Организация добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь (на примере Белгосстраха)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является выявление основных направлений совершенствования организации добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы организации добровольного страхования наземных транспортных средств;
- изучить зарубежный опыт организации добровольного страхования наземных транспортных средств;
- провести анализ организации добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь (на примере БРУСП «Белгосстрах»)

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….
1 Теоретические основы организации добровольного страхования наземных транспортных средств……………………………………………
1.1 Понятие добровольного страхования, его роль и место в системе страховых отношений…………………………………………………….. ..
1.2 Теоретические основы организации добровольного страхования наземных транспортных средств……………………………………………
1.3 Зарубежный опыт организации добровольного страхования наземных транспортных средств …………………………………………..
2 Организация добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь (на примере Белгосстраха)………………
2.1 Правовое регулирование организации добровольного страхования наземных транспортных средств……………………………………………
2.2 Анализ организации добровольного страхования наземных транспортных средств (на примере Белгосстраха)………………………...
3 Направления совершенствования организации добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь….
3.1 Проблемы осуществления организации добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь (на примере Белгосстраха)…………………………………………………………………
3.2 Пути совершенствования организации добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь…………………
Заключение……………………………………………………….…………..
Список использованных источников ………………………………………
Приложение А. Динамика прибыли страховых организаций в Республике Беларусь за 2012 год……………………
Приложение Б. Сведения о структуре поступления страховых взносов и выплаченных страховых возмещений по добровольному страхованию наземных транспортных средств физических лиц в разрезе страховщиков Республики Беларусь за 6 месяцев 2012 г……………
Приложение В. Динамика показателей эффективности финансовой деятельности пункта продаж услуг Белгосстраха за 2011-2012 гг……………………………………………
5

8

8

11

17

25

25

33

52


52

61
70
75

79


80


81

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ОСНОВНОЙ.docx

— 217.27 Кб (Скачать)

- устанавливает размеры страховых взносов и страховых тарифов по обязательным видам страхования, лимиты ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- осуществляет иные полномочия.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции:

- по согласованию с Президентом Республики Беларусь утверждает порядок инвестирования и размещения средств страховых резервов;

- по согласованию с Президентом Республики Беларусь издает решения о принятии в собственность Республики Беларусь долей в уставных фондах, простых (обыкновенных) или иных голосующих акций страховых организаций;

- в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, в том числе для определения случаев страхования ответственности за нарушение договора, осуществляет иные полномочия в области государственного регулирования страховой деятельности.

Министерство финансов в  пределах своей компетенции:

- принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, в том числе в целях обеспечения единообразного ведения страховщиками учета и отчетности, формирования страховых резервов;

- проводит государственную политику в области страховой деятельности;

- осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков;

- выдает страховым организациям и страховым брокерам специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности;

- выдает белорусским страховым организациям или белорусским страховым брокерам разрешения на создание обособленных подразделений, в том числе за пределами Республики Беларусь, а также на участие в создании организаций за пределами Республики Беларусь для осуществления деятельности в области страхования, включая страховых брокеров, либо на приобретение долей (акций) в уставных фондах таких организаций;

- обобщает практику страховой деятельности, дает страховым

организациям, страховым брокерам, объединениям страховщиков разъяснения по вопросам применения законодательства о страховании, разрабатывает предложения о совершенствовании этого законодательства;

- представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам страховой политики;

- осуществляет иные функции государственного регулирования страховой деятельности

Нормативные документы:

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (ред. от 25.08.2006 г.)
  2. Инструкция о порядке заключения договоров перестрахования, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 53 от 1.04.2003 г.
  3. Гражданский Кодекс РБ № 218-3 от 07.12.1998 (ред. от 17.02.2002г.).

Страховщики и страховые  брокеры подлежат государственной  регистрации в Министерстве финансов.

Государственная регистрация  страховщиков, страховых брокеров, объединений страховщиков, а также  внесение изменений и дополнений в их учредительные документы  осуществляются в порядке, установленном  законодательством о государственной  регистрации субъектов хозяйствования, с учетом особенностей, определенных в настоящем Положении.

Соответствие размера  уставного фонда страховщика  минимальному размеру уставного  фонда определяется путем пересчета  внесенных в уставный фонд денежных средств (в иностранной валюте и (или) белорусских рублях) в евро по установленному Национальным банком официальному курсу соответствующей  денежной единицы по отношению к  евро на дату пересчета.

