Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:49, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление основных направлений совершенствования организации добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы организации добровольного страхования наземных транспортных средств;
- изучить зарубежный опыт организации добровольного страхования наземных транспортных средств;
- провести анализ организации добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь (на примере БРУСП «Белгосстрах»)
Введение …………………………………………………………………….
1 Теоретические основы организации добровольного страхования наземных транспортных средств……………………………………………
1.1 Понятие добровольного страхования, его роль и место в системе страховых отношений…………………………………………………….. ..
1.2 Теоретические основы организации добровольного страхования наземных транспортных средств……………………………………………
1.3 Зарубежный опыт организации добровольного страхования наземных транспортных средств …………………………………………..
2 Организация добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь (на примере Белгосстраха)………………
2.1 Правовое регулирование организации добровольного страхования наземных транспортных средств……………………………………………
2.2 Анализ организации добровольного страхования наземных транспортных средств (на примере Белгосстраха)………………………...
3 Направления совершенствования организации добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь….
3.1 Проблемы осуществления организации добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь (на примере Белгосстраха)…………………………………………………………………
3.2 Пути совершенствования организации добровольного страхования наземных транспортных средств в Республике Беларусь…………………
Заключение……………………………………………………….…………..
Список использованных источников ………………………………………
Приложение А. Динамика прибыли страховых организаций в Республике Беларусь за 2012 год……………………
Приложение Б. Сведения о структуре поступления страховых взносов и выплаченных страховых возмещений по добровольному страхованию наземных транспортных средств физических лиц в разрезе страховщиков Республики Беларусь за 6 месяцев 2012 г……………
Приложение В. Динамика показателей эффективности финансовой деятельности пункта продаж услуг Белгосстраха за 2011-2012 гг……………………………………………
5
8
8
11
17
25
25
33
52
52
61
70
75
79
80
81
При заключении договора имущественного
страхования или страхования
ответственности между
1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;
2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);
3) о размере страховой суммы;
4) о сумме страхового взноса и сроках его уплаты;
5) о сроке действия договора.
При заключении договора страхования
между страхователем и
условий, должно быть достигнуто соглашение:
1) об основаниях расторжения договора ранее установленного срока;
2) о порядке возврата страхователю страхового взноса в случае неисполнения обязательства или расторжения договора ранее установленного срока;
3) об ответственности за неисполнение обязательства.
В добровольном страховании наземных транспортных средств выделяются два основных вида страхования – полное каско и частичное каско.
Полное автокаско обеспечивает страховую защиту самого средства наземного транспорта от повреждения или утраты, произошедших по всем причинам, записанным в договоре страхования на основании правил. Защита дополнительного оборудования в полное автокаско не входит.
Частичное автокаско предусматривает страховую защиту средств наземного транспорта только от рисков повреждения и утраты по всем причинам, включенным в правила и записанным в договор, кроме хищения в виде угона, кражи, разбоя, грабежа.
Оба каско относятся только к имущественному страхованию.
Страховые компании, выполняющие
добровольные виды страхования, разрабатывают
и ориентируются в своей
Правила предлагают страхователям следующие условия.
1) При повреждении средств наземного транспорта сумма ущерба равна стоимости ремонтно-восстановительных работ с учетом цен, сложившихся на дату наступления этого риска в данном регионе. В стоимость ремонтно-восстановительных работ включаются:
- стоимость приобретения запасных частей;
- стоимость расходных материалов;
- стоимость выполнения ремонтных работ.
При этом правила могут содержать различные оговорки, которые страхователь должен усвоить на предмет согласия с ними или предложения своих условий для включения в договор.
2) Под утратой средств наземного транспорта понимается полная гибель, при которой его технически невозможно восстановить, или такое повреждение средств наземного транспорта, при котором стоимость его восстановления превышает 75% страховой стоимости (экономическая нецелесообразность восстановления).
Правила могут предусматривать два варианта исчисления суммы страховой выплаты.
Первый вариант - страховая выплата равна страховой сумме за минусом физического износа на дату наступления страхового случая; также вычитаются
выплаченные и подлежащие выплате суммы страхового возмещения, если
средство наземного транспорта было застраховано одновременно по агрегатному лимиту ответственности.
При этом:
- страхователь (собственник) обязан оформить договор продажи средства наземного транспорта с комиссионным магазином (или иным лицом), который укажет страховщик. Он также укажет условия, по которым деньги, полученные
от продажи годных остатков транспортного средства, должны быть
перечислены на расчетный счет страховщика;
- для производства страховой выплаты на названных условиях страхователь должен снять средство наземного транспорта с учета в органах ГИБДД и Гостехнадзора и оформить все требуемые документы для продажи его через вышеназванные магазины (иное лицо);
- передать средство наземного транспорта и документы на него по акту приема-передачи комиссионному магазину (иному лицу);
- затраты по снятию средства наземного транспорта с учета несет страхователь.
Второй вариант - выплачивается часть страховой суммы средства наземного транспорта при условии, что остатки остаются у страхователя.
Таким образом, страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах.
1.3 Зарубежный опыт организации добровольного страхования наземных транспортных средств
За последние 10 лет европейский
страховой рынок достиг определенной
стадии зрелости – стадии образования
финансовых конгломератов, обладающих
огромными конкурентными
В сегменте добровольного страхования в странах Европы доля транспортного страхования продолжает занимать лидирующие позиции с долей рынка в 30%. В 2010 году собранная премия по данному виду страхования выросла на 1,3%, достигнув суммы в 125 млрд долларов. Для сравнения: за 2009 год премии упали на 1,8%.
