2.
Социальное страхование неразрывно
связано с трудовой деятельностью
работников на конкретных предприятиях.
Построенное на принципе солидарности
поколений перераспределение средств
от трудоспособных — нетрудоспособным,
социальное страхование способствуют
созданию экономических предпосылок
для поддержания в первую очередь
трудоспособности экономически
активной, работающей части населения,
а в необходимых случаях —
обеспечения при утрате трудоспособности,
безработице, старости, потере кормильца.
В то же время социальное
страхование следует рассматривать
не как благотворительную форму
социальной помощи нетрудоспособным,
а как универсальный способ
решения социальных проблем в
обществе.
Организационная
работа по социальному страхованию
- проводится в основном на предприятиях,
в учреждениях, организациях и иных
хозяйствующих субъектах. Плательщики
взносов должны быть зарегистрированы
в качестве страхователей в региональных
отделениях Фонда социального страхования
Украины. Практической работой по организации
социального страхования занимаются
профсоюзы. Они решают вопросы о
расходовании средств социального
страхования, предусмотренных на санаторно-курортное
лечение и отдых работников и
членов их семей. Контролируют правильность
начисления и своевременность выплаты
пособий по социальному страхованию
работодателем, участвуют в разрешении
споров, возникающих между работниками
и работодателем.
3.
В соответствии с законодательством
все работники подлежат обязательному
государственному социальному страхованию,
т.е. с момента поступления
на работу, работник считается
застрахованным. В социальном страховании
участвуют две стороны (два
участника) — страхователи и
страховщики. Страхователями считаются
работодатели и застрахованные
лица, а страховщиками — соответствующие
страховые фонды.
2.2.
Средства социального
страхования.
Государственное
социальное страхование работников
осуществляется за счет государства. Взносы
на социальное страхование уплачиваются
предприятиями, учреждениями, организациями
без каких-либо вычетов из заработной
платы работников. Неуплата предприятием,
учреждением, организацией страховых
взносов не лишает работника права
на обеспечение по государственному
социальному страхованию.
Средства
государственного социального страхования
могут расходоваться только по своему
прямому назначению.
1.
Текст этой статьи несколько
устарел, хотя ее основные положения
не утратили своего значения
и сегодня. Средствами социального
страхования являются обязательные
взносы (сборы) предприятий, учреждений,
организаций и граждан, работающих
на условиях трудового договора
(контракта), занимающихся предпринимательской
деятельностью. Они аккумулируются
в централизованном фонде социального
страхования Украины.
Порядок,
размеры и сроки уплаты взносов
на социальное страхование регулируются
специальным законодательством, которое
давно уже вышло за рамки Кодекса
законов о труде. Так, размер (тарифы)
страховых взносов для физических
и юридических лиц установлен
Законом Украины от 26 июня 1997 г. «О
сборе на обязательное социальное страхование»,
а порядок их аккумулирования
и использования — Положением
о фонде социального страхования,
утвержденным постановлением Кабинетом
Министров Украины от 31 августа 1998
г.
Из
текста комментируемой статьи следует,
что плательщиками взносов на
социальное страхование выступают
государство и работодатели (предприятия),
а работники как будто бы не
принимают участия в социальном
страховании и обеспечиваются без
каких-либо вычетов (платежей) из заработной
платы. Однако это не так. Социальное
страхование прямо и непосредственно
затрагивает интересы работников. Поэтому
участие работников в качестве страхователей
является обязательным по законодательству
Украины. Сегодня в качестве плательщиков
взносов выступают три стороны: государство,
работодатели и работники. Неуплата работником
взносов влечет за собой наступление определенных
правовых последствий. По законодательству
о социальном страховании период уплаты
страховых взносов засчитывается в трудовой
стаж, а сумма уплаченных взносов впредь
будет приниматься в расчет при исчислении
размера пенсии. Законодательством установлен
персонифицированный учет страховых взносов
каждого работника.