Уставный фонд страховщика  должен быть сформирован его учредителями к дате государственной регистрации  полностью.

Часть уставного фонда, соответствующая  его минимальному размеру, должна вноситься  денежными средствами в иностранной  валюте и (или) в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса соответствующей  денежной единицы по отношению к  евро на дату принятия учредителями, акционерами (участниками), собственником имущества  соответствующего решения.

Часть уставного фонда, превышающая  его минимальный размер, может  быть сформирована путем внесения учредителями страховщика неденежных вкладов  в порядке, установленном законодательством  и учредительными документами этой организации.

Оплата иностранными инвесторами  долей (акций) в уставных фондах

страховщиков и страховых  брокеров производится исключительно  денежными средствами.

После государственной регистрации  страховщик должен постоянно иметь  на своих счетах в банках Республики Беларусь денежные средства в сумме, соответствующей минимальному размеру  уставного фонда.

Имущество, вносимое в уставный фонд страховщика, должно принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности (хозяйственного ведения), быть необходимым  и пригодным для использования  в деятельности этого страховщика.

Размер вклада каждого  учредителя в уставный фонд (доли участника  в уставном фонде) страховщика, за исключением  вклада (доли) Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных  единиц в уставный фонд страховщика, создаваемого в виде акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, не может превышать 35 процентов размера  уставного фонда.

Для государственной регистрации  страховщика, страхового брокера наряду с документами, представляемыми  в соответствии с законодательством  о государственной регистрации  субъектов хозяйствования, страховщиком, страховым брокером в Министерство финансов направляются сведения о профессиональной пригодности кандидатов на должности  руководителей, их заместителей и главных  бухгалтеров этого страховщика, страхового брокера, а также документы, подтверждающие происхождение собственных  денежных средств учредителей (участников) страховщика.

Профессиональная пригодность  кандидатов на указанные должности  определяется в порядке, установленном  Министерством финансов.

Страховая организация может  быть учредителем (участником) других юридических лиц.

Страховая организация обязана  получить предварительное разрешение Министерства финансов на:

- увеличение размера своего уставного фонда за счет средств иностранных инвесторов и (или) страховых организаций, являющихся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к этим иностранным инвесторам;

- отчуждение долей (акций) в ее уставном фонде в пользу иностранных инвесторов и (или) страховых организаций, являющихся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к данным иностранным инвесторам.

Белорусские участники страховых организаций  Республики Беларусь

обязаны получить предварительное  разрешение Министерства финансов на отчуждение принадлежащих им долей (акций) в уставных фондах в собственность (хозяйственное ведение, оперативное  управление) иностранных инвесторов и (или) страховых организаций, являющихся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к этим иностранным  инвесторам.

Страховщики и страховые  брокеры создают обособленные подразделения  в Республике Беларусь с разрешения Министерства финансов в порядке, установленном  Советом Министров Республики Беларусь.

Предметом деятельности страховщиков может быть только страховая, инвестиционная деятельность, а также деятельность по оценке страхового риска и размера  ущерба, по оценке и осмотру движимого  и недвижимого имущества в  связи со страхованием и выдаче заключений о состоянии этого имущества, по организации предоставления услуг  технического, медицинского и финансового  характера иному страховщику  либо страхователю (застрахованному, потерпевшему, а также другому лицу, претендующему  на получение страховой выплаты) в целях выполнения заключенных  этими лицами договоров страхования, по оказанию услуг иной страховой  организации в установлении причин, характера ущерба при наступлении  страхового случая.

В Республике Беларусь   в   основном   создана  нормативная  правовая база, регулирующая отношения  в сфере страхования и  страховой  деятельности, образован национальный институт перестраховочной  защиты.

Страховая деятельность подлежит лицензированию.

Лицензия выдается сроком на 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании  может быть продлен по заявлению  лицензиата на 5 лет.

Особые требования и условия, предъявляемые  к работам и услугам, составляющим лицензируемую деятельность:

- платежеспособность, размер собственного капитала, в том числе и в иностранной валюте, а также требования и условия к осуществлению добровольных видов страхования в порядке, установленном Минфином;

- страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также:

- осуществление деятельности на рынке страховых услуг Республики Беларусь не менее трех лет;

- наличие не менее одного обособленного подразделения в каждой области.

