевающее известную психологическую близость партнеров. Следует учитывать, что психология группы отличается от психологии индивидуума. На этом основан так называемый феномен общественного сознания. Человек в толпе ведет себя совсем не так, как вне группы.
В отечественной
социальной психологии
1. Императивное общение - авторитарная форма воздействия на партнера, с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками. Партнер по общению рассматривается как объект воздействия и выступает пассивной «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
2. Манипулятивное общение - это воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императивное общение, манипуляция ставит целью добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Техники манипулятивного общения могут включать использование общечеловеческих потребностей _ как физиологических, так и духовных. Как правило, манипулируют чувством страха потерять какие-то блага, или претерпеть страдания, или просто страхом перед физическим или душевным дискомфортом. Однако эффективно и воздействие «пряником». Наиболее распространенные способы - лесть, подарки и обещания выгод и благ.
Императивную и манипулятивную формы общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривая другого как объект воздействия, по сути дела общается сам с собой, оставаясь со своими целями и задачами. Он не видит интересов собеседника, игнорирует его. Манипулятивное отношение к другому приводит К разрушению близких отношений, доверительных связей между людьми.
Приведем некоторые известные приемы менипулятивного поведения:
· Подчеркивание промахов и недостатков других, издевки над человеком и возвышение себя.
· Манипулятор всегда считает правым себя и склонен присваивать ваши идеи, находки, убедительные аргументы.
· Манипулятор не видит достоинства других, но очень точно и зло распознает недостатки.
· Он не допускает наличия у других высоких мотивов поведения, хотя себя склонен считать нравственным человеком.
· Добрым и щедрым манипулятор проявляет себя только по отношению к очень узкому кругу самых близких людей.
Противостоять манипуляции легче всего можно, приняв позицию открытости. Используется и прием «пропускание мимо ушей», ирония.
3. Диалогическое общение представляет собой альтернативу монологическому общению. Здесь доминирует установка на собеседника. Такое общение должно происходить по следующим правилам.
· Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное состояние.
· Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.
· Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.
· Содержанием общения должны быть не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.
· Персонизация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты.
Итак, путь познания глубины человеческой души - это диалог.
Ритуальное
(социально-ролевое) общение
Социальный ритуал - это исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, упорядоченного символического поведения. В нем способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению. Ритуалы обеспечивают четко обозначенную последовательность действий; прогнозируемость социальных событий;
создание условий для выживания и безопасности; психотерапевтическую компенсацию, которая заключается в осуществлении общения, объединения людей, преодоление одиночества, тревожности, разлада с собой, обособленности. Таким образом, мир человека упрощается и упорядочивается.
Отклонение участников общения от правил поведения карается жесткими санкциями.
Церемония - более детализированная последовательность действий, включающая некоторое число ритуалов.
Этикет в отличие от социального ритуала, не связан с верой в глубинный ценностный смысл совершаемых действий.
Обычай обладает утилитарно-практическими чертами, которых нет в ритуале.
По мнению Э.
Берна ритуалы перестали
Межличностный ритуал - это обмен принятыми в обществе фразами, жестами, уместными в данной ситуации. Такое общение, осуществляемое ради самого процесса поддержания контактов, называют «фатическим» (глупое, бессодержательное) употребление стилевых оборотов, жестов, характерных для данной группы, свидетельствует о желании человека показать свою причастность к этой группе.
Несмотря на всеобщее
морально-этическое порицание
Еще одна функция
ритуалов - обозначение границ
Выполнение ритуальных элементов становится знаком стабильности социальных отношений - «все идет как прежде, значит все в порядке». С другой стороны, происходит личностная и групповая идентификация - «со мной здороваются, со мной разговаривают, значит, я нужен, я свой».
Гуманистическое общение признает своим главным предметом личность, рассматривая ее как уникальную целостную систему.
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
1 Общая характеристика средств общения.
2 Речевая коммуникация: структура и функции.
3 Цели
и факторы эффективного
4 Стили
слушания и обратная связь
в межличностном общении.
5 Значение
и функции невербальной
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"