Страхование в Росии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:13, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрим более подробно состояние и перспективы страхового рынка в России. Основной ролью страхования является повышения социальной защищённости населения, путём выплат денежных компенсаций в случае потери здоровья, жизни или трудоспособности, повышение объёма пенсий, за счёт выплат рент (аннуитетов), а так же обеспечения населения качественным медицинским обслуживанием и многое другое. В свою очередь высокая социальная защищённость населения способствует повышению доверия к правительству, стабилизации политической обстановки, что можно считать политической составляющей развития страхования.

Оглавление

Введение
1 Общая характеристика страхового рынка
1.1 Понятие страхового рынка, этапы его развития
1.2 Виды страхования
1.3 Основные понятия страхования
2 Состояние страхового рынка в России
2.1 Современное состояние страхового рынка России
2.2 Анализ страхового рынка в России
3 Перспектива развития страхового рынка
Заключение

Файлы: 1 файл

материал по стахованию.docx

— 116.38 Кб (Скачать)

 

3) риск убытков от предпринимательской  деятельности из-за нарушения  своих обязательств контрагентами  предпринимателя или изменения  условий этой деятельности по  не зависящим от предпринимателя  обстоятельствам, в том числе  риск неполучения ожидаемых доходов  – предпринимательский риск (ст. 933).

 

Согласно п. 2 ст. 932 риск возникновения  ответственности за нарушение договора может быть застрахован только у  самого страхователя и только в его  пользу.

 

В ГК РФ содержатся и иные нормы, регулирующие различные аспекты  страхования (тайна страхования  определяется ст. 946 ГК РФ и др.).

10. Специальное страховое  законодательство России 

 

Основным законодательным  актом, регулирующим общественные отношения, возникающие при осуществлении  страхования, является ФЗ «Об организации  страхового дела в Российской Федерации». Закон регулирует отношения между  лицами, занимающимися различными видами деятельности в сфере страхового дела или участвующими в них, отношения  по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов  страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

 

Существенным требованием  новой редакции Закона стало разделение страховщиков по видам страхования. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 6 этого Закона страховщики вправе осуществлять или только страхование  жизни, или только страхование объектов имущественного и личного страхования (страхование от несчастных случаев  и болезней, медицинское страхование).

 

Новой редакцией Закона «Об  организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 32.1) впервые в отечественной  практике введены квалификационные требования (например, руководители страховой  компании обязаны иметь высшее экономическое  или финансовое образование, подтвержденное дипломом, признаваемым в России, а  также стаж работы в сфере страхового дела или финансов не менее двух лет и др.).

 

Медицинское страхование  регулируется собственным законом  – Законом РФ от 8 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации». Морское  страхование регулируется ст. 246–285 и некоторыми последующими статьями Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, авиационное  страхование – ст. 131–134 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ. Все  обязательные виды страхования регулируются своими собственными законами.

 

Правительство РФ в пределах своей компетенции утверждает изменения  в условиях обязательного страхования  и устанавливает приоритеты развития страхования. Так, в частности, постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р одобрена Концепция развития страхования в России на ближайшую  перспективу, а постановлением Правительства  от 7 мая 2003 г. № 264 установлены ставки платежей по обязательному страхованию  гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

Министерство финансов РФ издает ведомственные нормативные  акты, целью которых является регулирование  внутренней финансовой деятельности страховщиков для обеспечения требований Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса РФ.

11. Правовые основы налогообложения  страховщиков и страхователей 

 

Налогообложение страховщиков регулируется в части второй НК РФ. В ст. 149 НК РФ подтверждено, что оказание услуг по страхованию, соцстрахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также по негосударственному пенсионному  обеспечению негосударственными пенсионными  фондами не облагается НДС. Несмотря на это, имеется важное исключение, страховое возмещение по договорам  страхования на случай неплатежа  за поставленную продукцию следует  включать в оборот, облагаемый НДС, если реализация такой продукции  облагается данным налогом.

