Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В рассмотренной
модели отсутствуют
К психологическим
структурным компонентам акта
речевой коммуникации следует
отнести коммуникативное
Коммуникативное намерение
(или коммуникативная интенция) -
это желание вступить в
Замысел сообщения - это информация в исходном виде, которую один партнер намеревается передать другому, глубинный уровень сообщения изначально, на котором существует лишь неясный проект будущего высказывания.
В речевом общении обычно различают два вида целей, которые может преследовать тот, кто говорит, - ближайшая цель, то есть, которую непосредственно высказывает тот, кто говорит, и более отдаленная, долгосрочная. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:
- интеллектуальная цель: получение информации, в частности оценочной; выяснение позиций; поддержка мысли; развитие темы; разъяснение; критика;
- цель, которая связанна
с установлением характера
За ближайшими целями
часто возникает целевой
Понимание сообщения
состоит из толкования
К социально-ролевым
структурным компонентам
Понятие "статусная
роль" указывает на поведение,
предложенное человеку ее
В ходе общения могут быть
удаленные и ситуативные роли
тех, что говорят, которые
Среди них могут быть:
- лидер, который стремится
вести разговор и
- "посредник", что следит за общим ходом беседы и уравновешивает интересы разных людей;
- "капризный ребенок",
который поднимает любые
- "гибкий человек", который готов приспособиться к любым ситуациям и др.
Стилевые характеристики
участников общения
Кроме индивидуальных
Отличительная особенность
речевой коммуникации в
Особого значения
приобретают примененные
Под стратегией речевого
общения понимают процесс
Под тактикой речевого общения понимается совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установление и поддержки контакта с партнером и влияния на него, убеждение адресата, приведение его к определенному эмоциональному состоянию и др.
Тактика может изменяться
в зависимости от условий
Как показывает
практика деловых
Большинство людей,
по мнению ученых, плохо умеют
слушать слова других, особенно
если эти слова не затрагивают
их интересов. Исследования
Умение слушать имеет первостепенное значение в человеческом общении. Умение слушать - это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, основание успешной, деловой коммуникации. Умение слушать у людей развито неодинаково: об одних говорят, что «они умеют слушать», о другие, что «они не умеют слушать». Первые есть более приятные в общении, с ними более легко общаться, вести переговоры, договариваться. Как отмечал французский мыслитель Лабрюйер: «Талантом собеседника отличается не тот, кто с готовностью говорит сам, а тот, с кем с готовностью говорят другие».
Разными психологическими службами проведено немало тестов для определения способности слушать. При этом такая способность оценивалась за сто бальной шкалой - от 1 до 100. Объединяя, классифицируя и анализируя результаты тестов, исследователи приходили к выводу, что «средний балл» слушателей оценивается в 55 баллов из 100 возможных.
Умение слушать,
как метод восприятия
Многие люди считают слушание пассивным процессом. Они быстро начинают скучать и теряют энергию, если говорят не они. Их позиция и отношение к процессу слушания совсем неправильные, так как на самом деле умение слушать допускает:
- восприятие информации
от тех, кто говорят или от
самого себя, при котором человек
содержится от проявления
- поощрительное отношение к тому, кто говорит, что «подталкивает» его к тому, чтобы акт общения длился;
Рис. 2.3. – Время, которое люди посвящают различным аспектам общения (коммуникации).
- незначительное влияние на того, кто говорит, что оказывает содействие развитию мысли последнего «на один шаг вперед».
Такое определение раскрывает роль слушателя и подчеркивает его ответственность в процессе коммуникации. Красивое слушание - активное, оно захватывает и того, кто слушает, и того, кто говорит.
Стиль слушания каждого конкретного человека зависит от многих факторов: от личности, характера и интересов, от пола, возраста и статуса участников общения, от конкретной ситуации.
Так, например, психологи установили важные расхождения в поведении мужчин и женщин во время разговора. Они считают, что обычно мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Приблизительно одну треть времени беседы женщина собирается с мыслями, стараясь восстановить их ход. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют чувствам и самому процессу общения. Мужчины любят слушать самых себя. Они склонны слишком быстро давать готовые советы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов.
Многие люди очень часто слушают только «вполуха», а другие уделяют внимание собственным мыслям, поводом для которых стали высказывания партнера. Кто хочет внимательно слушать, тот должен уметь молчать, должен быть терпеливым.
Эффективное слушание имеет определенные трудности:
- Отключение внимания. Отвлечь внимание может все, что действительно есть необыкновенным.
- Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, если кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи того, кто говорит.
- Антипатия к чужим мыслям. Любой человек всегда больше ценит свои собственные мысли, и для него приятнее и более легко отслеживать именно их, а не заставлять себя следить за ходом соображений партнера.
- Избирательность внимания. Мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя одинакового внимания разным объектам восприятия (слова, мимика, жесты, позы, интонации и др.). Попытка внимательно слушать все и одновременно фиксировать что-то для многих является непосильным занятием.
- Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неоспоримое желание перебить или ответить, и тогда мы перестаем слушать. Наши мысли заняты формулированием «разгромных» комментариев, с помощью которых мы хотим опровергнуть аргументы партнера.
Можно также говорить
о существовании как внутренних
К внешним препятствиям слушания относятся:
- Физический дискомфорт.
Жара, холод, усталость или головная
боль ухудшают способность
- Прерывание и препятствия. Телефонные звонки, стук печатной машинки, гул вентилятора и другие внешние раздражители могут отвлекать от хода беседы.
- Занятость мыслями
о других вещах. Мысли о
- Заранее подготовленные ответы. Ответ-заготовка на реальные проблемы людей или попытки быстро отнести эти проблемы к той или другой категории могут мешать вам внимательно слушать.
- Готовность к скуке.
Ожидание скуки от общения
с определенными людьми
- Разговор о самом себе. Чрезмерная озабоченность самым собою и собственными проблемами разрушает процесс общения.
- Персонализация. Предположения, что собеседник говорит о вас, хотя это не так, ограничивает ваше восприятие.
- Отношение к собеседнику. Симпатия или враждебность к собеседнику могут испортить слушание.
- Выборочное слушание.
Восприятие только части того,
что говорит собеседник, через
расхождение личных убеждений
или мыслей слушателя с содержа
- Собеседник говорит
недостаточно громко или
- Акцент у того, кто говорит, монотонность, слишком быстрый или медленный темп речи.
- Отвлекающая внешность собеседника, его манеры (манерность или неадекватность мимики и др.).
- Окружение или пейзаж.
- Плохая акустика.
- Ограниченность во времени, ощущение, когда регламент исчерпан.
- Чрезмерная загрузка
работой, необходимость делать
- Цвет стен в помещении
(красный – нервирует, темно-
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"