К видам страхования, подлежащих лицензированию, относятся следующие:

1. Обязательное страхование в  соответствии с законодательными  актами

2. Перестрахование

3. Добровольное страхование в  соответствии с правилами страхования

соответствующего вида страхования, утвержденными страховщиком либо объединением страховщиков и согласованными с  Минфином, в том числе страхование: жизни; дополнительной пенсии; от несчастных случаев; от несчастных случаев и  болезней на время поездки за границу; медицинских расходов; имущества  юридического лица; имущества граждан; грузов; строительно-монтажных рисков; предпринимательского риска; гражданской  ответственности владельцев автотранспортных средств; гражданской ответственности  владельцев воздушных судов; гражданской  ответственности перевозчика и  экспедитора; гражданской ответственности  организаций, создающих повышенную опасность для окружающих; гражданской  ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников; гражданской ответственности  за причинение вреда в связи с  осуществлением профессиональной деятельности;

4. Посредническая деятельность  по видам добровольного страхования,  перестрахованию. 

Республиканская  программа  развития  страховой  деятельности  на  2011  –  2015  годы  разработана  в  соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г.  № 530 ”О страховой деятельности“ (Национальный реестр правовых  актов  Республики   Беларусь,   2006 г.,   № 143,   1/7866)   в целях   определения   с  учетом мирового опыта механизмов обеспечения устойчивого и динамичного  развития национального рынка страховых  услуг, позволяющего в полной мере удовлетворять  потребности экономики и общества.

Развитию  страхового  рынка  Республики  Беларусь  способствовало 

принятие  указов  Президента  Республики  Беларусь  от  25 августа  2006 г.  № 530,   от  25 августа   2006 г.   № 534   ”О   содействии   развитию   экспорта  товаров (работ, услуг)“ (Национальный реестр правовых актов Республики  Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7870) и от 19 мая 2008 г. № 280 ”О включении  страховых взносов по видам добровольного  страхования, не относящимся  к   страхованию       жизни,     в  затраты     по    производству      и   реализации  продукции, товаров (работ, услуг)“ (Национальный реестр правовых актов  Республики  Беларусь,  2008  г.,  № 121,  1/9719),  а  также  постановления  Совета  Министров  Республики  Беларусь  от  29 декабря  2006 г.  № 1750   ”Об    утверждении      Порядка     инвестирования      и   размещения      страховыми  организациями        средств    страховых      резервов“     (Национальный        реестр  правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24459).

С 1 июля 2010 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. № 519 «О внесении изменений и дополнений в некоторые

указы Президента Республики Беларусь по вопросам страхования».

Данным Указом Президента Республики Беларусь владельцам транспортных средств - резидентам Республики Беларусь с 1 июля 2010 г. предоставлена возможность заключить комплексный договор внутреннего страхования, который включает в себя обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства и добровольное страхование его имущества (транспортного средства) на случай причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия.

При этом владелец транспортного средства - резидент Республики Беларусь заключает договор внутреннего страхования (договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств) либо комплексный договор внутреннего страхования по своему выбору.

Необходимо  отметить, что комплексный договор  внутреннего страхования позволяет  защитить имущественные интересы, связанные  с гражданской ответственностью владельцев транспортных средств, а  также имущественные интересы владельцев транспортных средств (виновников дорожно-транспортного  происшествия), связанные с утратой (гибелью) или повреждением транспортного  средства, поскольку страховое возмещение по данному договору страхования будет выплачиваться как потерпевшему за вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, так и виновнику дорожно-транспортного происшествия за вред, который причинен его транспортному средству.

Заключение  комплексного договора внутреннего  страхования в отличие от заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и добровольного страхования наземных транспортных средств особенно актуально для страхователей-организаций, финансируемых из бюджета, поскольку позволит обеспечить сохранность государственного имущества и экономию бюджетных средств.

При заключении договоров обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств рекомендуем  учитывать преимущества, предоставляемые  комплексным договором внутреннего  страхования, который можно заключить  со страховыми организациями, осуществляющими  обязательное страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств: Белорусским республиканским  унитарным страховым предприятием «Белгосстрах», Белорусским республиканским  унитарным предприятием экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант», страховым  обществом с ограниченной ответственностью «Белкоопстрах», закрытым акционерным страховым обществом «ТАСК», закрытым акционерным страховым обществом «Промтрансинвест», закрытым акционерным страховым обществом «Белнефтестрах».

Информация о работе Организация добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь (на примере Белгосстраха)