Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:55, реферат
Целью данной работы является рассмотрение социального страхования в РФ, а так же формирования и использования средств внебюджетных фондов. Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
-изучить теоретические основы организации социального страхования
-проанализировать источники формирования и направление использования средств внебюджетных фондов.
Субсидии государства фондам социального страхования включают взносы за неработающих граждан, военнослужащих и государственных служащих, дотации на возмещение дефицита бюджетов этих фондов и налоговые льготы. В последнее десятилетие возрастает значение нового источника финансирования фондов обязательного социального страхования - доходов от капитализации взносов.
Средства социального
страхования используются в виде
денежных выплат, финансирования услуг
и предоставления льгот. Наибольшее
социально-экономическое
Пособие - это гарантированная
денежная выплата при временном
перерыве в работе (первая группа пособий),
а также для компенсации
Система социального страхования состоит из двух частей. Первая часть должна обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая - гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного. Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.
Добровольное социальное
страхование строится на принципах
коллективной солидарности и самопомощи
при отсутствии страховой поддержки
государства (государственного бюджета).
Отличительными чертами этой формы
социального страхования
ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
В настоящее время в Российской модели финансирование здравоохранения сочетает бюджетное финансирование и страховое функционирование следующих фондов медицинского страхования: добровольного и обязательного.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование является дополнением к обязательному, осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия для реализации государственной политики в области ОМС создаются Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Фонды обязательного медицинского
страхования предназначены для
аккумулирования финансовых средств
на обязательное медицинское страхование,
обеспечения финансовой стабильности
государственной системы
Финансовые средства фонда находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Из основных задач Федерального фонда можно выделить:
1) финансовое обеспечение
установленных
2) обеспечение финансовой
устойчивости системы ОМС и
создание условий для
3) аккумулирование финансовых
средств Федерального фонда
В целях выполнения основных задач Федеральный фонд выполняет в обществе следующие функции:
- осуществляет выравнивание
финансовых условий
- разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет в соответствии
с установленным порядком
- выделяет в установленном
порядке средства
- осуществляет совместно
с территориальными фондами
- осуществляет совместно
с территориальными фондами
- осуществляет в пределах
своей компетенции
- вносит в установленном
порядке предложения по
- участвует в разработке базовой программы ОМС граждан;
- осуществляет сбор и
анализ информации, в том числе
о финансовых средствах
- организует в порядке,
установленном Правительством
- изучает и обобщает
практику применения
- обеспечивает в порядке,
установленном Правительством
- участвует в порядке,
установленном Правительством
- ежегодно в установленном
порядке представляет в
Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
- части страховых взносов
(отчислений) хозяйствующих субъектов
и иных организаций на
- ассигнований из федерального
бюджета на выполнение
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств;
- нормированного страхового запаса Федерального фонда;
- поступлений из иных источников, не запрещенных законом РФ.
Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) не входит в систему законодательных и исполнительных государственных органов субъектов Федерации. В соответствии с «Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования», ТФОМС является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Положение о ТФОМС не устанавливает какой-либо организационной подчиненности для Территориальных фондов. Они действуют самостоятельно в соответствии с Положением и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 12 Закона
РФ «О медицинском страховании
Несмотря на то, что органы
исполнительной власти субъектов РФ
обладают правами назначения исполнительных
директоров территориальных фондов
и заслушивания отчетов Территориальных
фондов о его деятельности, не имеют
права вмешиваться в финансово-
Одна из основных предпосылок активного развития добровольного медицинского страхования - плачевное состояние государственной, формально бесплатной медицины, финансирование которой осуществляется через систему обязательного медицинского страхования.
Добровольное страхование
аналогично обязательному медицинскому
страхованию и преследует ту же социальную
цель - предоставление гражданам гарантии
получения медицинской помощи путем
страхового финансирования. Добровольное
медицинское страхование, в отличие
от ОМС, является отраслью не социального,
а коммерческого страхования. ДМС
наряду со страхованием жизни и страхованием
от несчастных случаев Добровольное
медицинское страхование
ДМС использует принцип страховой эквивалентности. По договору добровольного медицинского страхования застрахованный получает те виды медицинских услуг и в тех размерах, за которые была уплачена страховая премия.
Финансирование медицинских
услуг через ДМС гораздо
Потребность в ДМС непосредственно зависит от уровня развития обязательного медицинского страхования. Чем полнее покрываются потребности людей в медицинских услугах по линии ОМС, тем меньше спрос на ДМС. В этом отношении шансы ДМС очень высоки. Это объясняется не только недостаточно высоким уровнем бесплатных медицинских услуг, но и глобальными тенденциями кризиса всех систем ОМС. Этот кризис связан с демографическими характеристиками современного общества. Не может быть исключением и Россия. В условиях, когда соотношение между числом работающих и неработающих складывается в пользу неработающих, а фонды социального страхования формируются за счёт платежей работающей части населения, принцип коллективной солидарности уже не может работать как основополагающий принцип социального страхования. Это стимулирует к расширению палитры предложения страховых услуг в сфере медстрахования.
Учитывая вышеизложенное можно предположить, что использование дополнительное медицинское страхование может быть одним из путей решения медицинского страхования, его качества и полноты.
Также его можно использовать как дополнение к системе обязательного медицинского страхования.