Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Опытный преподаватель мгновенно осуществляет декодирование и осмысление информации, которая поступает в него (выражение лиц, міміка, интонации, позы, жесты) от многочисленной аудитории, настолько же быстро делает вывод о состоянии, пожелании, ожидание, разочарование слушателей и на основании этого корректирует собственное поведение, то является, обратная связь выполняет в процессе межличностного восприятия информационную и саморегулирующуюся функции.
В последние годы оказывается все больший интерес к невербальной стороне общения. Выявление наиболее информативных элементов взаимодействия, их расшифровка, формирование умения оперативно использовать добытую информацию во время непосредственного взаимодействия является важным резервом повышения эффективности делового общения, воспитание, решение сложных ситуаций.
ТЕМА 7 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВОСПРИЯТИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
1 Специфика взаимодействия в педагогическом процессе
2 Ролевые позиции в педагогическом общении
3 Стиль отношений и характер педагогического влияния в процессе обучения
4 Стили педагогического общения
5 Восприятие в педагогическом общении
6 Имидж педагога
1 Специфика взаимодействия в педагогическом процессе
В любом взаимодействии люди влияют друг на друга - осознанно и бессознательно, вербально (с помощью слов) и невербально (с помощью мимики, взглядов и жестов, выражая свои эмоциональные реакции). Педагогический процесс является одним из возможных видов такого взаимодействия. Педагог осуществляет на своих учеников не только учебное влияние, он также влияет на них своей личностью, духовностью, эмоциональностью, получая от них соответствующий отклик, связанный с их личностными особенностями и эмоциональными по состоянию в каждый конкретный момент.
Такая ситуация во многом подобна тому, что называется психотерапевтическим взаимодействием в широком понимании. Психотерапия определяется как лечение души психологическими средствами. Целью ее является изменение личности, освобождение ее от травматического опыта, который формирует защитные, ограничительные реакции, тревоги, страхи, неуверенность в своих силах и возможностях. С методической точки зрения гуманистически-ориентированная психотерапия является вербальным и невербальным влиянием на личность, направленным на помощь ей в осознании собственных мнений, чувств, желаний и образов поведения. В результате человек учится понимать и воспринимать себя, проявлять заботу о себе, строить свой внутренний мир и взаимоотношения с окружающими на основе свободного выбора.
Целью обучения является передача знаний, развитие умений и привычек. Эта цель, равно как в психотерапии, достигается с помощью определенного влияния, без чего невозможно передать и воспринять никакую информацию. Итак, психотерапевтическое влияние в широком понимании имеет общечеловеческую сферу распространения.
В связи с этим логически предположить, что эффективность педагогического процесса будет тем выше, чем в большей мере в нем будут учитываться закономерности и основные принципы психотерапевтического взаимодействия. Рассмотрим некоторые из них.
Начнем из личностных предпосылок. В данном случае имеется в виду, что успешность обучения, прежде всего, определяется готовностью и желанием учеников быть теми, кого учат. Добровольное стремление овладевать знаниями, активность и инициатива сами по себе психотерапевтические, поскольку расширяют возможности восприятия и усвоение новой информации. В этом плане личность преподавателя играет важную роль, потому что доверие и отношения к нему, как к партнеру в процессе обучения, создает у учеников чувства безопасности и стимулирует проявление познавательных и творческих способностей.
Создание определенных взаимоотношений между участниками педагогический процесс связан с положительным отношением к личности другого человека, признанием ее ценности без предубеждений, лишней критичности и склонности к оцениванию. Неоцениваемое отношение снижает ощущение угрозы, а потому повышает уверенность тех, кто учится, в своих способностях, делает их более открытыми новому опыту, исключает скептическую оборонительную позицию через страх сделать ошибку. Доброжелательное, доверчивое отношение всегда предоставляет право свободно думать и чувствовать себя, что содействует лучшей реализации творческого потенциала каждого человека.
