Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки, молодежи и спорта

 

Государственное высшее учебное заведение

«Приазовский государственный  технический университет»

 

Кафедра Экономики предприятий

 

 

 

Захаренко Н.С.

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мариуполь, 2011

 

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС  ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ 

 

1 Понятие  общения, идентификация, стереотипизация,  рефлексия. Общение как деятельность

2 Функции  и цели общения. Общение как  прагматическая необходимость и как самоцель 

 

 

 

1. Понятие  общения, идентификация, стереотипизация,  рефлексия. Общение как деятельность

 

 

         Общение (в широком смысле) - любая форма контактов между людьми.         

 Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.         

 Межличностные отношения сосредоточены в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые затрагивают личность человека.         

 Процесс общения  изучается различными науками. Социология рассматривает общение как человеческие контакты, приводящие к социальным результатам и последствиям. Лингвистика изучает язык, речь, слова и термины как инструмент кодирования и декодирования информации.         

 Процесс общения  подчиняется некоторому алгоритму.  На первом этапе восприятия человек, видящий (или слышащий, осязающий, обоняющий) другого, идентифицирует его по полу, возрасту, внешним характеристикам и т.д. В соответствие с особенностями процесса сознания человеческий мозг сортирует полученную от органов чувств информацию. В этот момент идет поиск той ячейки памяти, в которую необходимо уложить эту информацию. Поскольку восприятие и память человека носят ассоциативно-образный характер, то ранее полученная информация как бы притягивает новую по принципу «подобное - к подобному». Таким образом, новый объект в коре головного мозга сразу попадает в поле уже имеющихся понятий. Этот процесс можно назвать «стереотипизацией».         

 Следующий этап  процесса общения - бессознательная  «рефлексия». Рефлексия есть способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. В контексте общения рефлексия включается на этапе анализа собственной позиции в данном акте общения. После того как прошла стереотипизация, включаются механизмы реакции на контактера. Человек сознательно или бессознательно либо готовится к обороне, либо к уходу от более тесного контакта, либо наоборот, он расслабляется, рад общению и готов к самораскрытию.         

 Общение как деятельность свойственна ряду профессий.         

 По своему служебному  долгу, например, постоянно находятся в общении работники справочных служб, сферы услуг, секретари, менеджеры по связям с общественностью, преподаватели, служащие социальной сферы, руководители и т.д. В принципе любая деятельность не обходится без общения. Вместе с тем результатом общения зачастую становятся какие-то поступки, деятельность человека.  

 

2. Функции  и цели общения. Общение как  прагматическая необходимость и  как самоцель 

 

 

         Прагматическая необходимость общения заключается в следующем. Будучи животным социальным, общественным, «человеку разумному» свойственна природная потребность в общении. Именно групповой вид социума позволил человеку выжить как биологическому виду. Объединение дало возможность сообща защищаться, добывать пищу, мигрировать, заселять территории. Такая важная функция, как разделение труда, также возможна только в сообществе. Благодаря распространению через общение накопленных знаний об окружающем мире человек прогрессировал быстрее всех живых существ.         

 Диалектика общения  отражается в том, что с одной стороны, люди при контактах входят в конфликты интересов и получают отрицательные эмоции. С другой стороны, природа позаботилась о самоценности общения, о том, чтобы люди получали удовольствие от общения и тянулись друг к другу.         

 Функции общения:        

1. Контактная функция  - установление контакта как состояния  обоюдной готовности к приему  и передаче сообщений и поддержанию  взаимосвязи;        

2. Инструментальная функция  характеризует общение как социальный  механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;        

3. Ингегративная функция  характеризует общение как средство  объединения людей;         

4. Функция самовыражения  или понимания определяет общение  как форму взаимопонимания психологического контекста;         

5. Трансляционная функция  служит для передачи конкретных  способов деятельности, оценок и  т.д.         

6. Функция оказания  влияния - изменение состояния,  поведения, личностно-смысловых  образований партнера;         

7. Информативная функция - обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;         

8. Эмотивная функция  - возбуждение в партнере нужных  эмоциональных переживаний, а  также изменение с его помощью  своих переживаний;         

9. Статусоопределяющая  функция - выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды.

 

 

         Виды и уровни общения        

 По целям общение  делится на биологическое и  социальное.         

 Биологическое общение необходимо для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.         

 Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межперсональных отношений, личностного роста.         

 Уровни общения         

  Макроуровень - массовые контакты незнакомых людей в достаточно больших группах - в толпе, на митингах и шествиях, на региональном, национальном уровне вплоть до общечеловеческого социума. Сюда же входят коммуникации через различные виды массовой информации.         

 На  мезоуровне происходит общение, например, в учебных и трудовых коллективах между подразделениями.         

  Микроуровень - общение межличностное, подразумевающее известную психологическую близость партнеров. Следует учитывать, что психология группы отличается от психологии индивидуума. На этом основан так называемый феномен общественного сознания. Человек в толпе ведет себя совсем не так, как вне группы.         