2.
Нарушение одним из страхователей
(работодателем или государственными
структурами) порядка уплаты стра
ховых взносов не должно отражаться
на социальном обе спечении
работников. Поскольку работники
получают со циальную помощь
из общего солидарно созданного
фон да социального страхования,
где доля выплат конкретной
страхователя заранее не определена
и не связана с размером
взносов. Фонд социального страхования
выступает в качестве гаранта
материального обеспечения и
предоставления различных видов
социальных услуг работникам
предприятий. Контроль за соблюдением
порядка обеспечения работников
из фонда социального страхования
осуществляют профсоюзы.
Работник
имеет право на все виды обеспечения,
предусмотренные законодательством
о социальном страховании.
Виды
и размеры социальных услуг, как
правило, поставлены в зависимость
от трудовых отношений работников,
продолжительности стажа работы,
размера заработка, и обстоятельств
утраты трудоспособности, состояния
здороья.
3.
Одной из особенностей средств
социального страхования является
то, что они могут быть использованы
только по целевому назначению.
Органы, осуществляющие использование
страховых средств, не могут
их расходовать на иные цели,
кроме тех, для которых они
предназначены. Целевой характер
использования страховых средств
обозначен в Положении о фонде
социального страхования. Средства социального
страхования можно использовать на: выплату
пособий по временной нетрудоспособности,
в т.ч. по беременности и родам, приобретение
путевок на санаторно-курортное лечение
и отдых работников и членов их семей,
финансирование детских оздоровительных
лагерей, студенческих баз отдыха, выплату
зарплаты правовым и техническим инспекторам
труда.
Средства
социального страхования можно
расходовать только в соответствии
с утвержденной сметой на основании
решений органов управления фондом
социального страхования. Правом принятия
решений об использовании страховых
средств обладают Центральная и
региональные дирекции фонда социального
страхования и соответствующие
профсоюзные объединения.
Большое
значение для правильного использования
страховых средств имеют хорошо
организованные учет и отчетность,
т.е. контроль за соблюдением финансовой
дисциплины и оперативное реагирование
на нарушения законодательства. Учет
и отчетность расходования средств
ведут все органы управления фондом
социального страхования и профсоюзные
организации. В учетных документах
должны быть отражены данные о суммах
начисленных взносов и других
платежей в фонд социального страхования,
расходы по статьям, число оплаченных
дней временной нетрудоспособности,
количество путевок, выданных за счет
средств социального страхования,
расходы на оздоровление детей работников
предприятий на базах отдыха, на
выплату единовременных пособий, на
рождение детей, на погребение.
2.3.
Виды обеспечения
по социальному
страхованию.
Работники,
а в соответствующих случаях
и члены их семей, обеспечиваются
в порядке государственного социального
страхования:
1)
пособиями по временной нетрудоспособности,
а женщины, кроме того, пособиями
по беременности, родам и уходу
за ребенком до достижения
им возраста трех лет;
2)
пособиями по случаю рождения
ребенка, пособиями на погребение;
3)
пенсиями по старости, по инвалидности,
по случаю потери кормильца,
а также пенсиями за выслугу
лет, установленными для некоторых
категорий работников.
Средства
государственного социального страхования
используются также на санаторно-курортное
лечение работников, обслуживание их
профилакториями и домами отдыха,
на лечебное (диетическое) питание, на
содержание детских лагерей отдыха
и оздоровления и на другие мероприятия
по государственному социальному страхованию.
1.
Комментируемая статья определяет
основные виды обеспечения по
социальному страхованию. Содержание
каждого из них рассматривается
постатейно в разделе Основ
о государственном социальном
страховании. Кроме того, указанные
виды социальных выплат находятся
в сфере регулирования отрасли
права социального обеспечения
и составляют ее отдельные
правовые институты. Кодекс законов
о труде Украины лишь частично
регулирует вопросы социального
страхования работников.
2.