Германия и Италия являются важнейшими рынками транспортного страхования, каждый из которых занимает долю в 16% всего европейского страхового рынка. Эти две страны вместе с Францией и Великобританией собирают около 60% премий европейского транспортного страхования. Из этих четырех рынков лишь итальянский зафиксировал снижение взносов на 0,8% в 2010 году. В Германии, Франции и Великобритании рост за 2010 год составил 0,5%, 2,6% и 8,1% соответственно против убытков в 2009 году на 1,5%, 0,2% и 2,1% соответственно. В частности, рост премий в Германии отмечен после пяти лет спада [52, c. 11].
Снижение регистрации новых транспортных средств в Европе, начавшееся в 2008 году (-4% - в 2010 после -6% - в 2009 и -8% - в 2008), не оказало реального воздействия на развитие транспортного страхования в 2010 году. Непосредственно рост цен на транспортное страхование способствовал росту премий.
Среди других стран Западной Европы Испания, которая занимает долю рынка в 8,6% и находится на пятой строчке, зафиксировала снижение сборов на
6% второй год подряд.
В Португалии наблюдалось легкое оживление рынка с ростом в 0,4% после значительного падения на 8% в 2009 году.
Турция, занимающая 2,2% общего рынка, отметила существенный прирост на уровне 17,8% в 2011 году после падения на 1,3% в 2010 году.
Польша - крупнейший рынок стран Восточной и Центральной Европы с рыночной долей в 2,6% - увеличила собранную премию по транспортному страхованию на 6% в 2011 году после вполне стабильного для польского страхового рынка 2009 года [52, c. 11].
Итальянский рынок страхования является одним из наиболее объемных не только в Европе (четвертое место по количеству продаваемых страховок), но и в мире (шестое место). Общая стоимость автомобилей, передвигающихся по дорогам страны, составляет около 33 млрд евро.
В страховой отрасли
Италии достигнут высокий уровень
развития, при этом продолжают совершенствоваться
правила страхования и
Еще более масштабные перспективы представляет увеличение доли страховых полисов, продающихся напрямую, без участия агента или без посещения клиентом офиса страховщика.
В этом вопросе итальянцы очень отстают, например, от Великобритании, где первоначально и появилось прямое страхование, где почти три четверти всех полисов приобретается через Всемирную сеть или с помощью телефона. Итоги работы страхового рынка Италии по транспортному страхованию показывают, что после трехлетнего падения совокупная собранная премия по страхованию транспортных средств зафиксировала рост на 4,5% в 2010 году. Рост премий вместе с незначительным ростом выплат повлияли на комбинированный коэффициент, который снизился с 107,7% до 105,7%. Несмотря на улучшение технического баланса, существенное ухудшение инвестиционного результата по сравнению с 2009 годом отразилось на негативном итоговом балансе по техническому счету [52, c. 11].
Совокупная премия 65 страховых компаний, работающих на сегменте добровольного страхования транспортных средств, составила 2,96 млрд евро по итогам 2010 года (-1,2% в сравнении с 2009 годом). По сборам добровольное страхование транспортных средств - это 8,3% от всего рынка на протяжении трех лет подряд были, главным образом, вызваны усиливающимся экономическим кризисом, который заставил ряд страхователей не покупать
дополнительное покрытие для своих автомобилей, а также снижением количества зарегистрированных новых транспортных средств.
Страховые выплаты по финансовому году, которые включают в себя превышение/дефицит резервов для выплат по убыткам, понесенным за предыдущие годы, был равен сумме в 1,87 млрд евро. В 2009 году данный показатель был 2,13 млрд евро [17, c. 12].
Показатель частоты заявления убытков снизился с 7,77% в 2009 году до
7,37% в 2010 году. После трехлетнего
роста частоты заявления
Италия продолжает показывать один из самых высоких показателей по среднему размеру претензии с таким же высоким показателем частоты заявления убытков. Показатель частоты заявления убытков в Италии (8,6%) является самым высоким в Европе. В Германии данный показатель - 6,6%, во Франции - 4,4%. Даже ввиду заметного уменьшения в Италии данного показателя в 2010 году он все равно будет одним из наиболее высоких в Европе. И средний размер претензии в Италии был также значительно выше, чем в других крупных европейских странах: почти 4000 евро - в 2008 году в Италии, 3300 евро - в Германии, 3500 - во Франции.
В последние годы автострахование в Италии претерпело ряд изменений, многие из которых связаны с подписанным в 2007 году декретом.
Новациями Декрета Берсани (2007) стали следующие [52, c. 13]:
- при заключении нового
договора по страхованию
- страховые брокеры обязаны
предлагать клиенту полисы по
«автогражданке» сразу
- в случае изменения
класса на более
быть немедленно проинформирован об этом;
- прекратилась практика,
по которой страховщики
- молодой водитель, чтобы
не платить большую сумму за
страховку, может получить
С 1 января 2007 года в Италии возможно прямое возмещение убытков.
Регулирующий орган - Институт по надзору в сфере частного страхования и коллективных интересов, является полностью автономной и независимой организацией с собственной бухгалтерской и управленческой отчетностью, однако общее направление деятельности идет в русле политики правительства Италии в отношении страхования. Создан в 1982 году с целью обеспечения стабильности страховой отрасли и защиты интересов потребителей. Основные функции – проверка отчетности страховых компаний;
- контроль за соблюдением правил игры на рынке;