 В отечественной  социальной психологии выделяют  три различных по своей ориентации типа межличностного общения:         

1. Императивное общение - авторитарная форма воздействия на партнера, с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками. Партнер по общению рассматривается как объект воздействия и выступает пассивной «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств влияния используются приказ, указания, предписания и требования.         

2. Манипулятивное общение - это воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императивное общение, манипуляция ставит целью добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Техники манипулятивного общения могут включать использование общечеловеческих потребностей _ как физиологических, так и духовных. Как правило, манипулируют чувством страха потерять какие-то блага, или претерпеть страдания, или просто страхом перед физическим или душевным дискомфортом. Однако эффективно и воздействие «пряником». Наиболее распространенные способы - лесть, подарки и обещания выгод и благ.         

 Императивную и  манипулятивную формы общения  можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривая другого как объект воздействия, по сути дела общается сам с собой, оставаясь со своими целями и задачами. Он не видит интересов собеседника, игнорирует его. Манипулятивное отношение к другому приводит К разрушению близких отношений, доверительных связей между людьми.

Приведем некоторые  известные приемы менипулятивного поведения:

·        Подчеркивание промахов и недостатков других, издевки над человеком и возвышение себя.

·        Манипулятор всегда считает правым себя и склонен присваивать ваши идеи, находки, убедительные аргументы.

·        Манипулятор не видит достоинства других, но очень точно и зло распознает недостатки.

·        Он не допускает наличия у других высоких мотивов поведения, хотя себя склонен считать нравственным человеком.

·        Добрым и щедрым манипулятор проявляет себя только по отношению к очень узкому кругу самых близких людей.         

 Противостоять  манипуляции легче всего можно, приняв позицию открытости. Используется и прием «пропускание мимо ушей», ирония.         

 3. Диалогическое общение представляет собой альтернативу монологическому общению. Здесь доминирует установка на собеседника. Такое общение должно происходить по следующим правилам.

·        Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное состояние.

·        Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.

·        Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.

·        Содержанием общения должны быть не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.

·        Персонизация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты.         

 Итак, путь познания  глубины человеческой души - это диалог.         

 Ритуальное (социально-ролевое) общение         

 Социальный  ритуал - это исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, упорядоченного символического поведения. В нем способ и порядок исполнения действий  строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению. Ритуалы обеспечивают четко обозначенную последовательность действий; прогнозируемость социальных событий;

создание условий для  выживания и безопасности; психотерапевтическую компенсацию, которая заключается в осуществлении общения, объединения людей, преодоление одиночества, тревожности, разлада с собой, обособленности. Таким образом, мир человека упрощается и упорядочивается.         

 Отклонение участников  общения от правил поведения  карается жесткими санкциями.         

 Церемония - более детализированная последовательность действий, включающая некоторое число ритуалов.         

 Этикет в отличие от социального ритуала, не связан с верой в глубинный ценностный смысл совершаемых действий.         

 Обычай обладает утилитарно-практическими чертами, которых нет в ритуале.         

 По мнению Э.  Берна ритуалы перестали соответствовать  принципу целесообразности и  превратились в символ лояльности. Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени. Например, ритуалы времяпрепровождения не только формируют структуру времени и обеспечивают участникам взаимно приемлемое «поглаживание», но и выполняют функцию социального отбора.         

  Межличностный ритуал - это обмен принятыми в обществе фразами, жестами, уместными в данной ситуации. Такое общение, осуществляемое ради самого процесса поддержания контактов, называют «фатическим» (глупое, бессодержательное) употребление стилевых оборотов, жестов, характерных для данной группы, свидетельствует о желании человека показать свою причастность к этой группе.         

 Несмотря на всеобщее  морально-этическое порицание лицемерия,  окружающие ревностно относятся  к тому, чтобы каждый демонстрировал  чувства уместные.         

 Еще одна функция  ритуалов - обозначение границ взаимодействия. Например, приветствия и прощания - знаки начала и завершения  встречи, указание на то, какой  сценарий общения должен быть  запущен.         

 Выполнение ритуальных  элементов становится знаком стабильности социальных отношений - «все идет как прежде, значит все в порядке». С другой стороны, происходит личностная и групповая идентификация - «со мной здороваются, со мной разговаривают, значит, я нужен, я свой».         

 Гуманистическое общение признает своим главным предметом личность, рассматривая ее как уникальную целостную систему.

 

ТЕМА 2.   ВЕРБАЛЬНЫЕ   И   НЕВЕРБАЛЬНЫЕ   СРЕДСТВА   ОБЩЕНИЯ 

 

 

         1 Общая характеристика  средств общения.        

2 Речевая  коммуникация: структура и функции.        

3 Цели  и факторы эффективного слушания.         

4 Стили  слушания и обратная связь  в межличностном общении.        

5 Значение  и функции невербальной коммуникации.         

Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"