 

В соответствии со ст. 284 НК РФ налоговая ставка на прибыль страховщиков устанавливается в размере 24 %.

 

Налогообложение страхователей  также регулируется второй частью НК РФ и различно для граждан и  юридических лиц.

 

Согласно п. 2 ст. 208 НК РФ страховые  выплаты физическим лицам при  наступлении страхового случая относятся  к их доходам и должны облагаться налогом на доходы физических лиц.

 

При определении налоговой  базы не учитываются доходы:

 

1) по договорам обязательного  страхования, осуществляемого в  порядке, установленном действующим  законодательством;

 

2) по договорам добровольного  долгосрочного страхования жизни,  заключенным на срок не менее  пяти лет и в течение этих  пяти лет не предусматривающим  страховых выплат, в том числе  в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты,  предусмотренной в случае наступления  смерти застрахованного лица), в  пользу застрахованного лица.

 

При определении налоговой  базы для уплаты единого социального  налога учитываются согласно ст. 237 НК РФ любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой  осуществляются данные выплаты, в частности  оплата страховых взносов по договорам  добровольного страхования, за исключением:

 

1) по обязательному страхованию  работников, осуществляемому налогоплательщиком  в порядке, установленном законодательством  РФ;

 

2) сумм по договорам  добровольного личного страхования  работников, заключаемым на срок  не менее одного года, предусматривающим  оплату страховщиками медицинских  расходов этих застрахованных  лиц;

 

3) по договорам добровольного  личного страхования работников, заключаемым исключительно на  случай наступления смерти застрахованного  лица или утраты застрахованным  лицом трудоспособности в связи  с исполнением им трудовых  обязанностей.

 

Налогообложение страхователей  – юридических лиц производится иным образом, а именно через включение  в их расходы затрат на страхование  согласно закрытому перечню таких  затрат, приведенному в НК РФ, и, соответственно, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

12. Цель и функции государственного  страхового надзора в РФ 

 

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов  страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. В соответствии с постановлением Правительства  РФ «Об утверждении Положения  о Федеральной службе страхового надзора» страховой надзор осуществляет Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор).

 

Целями государственного регулирования страховой деятельности являются: организация страхового дела, которое выражается в создании единой нормативной базы на федеральном  уровне; создание единых условий и  правил страхования; развитие рынка  страховых услуг; защита прав участников страховых правоотношений.

 

Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью являются:

 

1) выдача страховщикам  лицензий на осуществление страховой  деятельности;

 

2) введение единого Государственного  реестра страховщиков и объединений  страховщиков, а также реестра  страховых брокеров;

 

3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

 

4) выдача разрешений на  увеличение размеров уставных  капиталов страховых организаций  за счет средств иностранных  инвесторов, на совершение сделок  с участием иностранных инвесторов  по отчуждению акций (долей  в уставных капиталах) страховых  организаций, а также на открытие  филиалов страховыми организациями  с иностранными инвестициями;

 

5) разработка нормативных  и методических документов по  вопросам страховой деятельности;

 

6) обобщение практики  страховой деятельности, разработка  и представление в установленном  порядке предложений по развитию  и совершенствованию законодательства  РФ о страховании.

 

Одной из целей государственного регулирования является также предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке.

 

Основными направлениями  государственного регулирования являются:

 

1) государственный надзор  за страховой деятельностью;

 

2) обеспечение финансовой  устойчивости и платежеспособности  страховых организаций;

 

3) пресечение монополистической  деятельности и недобросовестности  конкуренции на страховом рынке;

 

4) общий государственно-финансовый  контроль за деятельностью страховых организаций;

 

5) прямое участие государства  в становлении и развитии страховой  защиты имущественных интересов  субъектов страхования.

13. Правовая природа договора  страхования 

 

В настоящее время среди  ученых отсутствует единое мнение по поводу определения категории страхового договора и его толкования.

