Социальное страхование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:55, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение социального страхования в РФ, а так же формирования и использования средств внебюджетных фондов. Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
-изучить теоретические основы организации социального страхования
-проанализировать источники формирования и направление использования средств внебюджетных фондов.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 48.09 Кб (Скачать)

Субсидии государства  фондам социального страхования  включают взносы за неработающих граждан, военнослужащих и государственных  служащих, дотации на возмещение дефицита бюджетов этих фондов и налоговые  льготы. В последнее десятилетие  возрастает значение нового источника  финансирования фондов обязательного  социального страхования - доходов  от капитализации взносов.

Средства социального  страхования используются в виде денежных выплат, финансирования услуг  и предоставления льгот. Наибольшее социально-экономическое значение принадлежит денежным выплатам, которые  занимают первое место и по объему ресурсов. Денежные выплаты представлены пенсиями и пособиями, имеющими целевую  направленность как по характеру использования, так и по контингенту получателей.

Пособие - это гарантированная  денежная выплата при временном  перерыве в работе (первая группа пособий), а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях (вторая группа). В первую группу входят пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по уходу за ребенком после его рождения, пособие по беременности и родам. Вторую группу составляют пособия, выплачиваемые  при рождении ребенка и на погребение умершего работника или члена  его семьи. Особое место среди  пособий по социальному страхованию  занимает пособие по безработице, которое  выплачивается из Государственного фонда занятости населения и  негосударственных фондов страхования  от безработицы.

Система социального страхования  состоит из двух частей. Первая часть  должна обеспечить восстановление и  сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая - гарантирует материальное обеспечение  лиц, утративших трудоспособность или  не имевших ее.

Социальное страхование  существует в двух формах: обязательного и добровольного. Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.

Добровольное социальное страхование строится на принципах  коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки  государства (государственного бюджета). Отличительными чертами этой формы  социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство  работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального  страхования рассматриваются не как альтернатива обязательного  страхования, а как дополнение к  нему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования достоинствами  другого.

 

 

 

 

 

 

 

ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

В настоящее время в  Российской модели финансирование здравоохранения  сочетает бюджетное финансирование и страховое функционирование следующих  фондов медицинского страхования: добровольного и обязательного.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование является дополнением к обязательному, осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным.   Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия для реализации государственной политики в области ОМС создаются Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для  аккумулирования финансовых средств  на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного  медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Финансовые средства фонда  находятся в государственной  собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат.

Из основных задач Федерального фонда можно выделить:

1) финансовое обеспечение  установленных законодательством  Российской Федерации прав граждан  на медицинскую помощь за счет  средств обязательного медицинского  страхования в целях, предусмотренных  Законом Российской Федерации  «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации»;

2) обеспечение финансовой  устойчивости системы ОМС и  создание условий для выравнивания  объема и качества медицинской  помощи, предоставляемой гражданам  на всей территории Российской  Федерации в рамках базовой  программы обязательного медицинского  страхования;

3) аккумулирование финансовых  средств Федерального фонда для  обеспечения финансовой стабильности  системы ОМС.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд выполняет  в обществе следующие функции:

- осуществляет выравнивание  финансовых условий деятельности  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования в рамках  базовой программы обязательного  медицинского страхования;

- разрабатывает и в  установленном порядке вносит  предложения о размере взносов  на обязательное медицинское  страхование;

- осуществляет в соответствии  с установленным порядком аккумулирование  финансовых средств Федерального  фонда;

- выделяет в установленном  порядке средства территориальным  фондам обязательного медицинского  страхования, в том числе на  безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных  программ обязательного медицинского  страхования;

- осуществляет совместно  с территориальными фондами обязательного  медицинского страхования и органами  Государственной налоговой службы  Российской Федерации контроль  за своевременным и полным  перечислением страховых взносов  (отчислений) в фонды обязательного  медицинского страхования;

- осуществляет совместно  с территориальными фондами обязательного  медицинского страхования контроль  за рациональным использованием  финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

- осуществляет в пределах  своей компетенции организационно- методическую деятельность по  обеспечению функционирования системы  обязательного медицинского страхования;

- вносит в установленном  порядке предложения по совершенствованию  законодательных и иных нормативных  правовых актов по вопросам  обязательного медицинского страхования;

- участвует в разработке  базовой программы ОМС граждан;

