Социальное страхование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:55, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение социального страхования в РФ, а так же формирования и использования средств внебюджетных фондов. Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
-изучить теоретические основы организации социального страхования
-проанализировать источники формирования и направление использования средств внебюджетных фондов.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 48.09 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика  создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность  в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости. К задачам  социального страхования относятся  формирование денежных фондов, из которых  покрываются затраты, связанные  с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в  единых фондах и тем самым обеспечение  надежной социальной защиты населения  страны. В России обязательное государственное  социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами  пенсионным, обязательного медицинского страхования, социального страхования.

 В формировании и  использовании этих фондов есть  свои особенности. Задуманные  как страховые, они не всегда  соответствуют принципам формирования  и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны  черты бюджетного подхода обязательность  и нормативность отчислений, плановое  расходование средств, отсутствие  персонификации накоплений и  др. По экономической сущности  эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к  внебюджетным фондам. Актуальность  данной темы, определяется тем,  что в условиях рыночной экономики  главным институтом защиты человека  является социальное страхование. А так же  социальное страхование и государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства  на определенные социальные и экономические цели.

В период социально экономических  реформ, когда сложившиеся отношения  между социальными объектами  изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального  страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально  важным является изучение теоретических основ социального страхования. Предметом исследования является социальное страхование в РФ. Объектом исследования выступают теоретические основы организации внебюджетных фондов РФ, анализ формирования и использования их средств. Целью данной работы является рассмотрение социального страхования в РФ, а так же формирования и использования средств внебюджетных фондов. Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:

-изучить теоретические  основы организации социального  страхования

-проанализировать источники  формирования и направление использования  средств внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ  В РФ

Финансовую базу социальных гарантий общества составляет национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. Главными методами мобилизации национального  дохода в процессе его распределения  при формировании фондов выступают:

· специальные налоги и  сборы, которые устанавливаются  законодательной властью;

· средства из государственного бюджета;

· займы;

· средства от инвестирования временно свободных денежных активов  в другие сферы экономики.

В настоящее время в  России создана определенная модель формирования и использования внебюджетных социальных фондов. Эти фонды находятся  в собственности государства, но являются автономными. Каждый фонд имеет  строго целевое назначение, которое  отражается в названии фонда.

Действующая в настоящий  момент система социального страхования  далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:

· обязательное участие застрахованных минимизировано;

· при высоком уровне страховой  нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик  и не увязан ни с объемом внесенных  средств, ни с уровнем страховых  рисков;

· существующее правовое положение  внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией "сбора-распределения  средств";

· все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие  всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств  от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды);

· отсутствует четкая граница  между системами социального  страхования и социального обеспечения. В частности, все фонды выполняют  в настоящий момент обе функции  параллельно.

Формирование современной  системы социального страхования  в России включает создание государственных  внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они  обеспечивают защиту конституционных  социальных прав граждан и включают деятельность Пенсионного фонда  РФ, Фонда социального страхования  РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

           

В зависимости от природы  социальных рисков социальное страхование  подразделяется на отдельные направления. Риск временной нетрудоспособности является предметом медицинского страхования, которое обеспечивает выплату пособий , восполняющих потерянный во время болезни трудовой доход и оплату медицинских услуг. В Российской Федерации в силу исторических предпосылок покрытие этого риска выступает предметом двух отдельных отраслей: государственного социального страхования (в части выплаты социальных пособий) и обязательного медицинского страхования (в части оплаты расходов на лечение).

Риск постоянной утраты трудоспособности - предмет пенсионного страхования. Риск потери работы и невозможности трудоустройства регулируется посредством страхования от безработицы. Последствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний покрываются обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд социального страхования  занимается осуществлением собственно государственного социального страхования  и обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний. (ФСС-2,9%).Пенсионный фонд(ПФ-26%) занимается пенсионным страхованием, фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС-5,1%) - медицинским страхованием.

 

 

 

 

ПРИНЦИПЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО  СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного  социального страхования относятся:

  • устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного  социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации  любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными  платежами. Страхователями выступают  также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые  взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения  прав застрахованных лиц по обязательному  социальному страхованию при  наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица -- граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Отношения по обязательному  социальному страхованию возникают:

-у страхователя-работодателя - по всем ведам обязательного  социального страхования с момента  заключения с работником трудового  договора; у других страхователей  с момента их регистрации страховщиком;

-у страховщика - с момента  регистрации страхователя;

-у застрахованных лиц -- по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

-у лиц, самостоятельно  обеспечивающих себя работой,  и иных категорий граждан с  момента уплаты ими или за  них страховых взносов.

Предметом социального страхования  выступают основные социальные риски , угрожающие воспроизводству населения:

· необходимость получения  медицинской помощи;

· временная нетрудоспособность;

· трудовое увечье и профессиональное заболевание;

· материнство;

· инвалидность;

· наступление старости;

· потеря кормильца;

· признание безработным;

· смерть застрахованного  лица или нетрудоспособных членов его  семьи, находящихся на его иждивении.

Объект социального страхования - имущественные интересы граждан, связанные  с компенсацией потери трудового  дохода или оплатой внезапных  расходов, возникающих вследствие наступления  социальных рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ  РФ

Фонд социального страхования  РФ создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования и повышения  контроля за правильным и эффективным  расходованием средств социального  страхования и является самостоятельным  финансовo-кредитным учреждением.

Основными задачами фонда  являются:

  • обеспечение гарантированных пособий;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
  • подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
  • Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно Федеральным Законом.
  • Средства фонда образуются за счёт:
  • части единого социального налога по установленным налоговым ставкам ;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • прочих доходов.         Осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложена на ФСС и Министерство по налогам и сборам РФ         Социальные страховые фонды образуются за счет основных источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

Взносы застрахованных представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это прямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается минимальный и максимальный доход, с которого взимаются взносы. Взносы с работодателей взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой за работной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Информация о работе Социальное страхование в РФ