 

Страховые отношения изначально строились как реальные, т. е. страховщик нес обязательства только при  условии, что клиент оплатил премию.

 

С одной стороны, договор  страхования не является реальным, так как он считается заключенным  с момента уплаты первого взноса.

 

С другой стороны, договор  страхования является и консенсуальным. В соответствии со ст. 432 ГК РФ любой гражданско-правовой договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В свою очередь, момент заключения договора определяется по правилам ст. 433 ГК РФ. ГК РФ неким образом презюмирует консенсуальность договора. Реальным же договор считается лишь тогда, когда для его заключения необходима также передача соответствующего имущества.

 

С момента его заключения договор вступает в силу и становится обязательным для сторон, т. е. договор  как юридический факт порождает  гражданско-правовое обязательство. Сказанное  означает, что договор (как соглашение и юридический факт) предшествует обязательству, причем временной разрыв между их возникновением может быть значительным.

 

Правило ст. 957 ГК РФ устанавливает, что договор страхования, если в  нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой  премии или первого взноса. По общему правилу ст. 425 ГК РФ действие договора начинается с момента заключения и может быть распространено на предыдущие отношения. Но данная статья не предусматривает  возможность отсрочить вступление в силу заключенного договора.

 

Отнесение договора страхования  к реальным или консенсуальным должно предопределить вывод относительно другого деления: на одно-и двусторонние договоры. Если договор страхования состоит из обязанности страхователя уплатить премию и обязанности страховщика возмещать убытки, то указанные обязанности считаются взаимными только при условии, если и та и другая входят в содержание договора. А это означает, что двусторонним может быть лишь консенсуальный договор страхования.

 

В то же время законодатель допускает возможность преобразования по соглашению сторон договора страхования  из реального в консенсуаль-ный, когда он вступает в действие независимо от оплаты страхователем цены услуг. Но это, во-первых, исключение из общего правила, а во-вторых, что принципиально важно, такое исключение могут сделать только сами участники страхового правоотношения сознательно и только добровольно.

14. Условия и порядок  заключения договора страхования 

 

Форма договора страхования  согласно ст. 940 ГК РФ может быть только письменной. Исключение составляют договоры обязательного государственного страхования, где письменная форма не обязательна. Документарное оформление договора страхования может быть различным: договор, подписанный двумя сторонами, либо страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанция), т. е. документ, подписанный страховщиком и страхователем и оформленный на основе письменного или устного заявления страхователя. Согласно ст. 930 ГК РФ возможно оформление страховых полисов на предъявителя.

 

Публичный характер договора личного страхования определен  ст. 927 ГК РФ. Это означает, что страховщик, имеющий лицензию на какой-либо из видов  личного страхования, обязан заключать  этот договор с любым, кто к  нему обратится, «при наличии возможности» (ст. 426 ГК).

 

Условия договора страхования  составляют совокупность его пунктов, выражающих волю сторон. В науке  условия договора принято делить на существенные, обязательные и индивидуальные.

 

Статья 942 ГК РФ устанавливает  четыре существенных условия договора страхования, три из которых общие  для имущественного и личного  страхования:

 

– характер страхового случая;

 

– страховая сумма;

 

– срок действия договора страхования; имущество или имущественный  интерес, который страхуется, для  личного страхования – застрахованное лицо.

 

Обязательные условия  договора предписываются сторонам законодательством  для согласования. В договорах  страхования это реквизиты сторон, условия оплаты, срок начала страховой  защиты и т. д.

 

В отличие от обязательных индивидуальные условия вносятся в  договор по желанию сторон. Законодательством  разрешено устанавливать в договоре по взаимному соглашению любые, не противоречащие закону условия, что способствует максимальному  учету пожеланий сторон.

 

Порядок заключения договора страхования регулируется в гл. 48 ГК РФ. Заключению договора предшествует соглашение сторон, которое достигается  путем переговоров. Основанием для  их начала является устное или письменное заявление страхователя.

Информация о работе Страхование в Росии