Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

1) На одном полюсе граничный  случай – замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствующий, но психологически – за пределами контакта, он как бы весь в собственных мыслях. Это бывает во всяческих ситуациях, например, в купе железнодорожного поезда, в больничной палате, даже во время вечеринки. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызывать проблем, если только она не превращается в привычку.        

2) Ритуалы – обычные, повторные действия, которые несут значительную нагрузку. Они могут носить неформальный характер (приветствие, прощание, благодарность) или быть официальными (дипломатический этикет). Цель этого типа общения – возможность провести время вместе, не сближаясь.        

3) Проведение времени – полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, всем известных. Они не так стилизированы, не так предстказуемы, как ритуалы, но имеют некоторую повторяемость. Примерами могут служить: вечеринка, где участники недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания каких-нибудь официальных сборов. Проведение времени всегда официально запрограмированно: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы. Основная цель этого типа общения – структурирование времени не только ради поддержки отношений, но и частично как социальный выбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.        

4) Совместная деятельность – взаимодействие между людьми на работе, целью которой, прежде всего, является эффективное использование поставленной задачи.        

5) Игры – наиболее сложный тип общения, т.к. в играх каждая сторона неосмысленно стремиться достичь превосходства над другим и получить вознаграждение. Основная отличительная черта игр – скрытая мотивация их участников. По словам Э.Берна, важные социальные контакты наиболее часто протекают как игры, а сами игры составляют значительную часть людского общения.        

6) После игры следует  другой пограничный случай, который  замыкает ряд форм межлюдских  взаимоотношений, - близость. Двустороння близость можно отределить, как свободное от игр общение, которое допускает теплые заинтересованные отношения между людьми, которое включает получение выгоды. Людская близость, которая по сути и должна быть идеальной формой людских взаимоотношений, приносит ни с чем не сравнимое удовольствие.        

 В зависимости от  уровня углубления в процесс  общения, а так же от целей,  которые решаются, можно выделить  следующие виды общения:        

1 «Контакт масок» - формальное общение, в котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника; используются обычные маски – набор выражений лица, жестов, стандарстных фраз, которые позволяют спрятать истинные эмоции, отношение к собеседнику.        

2 Примитивное общение, когда оценивают другого человека, как нужный объект или тот объект, который мешает: если нужный – то активно идут на контакт, если мешает – отталкивают или используют агрессивные, грубые реплики. Если получили желаемое от собеседника, то теряют интерес и не скрывают этого.         

3 Формально-ролевое общение, когда регламентированны содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника используются знания его социальной роли.        

4 Деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные особенные разногласия.        

5 Духовное, межличностное общение друзей, когда возможно обговаривание любых тем и не обязательно прибегать к помощи слов – друг понимает вас по выражению лица, движениями, интонацией. Такое общение возможно только тогда, когда каждый участник понимает образ собеседника, знает его личность, интересы, положение, может предвидеть его реакцию.        

6 Манипуляция общения направлена на получение выгоды от собеседника с использованием различных приемов в зависимости от особенностей личности собеседника.        

7 Светское общение. Суть светсткого общения – в его безпредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в подобных ситуациях; это общение закрытое, потому что мысли людей по тому или другому вопросу не имеют никакого значения и не определяют характер коммуникации.        

 Каждый вид общения  предусматривает определенный специфический  набор приемов и средств общения,  свой специфический «кодекс» общения.        

 Кодекс светского общения:         

1) вежливость, такт: «следи  за интересами другого»;        

2) одобрение, согласие: «не критикуй другого»; «избегай  споров»;        

3) симпатия: «будь добродушен, приветлив».        

 Сравнивая представленные классификации, легко отметить принцыпиальную схожесть в описании целей и структуры различных видов межличностного поведения. Отметим, что структура какой-либо социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:        

1) роли участников взаимодействия, т.е. набор распоряжений, которые касаются того, как человек должен себя вести, если он занимает фиксированную позицию среди людей, у которых уже сложились определенные ожидания;        

2) набор и порядок  действий;        

3) правила и нормы, которые регулируют взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.        

 Если один собеседник  ориентируется на принцип вежливости, а другой – на принцип кооперации, они могут попасть в бессмысленную,  неэффективную ситуацию. Т.о., правила общения должны быть согласованными и соблюдаться обоими участниками.        

 Сравнивая приведенные  классифифкации, легко заметить  принципиальную подобность в  описании целей и структуры  различных видов межличностного  поведения. Отметим, что структура какой-либо социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:        

1) роли участников  взаимодействия, т.е. набор распоряжений, которые касаются того, как человек  должен вести себя, если он  занимает фиксированную позицию среди людей, в отношении которой уже сложились определенные ожидания;         

2) набор и порядок  действий (или сценарии последовательности);         

3) правила и нормы,  которые регулируют взаимодействия  и характер отношений между  участниками социальной ситуации.        

 Таким образом,  характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение  данных людей, накладывают значительные  ограничения на их поведение,  чувства и даже желания. Вместе  с тем снижение степени их  воли является условием установления и поддержки межличностного контакта, делает возможным в перспективе межличностное общение.        

 Развитие процесса  межличностного взаимодействия  после того, как ее участники  определили тип социальной ситуации, удобно описывать в терминах  пространства, используя такие слова, как «позиция», «верх», «низ», «близкий», «далекий» и т.д. Обращение к пространственным метафорам – не простое использование устоявшихся в повседневной речи оборотов, но и эффективный способ структурного анализа людских отношений. Инструментом анализа является понятие «социального простора», которое активно исследуется последним временем в социальной теории. Можно указать две методологически важные проблемы, поставленные исследователями социального пространства.         