В связи с реформой системы
социального обеспечения проведено
размежевание, разделение источников
финансирования социального обеспечения.
Пенсии выпла чиваются за счет
средств пенсионного страхования
из специально созданного для
этой цели Пенсионного фонда
Украины. Порядок формирования
и использования фон да установлен
Законом Украины «О сборе на
обязатель ное государственное
пенсионное страхование» от 26 ин
ня 1997 г. и Положением о Пенсионном
фонде Украины, утвержденным постановлением
Кабинета Министров Украины от
1 июня 1994 г. (с последующими изменении
ми и дополнениями). Назначение
и выплата пенсий регламентируется
Законом Украины «О пенсионном
обеспечении» от 5 ноября 1991 г.
3.
Порядок выплаты пособий по
социальному страхованию рассматриваются
в комментариях к стст. 256 и
257. Выплата пособий, как и трудовых
пенсий работникам, осуществляется
за счет средств социального
страхования. Пособия семьям с
детьми назначаются и выплачиваются
органами социальной защиты по
месту жительства граждан по
отдельному Закону Украины «О
государственной помощи семьям
с детьми» от 21 ноября 1992 г.
и не комментируются, так как
этот вопрос выходит за рамки
Кодекса законов о труде.
4.
Положением о фонде социального
страхования предусмотрено использование
средств на санаторно-курортное
лечение работников и членов
их семей. На эти цели ежегодно
расходуется до 30 процентов средств
общего бюджета Фонда социального
страхования.
Приобретение
и предоставление работникам путевок
на санаторно-курортное лечение
и отдых регламентируются специальной
Инструкцией, утвержденной постановлением
правления Фонда социального
страхования Украины от 19.05.99 г. №
5. Инструкцией установлены общие
правила планирования и распределения
путевок на санаторно-курортное
лечение и отдых. Знание и соблюдение
этих правил являются обязательными
как для региональных исполнительных
дирекций Фонда социального страхования,
так и для отраслевых комитетов
профсоюза.
5.
Планирование, распределение и предоставление
путевок работникам в здравницы
осуществляются через отраслевые
комитеты профсоюза и региональные
исполнительные дирекции Фонда
социального страхования снизу
доверху по профсоюзным организациям
и утверждаются правлением фонда.
Выделенные правлением Фонда
путевки обкому профсоюза должны
распределяться между районами,
профсоюзными объединениями и
организациями. Планирование путевок
по профсоюзным организациям
осуществляется в зависимости
от суммы средств, предусмотренных
сметой на санаторно-курортное
лечение.
В
планах, доведенных до профсоюзных
организаций, должно быть учтено мнение
профсоюзных комитетов предприятий
о количестве путевок и сроках
санаторного лечения, профиле санатория,
цене путевки. Не следует планировать
и выделять те путевки, которые не
пользуются спросом
2.4.
Обеспечение пособиями
по беременности
и родам.
Пособия
по беременности и родам выплачиваются
в течение всего отпуска по
беременности и родам в размере
полного заработка.
1.
Право на пособие по беременности
и родам имеют все работающие
женщины, состоящие в трудовых
отношениях с собственником предприятия.
Все
категории женщин, имеющих право
на пособие по беременности и родам,
определены в ст. 10 Закона Украины
«О государственных пособиях семьям
с детьми». К ним относятся
не только работающие женщины на предприятиях
всех форм собственности и хозяйствования,
но и женщины, уволенные с работы
в связи ликвидацией предприятия,
учреждения, организации; женщины, зарегистрированные
в службе занятости в качестве
безработных не менее 10 месяцев; женщины,
занимающиеся предпринимательской
деятельностью, при условии уплаты
страховых взносов в Фонд социального
страхования; творческие работники, уплачивающие
страховые взносы; учащиеся, обучающиеся
с отрывом от производства; военно
служащие, а также уволенные из
армии, других воинских формирований и
органов внутренних дел в связи
г беременностью и родами.