Важной личностной предпосылкой в гуманистической психотерапии, по мнению известного американского психолога Карла Роджерса, является способность быть самым собой в процессе межличностной
Кроме основных личностных предпосылок в педагогическом процессе можно выделить группу методически важных психотерапевтических параметров, которые определяют успешность взаимодействия между людьми. Выдающийся американский психотерапевт Дж. Буженталь отнес к ним такие переменные, как: "присутствие", "уровень коммуникации", "уровень влияния", "локус внимания" (или "синхронизация беседы") и "уровень осознания решаемой проблемы". В определенной мере каждая из этих переменных влияет на результативность педагогического процесса. Не удаваясь в психотерапевтические нюансы, постараемся коротко обозначить эти переменные как вспомогательные средства в организации взаимодействия преподавателя с учениками.
"Присутствие". Имеется в виду взаимное привлечение педагога и его учеников в непосредственный процесс обучения, которое происходит в данный конкретный момент времени. Преподаватель должен, по возможности, полно и четко осознавать цель, намерение, мысли и действия, что он осуществляет в данный момент для решения педагогической задачи. При этом следует фиксировать реакцию аудитории, которая выражает степень "присутствия", заинтересованности и внимания тех, кто учится, к тому, что происходит "здесь и теперь". Таким образом, поддерживается постоянный контакт со слушателями и появляется возможность свободного и более адекватного взаимодействия с ними.
"Уровень коммуникации". Дж. Буженталь выделяет пять таких уровней, подробно описывая специфику каждого, начиная с поверхностного, формального, когда человек совсем не раскрывается в процессе общения, к глубоко личностному, интимному, в наибольшей мере психотерапевтического уровня. В педагогическом процессе наиболее частое общение происходит на обычном среднем уровне, который позволяет участникам процесса находиться в определенных "деловых рамках", которые содействуют усвоению необходимой научно-практической информации. В случае перехода на другие уровне ведущему учебного процесса важно осознавать и контролировать эти изменения, принимая решение о целесообразности новых образов работы с аудиторией. Следует помнить, что уменьшение формальности во взаимоотношениях ограничивает возможности преподавателя в предъявлении необходимой требовательности к своим ученикам. Соблюдение же определенной соразмерности между формальным и неформальным уровнями коммуникации является проявлением его творческой свободы выбора.
"Уровень влияния". Возможны разные уровни влияния на собеседника в ходе беседы, семинара, лекции. Дж. Буженталь рассматривает их как определенные уровни "давления". В случае обычного слушания осуществляется самое слабое "давление" (хотя даже в случае абсолютного молчания оно имеет место, потому что присутствующий собеседник с неминуемыми определенными реакциями).
Постановка вопросов от широких (что дают больший диапазон ответов) к более узким (суживающих тему и структурирующих разговор) усиливает давление на собеседника, что ведет, направляет беседу в определенном русле. Когда происходит непосредственное обучение, тогда: даются задачи, указания, советы, излагаются концепции и теории - давление (влияние) становится более сильным, особенно если нет изложения альтернативных подходов. Мощнейшее давление происходит, когда собеседника призывают сделать (в виде команд, ссылок на авторитеты) что-то конкретное, а также в случае субъективной обратной связи, как за осуждения, так и за похвалы.
Знание перечисленных уровней позволяет преподавателю влиять на слушателей с учетом нужд обучения и поставленных целей и задач.
"Лакмус внимания" (или "синхронизация беседы"). Внимание, как один из психических процессов, имеет разные свойства, которые помогают человеку ориентироваться в окружающем мире, концентрироваться на важных событиях, сосредоточиваться, а в случае потребности - переключаться на новые значимые события. С точки зрения коммуникации в процессе общения "лакмус внимания" собеседников может быть обращен на одного из них, или на их взаимоотношение, или на отношения с другими людьми или событиями, которые не включены в контекст данного взаимодействия.