- осуществляет сбор и  анализ информации, в том числе  о финансовых средствах системы  обязательного медицинского страхования,  и представляет соответствующие  материалы в Правительство Российской  Федерации;

- организует в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, подготовку специалистов  для системы обязательного медицинского  страхования;

- изучает и обобщает  практику применения нормативных  правовых актов по вопросам  обязательного медицинского страхования;

- обеспечивает в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, организацию научно-исследовательских  работ в области обязательного  медицинского страхования;

- участвует в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, в международном сотрудничестве  по вопросам обязательного медицинского  страхования;

- ежегодно в установленном  порядке представляет в Правительство  Российской Федерации проекты  федеральных законов об утверждении  бюджета Федерального фонда на  соответствующий год и о его  исполнении.

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

- части страховых взносов  (отчислений) хозяйствующих субъектов  и иных организаций на обязательное  медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

- ассигнований из федерального  бюджета на выполнение федеральных  целевых программ в рамках  обязательного медицинского страхования;

- добровольных взносов  юридических и физических лиц;

- доходов от использования  временно свободных финансовых  средств;

- нормированного страхового  запаса Федерального фонда;

- поступлений из иных  источников, не запрещенных законом  РФ.

Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются  хозяйствующими субъектами и иными  организациями в соответствии с  установленным порядком.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) не входит в систему законодательных и исполнительных государственных органов субъектов Федерации. В соответствии с «Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования», ТФОМС является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Положение о ТФОМС не устанавливает какой-либо организационной подчиненности для Территориальных фондов. Они действуют самостоятельно в соответствии с Положением и требованиями действующего законодательства.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О медицинском страховании граждан  в РФ» территориальные фонды  создаются совместным решением органов  законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Несмотря на то, что органы исполнительной власти субъектов РФ обладают правами назначения исполнительных директоров территориальных фондов и заслушивания отчетов Территориальных  фондов о его деятельности, не имеют  права вмешиваться в финансово-хозяйственную  деятельность Фонда (финансовые средства ТФОМС не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат), производить изъятие и распоряжаться  финансовыми средствами ТФОМС.

 

Одна из основных предпосылок  активного развития добровольного  медицинского страхования - плачевное  состояние государственной, формально  бесплатной медицины, финансирование которой осуществляется через систему  обязательного медицинского страхования.

Добровольное страхование  аналогично обязательному медицинскому страхованию и преследует ту же социальную цель - предоставление гражданам гарантии получения медицинской помощи путем  страхового финансирования. Добровольное медицинское страхование, в отличие  от ОМС, является отраслью не социального, а коммерческого страхования. ДМС  наряду со страхованием жизни и страхованием от несчастных случаев Добровольное медицинское страхование относится  к сфере личного страхования. Оно является дополнением к системе ОМС, обеспечивающее гражданам возможность получения медицинских услуг сверх установленных или гарантированных в рамках государственной бюджетной медицины.

ДМС использует принцип страховой  эквивалентности. По договору добровольного  медицинского страхования застрахованный получает те виды медицинских услуг и в тех размерах, за которые была уплачена страховая премия.

Финансирование медицинских  услуг через ДМС гораздо выгоднее, чем их прямая оплата. Благодаря  налоговым льготам для организаций, использующих собственные средства на добровольное медицинское страхование  своих работников, коллективная форма  ДМС получила широкое распространение  в РФ.

Потребность в ДМС непосредственно  зависит от уровня развития обязательного  медицинского страхования. Чем полнее покрываются потребности людей  в медицинских услугах по линии  ОМС, тем меньше спрос на ДМС. В  этом отношении шансы ДМС очень  высоки. Это объясняется не только недостаточно высоким уровнем бесплатных медицинских услуг, но и глобальными  тенденциями кризиса всех систем ОМС. Этот кризис связан с демографическими характеристиками современного общества. Не может быть исключением и Россия. В условиях, когда соотношение  между числом работающих и неработающих складывается в пользу неработающих, а фонды социального страхования формируются за счёт платежей работающей части населения, принцип коллективной солидарности уже не может работать как основополагающий принцип социального страхования. Это стимулирует к расширению палитры предложения страховых услуг в сфере медстрахования.

Учитывая вышеизложенное можно предположить, что использование  дополнительное медицинское страхование  может быть одним из путей решения  медицинского страхования, его качества и полноты.

Также его можно использовать как дополнение к системе обязательного  медицинского страхования.

Информация о работе Социальное страхование в РФ