 Во-первых, обостряется внимание на вопросе отношений между физическим и социальным пространством. Социальное пространство – это не физическое пространство, но он стремиться реализоваться в последнем более или менее полно и точно. Это пространство, в котором мы живем и в котором мы познаем, является социально значимым и сконструированным. Иллюстрацию этого легко найти в районе, где живут очень богатые люди: тут размеры земельного участка около дома, высота и архитектурные особенности дома, количествокомнат и т.д. есть не что иное, как пространственные характеристики социального положения жителей этого района. Тоже самое можо наблюдать и в людском теле. Движения, позы и положение тела указывают на соуиальное положение и ролевые позиции людей. Таким образом, физическое пространство выявляется социальной конструкцией и проекцией социального пространства.        

 Во-вторых, анализ  социального пространства – это  анализ структуры социальных  взаимодействий, их упорядочения  и динамики. Определить положение  человека в социальном пространстве означает определение его отношения к другим людям и социальным явлениям, которые являются так называемыми «точками отсчета». Во время знакомства, представляясь, каждый из нас, обычно, представляет определенную информацию о себе, называя свое имя, род занятий, профессиональную группу, семейное положение, иногда политические взгляды и принадлежность к той или иной религиозной конфессии. Совокупность названных групп и положений в каждом из нас составляет своебразную систему координат, которая позволяет определить социальное положение любого индивида.

Межличностное пространство - организация всех элементов межличностного взаимодействия в определенном порядке, который предполагает: 1) выбор позиции в отношении друг к другу, пристройку к позициям друг друга; 2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, вне которых избранная позиция становится неуместной; 3) оформление занятой позиции с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Анализ межличностного просторанства, как одного из проявлений социального пространства, в сущности говоря, является исследованием одних и тех же проблем.

Определив ситуацию, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, которые разрешают им достичь своих целей в заданных обстоятельствах. Под этим углом зрения межличностное взаимодействие есть не что иное, как конструирование, формирование межличностного пространства, то есть организация всех элементов взаимодействия в определенном порядке. Она предполагает:

- выбор позиции относительно другого, пристройку к позициям друг друга, «проверку их на прочность»;

- четкое определение  пространственных и временных  границ ситуации взаимодействия, вне которых избранная позиция становится неуместной;

- оформление занятой позиции с помощью использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

Пространственное  структурирование взаимодействия сопровождается символическим обозначением этой структуры, которая обнаруживается как в символике «языка тела» (мимике, взглядах, жестах и др.), которое имеет в глубине филогенетические корни, так и в способах персонализации пространства.

Можно обозначить вертикальные и горизонтальные пространственные характеристики межличностного взаимодействия. Вертикальная составная находит свое выражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению.

Тот, кто стремится  доминировать, занимает, или стремится  занять, позицию сверху. Символическое представление о связи вертикали с силой партнера имеет социальное происхождение.

Горизонтальная составная межличностного взаимодействия находит свое отображение в использовании (или в отказе от использования) межличностных препятствий, которые возникают на пути сближения людей, и определяет ту или иную межличностную дистанцию. Такими препятствиями могут быть внешние физические барьеры как эквиваленты психологических препятствий: стол, стул, скрещенные на груди руки, нога на ноге, паузы, остановки, переведение разговора на другие темы.

Именно потому, что ситуация межличностного взаимодействия представляет собой общую деятельность двух партнеров по общению, сознательно социальное и психологически непохожих друг на друга, но при этом зависимых один от другого в осуществлении своих намерений, она является извечной несогласованной и психологически напряженной. Одним из путей повышения устойчивости межличностной связи, которая формируется, есть борьба за то, чтобы навязать другому партнеру свои намерения - такая предпосылка установок на принуждение, психологическое подавление, манипуляцию.

Для каждой ситуации общения существуют свои правила участия в ней и способы понимания действий партнера.

Сценарии - это стандартные последовательности действий в тех или других обычных ситуациях. Большинство социальных действий, в которые мы привлечены, имеют форму запланированных последовательностей, в котором все отрегулировано и предусмотрено - как в сценарии фильма. Вне зависимости от того, кто именно привлечен в данную ситуацию, последовательность действий, как все нужно делать, и то, в какой момент это следует делать, хорошо известна.

Сценарии  как бы фиксируют модели опыта  и потому выступают своеобразными  гидами для поведения человека в  разнообразных ситуациях. Если ситуация знакомая, знание сценария помогает автоматически делать последовательные действия. Если ситуация незнакомая - отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение. В межличностном взаимодействии знание типичных сценариев оказывает содействие взаимопониманию между участниками, и наоборот, отсутствие подобных сценариев может привести к конфликту.

Взаимодействие есть тем фундаментальным процессом, который скрепляет партнеров в определенное сообщество. Основные механизмы, которые обеспечивают формирование межличностного пространства взаимодействия, - взаимопонимание, координация и согласование.

Если такие сферы общения, как когнитивную (ее содержание составляют, в первую очередь, знание - сведения партнеров друг о друге); инструментальную (что объединяет умения и привычки, присущие партнерам, и стратегии и стили осуществления деятельности, которые используются ними) и сферу мотивов и потребностей учитывать как самостоятельные, то взаимопонимание большей мерой связано с когнитивными процессами, координация - с инструментальными, а согласование - с процессами мотивов и потребностей.

Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"