Как отмечает Дж. Буженталь, согласно психотерапевтической практике общения протекает более эффективно, когда "лакмусы внимания" обеих сторон совпадают, то является сосредоточенные на одном из четверых возможных направлений. Такая "синхронизация" внимания помогает преподавателю быть услышанным и понятным в процессе работы с аудиторией. Для проверки совпадения "лакмуса внимания" могут быть заданы вопросы, которые уточняют, в каком направлении концентрируется внимание слушателей.
"Уровень осознания решаемой проблемы". Эта психотерапевтическая переменная также имеет огромное значение в процессе преподавания. Если система содержаний, которая вкладывает в свои слова учитель, не вписывается в тезаурус (систему известных понятий) его учеников, то изложение нового материала значительно усложняется. Этот факт обычно учитывается в школьном обучении, но данная закономерность должна быть учтена и преподавателями высших учебных заведений. Интересно, что Дж. Буженталь выделил тринадцать уровней осознания проблемы, конечно, имея на внимании личностную проблему клиента. Он показал, что описание собственной проблемы осуществляется с использованием очень разных слов, терминов и понятий - от поверхностного ("объективного") описания событий и последовательности действий к глубокому ("субъективному") представление проблемы в терминологии чувств, метафор, ассоциаций, которые приближают его к осознанию ("пониманию") проблемы и предоставляют возможность принять собственное решение.
По аналогии с этим психотерапевтическим механизмом задача преподавателя - помочь слушателям понять исследуемую проблему настолько глубоко, чтобы она крепко закрепилась в их сознании не как формальная и внешняя, а как лично значимая, что имеет внутреннее содержание и ценность.
Для достижения этой цели могут использоваться разные приемы, среди которых лучшими является свободная дискуссия по поводу обсуждаемой темы, варьирование образов объяснения и предложение слушателям выдвигать альтернативные варианты.
В зависимости от ориентации (личностная или ролевая), взаємозвернення (открытое или закрытое), а также активности участников педагогическое общение может развиваться за двумя основными типами: как диалогическое или как монологическое. В монологическом общении происходит поляризация по активности: одни инструктируют, приказывают, диктуют, другие - пассивно воспринимают это влияние; в диалоговом - активны все, кто принимает участие в конструктивном сотрудничестве.
Преподаватель нередко обращается именно к авторитарным указаниям, установкам, объяснениям. В этих условиях общение может быть сведено к монологу педагога. Диалог предусматривает многоголосие, полифонию мыслей, высказываний, действий всех его участников.
В современных условиях изменение ориентаций в воспитании принципиально связанно с овладением воспитателем мастерства ведения диалога. Говоря о диалогическом педагогическом общении, мы употребляем понятие "диалог" не только в значении разговора между двумя человеками, а и как обмен смыслом в общении (не только репликами). Диалог педагогический - это действие в педагогическом процессе, которая дает возможность каждому партнеру для самовыражения в общении.
Диалогическое педагогическое общение - это тип профессионального общения, которое отвечает критериям диалога, обеспечивая субъект - субъектный принцип взаимодействия педагога и учеников.
На какие критерии диалога след ориентироваться? Сущность субъект - субъектного принципа, который мы рассмотрели выше, детерминирует основные признаки диалогического педагогического общения. Это и является критерии его определения.
1. Признание равенства личностных позиций, открытость и доверие партнеров. Именно этот признак является сущностью субъект - субъектных отношений. В педагогическом общении это - определение активной роли, реального участия воспитанника в процессе воспитания. Каким образом это обеспечивается? Общим (учителя и ученика, учителя и родителей) поиском, общим анализом, общим исправлением ошибок. В том и состоит сложность организации диалогического общения на началах личностного равенства, что педагог не сводит своих действий к оцениванию поведения ученика и указаний на пути исправления. Такой путь означал бы пассивность воспитанника. Для того чтобы стимулировать успешное самовоспитание ученика, педагогу следует давать воспитаннику информацию о нем, но тот должен сам учиться давать себе оценку. Таким образом, речь идет не об устранении оценочного суждения, а об изменении его авторства. Так обеспечиваются сотрудничество, равенство и активность обеих сторон.
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"