Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:47, курсовая работа
Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Введение 3
1. Основы и особенности социальной защиты в Украине в современных условиях 5
2. Общественно государственное социальное страхование
2.1. Распространение социального страхования на всех работников 9
2.2. Средства социального страхования. 11
2.3. Виды обеспечения по социальному страхованию. 13
2.4. Обеспечение пособиями по беременности и родам. 16
2.5. Социальное страхование от несчастных случаев и
профессиональных заболеваний 19
3. Сущность и виды пенсионного обеспечения 23
4. Право граждан на обеспечение по общеобязательному государственному социальному страхованию 31
Заключение 33
Список литературы
2.
Обращение за назначением
Граждане,
имеющие право на пенсию, могут
обращаться за ее назначением в любое
время после возникновения
Работники,
которые ко времени обращения
за пенсией продолжают трудовую деятельность,
подают заявления о назначении пенсии
собственнику предприятия или
Заявления работников о назначении пенсии обязатель но регистрируются в специальном журнале.
Обращение
работника за пенсией, по общему правилу,
вызывает обязанность администрации
предприятия в де сятидневный
срок подготовить необходимые
Принятое решение не предрешает вывода о назначе нии пенсии. Работник может самостоятельно обратиться по этому вопросу непосредственно в районное (городское) управление социальной защиты. Юридическая значимость предварительного решения администрации состоит в том, что без нее управление соцзащиты, как правило, не par сматривает вопрос по существу.
Решение администрации облекается в форму соответствующего документа — «Представления». В него вносятся все сведения, которые необходимы для рассмотрение вопроса о назначении пенсии. «Представление» подписывают руководитель и председатель профкома, подписи заверяются печатью. К «Представлению» прилагаются соответствующие документы — заявление о назначении пенсии, трудовая книжка, справка о заработной плате, справка о трудовой деятельности, которая не отражена в трудовой книжке, другие документы.
Порядок подготовки и перечень документов для назначения пенсии определены приказом Министерство циальной защиты Украины от 4 марта 1992 г.
Днем обращения за пенсией считается день приема «Представления» со всеми необходимыми документами управлением социальной защиты (в случае пересылки документов по почте таким днем считается дата, указанная в почтовом штемпеле места отравления). В связи с этим любая задержка передачи документов в управление социальной защиты (даже в пределах установленного десятидневного срока) отодвигает время, с которого может быть назначена пенсия. Днем обращения за пенсией считается и тогда, когда в управление социальной защиты сданы не все документы (при условии, что недостающие будут представлены в трехмесячный срок).
Каждый
обращающийся за пенсией должен предъявить
паспорт. Паспорт является документом,
подтверждающим гражданство Украины.
Граждане Украины имеют право
на пенсию, а иностранные граждане
и лица без гражданства таким
правом пользуются только в случаях,
специально предусмотренных
Паспорт удостоверяет личность, возраст и место жительства гражданина. Никакие другие документы, удостоверяющие указанные обстоятельства, представлять не нужно (исключение составляет иногда свидетельство о рождении, по которому уточняется дата рождения). Если за пенсией обращается семья, потерявшая кормильца, то паспорт представляется будущим получателем пенсии, например матерью детей, на которых назначается пенсия. 3. Назначение пенсий. Основной стадией реализации права на пенсию является назначение пенсии. На этой стадии дается оценка представленных документов, исчисляется размер пенсии, устанавливаются надбавки, повышения пенсии.
Все пенсии, предусмотренные Законом Украины «О пенсионном обеспечения», а также пенсии лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, пенсии за выслугу лет отдельным категориям работников назначаются районными (городскими) управлениями социальной защиты. Пенсии военнослужащим офицерского состава и другим кадровым военным, сотрудникам милиции, органов безопасности и судьям назначаются по месту государственной службы соответствующими отделами социального обеспечения.
Документы о назначении пенсии должны рассматриваться компетентными органами социальной защиты не позднее 10 дней со дня их поступления. Уведомление об отказе назначения пенсии, причинах такого решения и порядке его обжалования должно направляться собственнику предприятия или гражданину, обратившемуся за пенсией, не позднее пяти дней после вынесения соответствующего решения.
Решение органа социальной защиты об отказе в назначении пенсии может быть обжаловано в административном или судебном порядке. Обычно жалобы по пенсионным вопросам подаются в вышестоящие в порядке подчиненности органы социальной защиты (областное управление соцзащиты, районные и областные госадминистрации, Министерство труда и социальной политики). Рассматривают такие жалобы и судебные органы.
4. Исчисление размера пенсии.
Очень важным вопросом на стадии назначения пенсии является исчисление пенсии из заработка, определение размера заработка, из которого исчисляется пенсия.
Пенсия в связи с трудовой деятельностью, назначаемая в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обес печении», исчисляется по установленным нормам из среднемесячного заработка. Гражданам, которым пенсия не может быть исчислена из заработка (например, отсутствует заработок), она устанавливается в твердых суммах, равных минимальным размерам соответствующих пенсий.
Средний
заработок для определения
Действующее
законодательство устанавливает два
способа исчисления среднего заработка
для определения размера
Число вариантов 5-летнего периода очень велико. Hi! ставим, что работник обратился за пенсией 31 декабря 1997 г., а его общий трудовой стаж составляет 37 лет, начал работать в 1960 году и последние 15 лет работал без перерывов. Он может избрать для исчисления пенсии заработок за один из следующих 12 пятилетних периодов:
1982 — 1986; 1983 — 1987; 1984 — 1988;
1985 — 1989; 1986 — 1990; 1987 — 1991;
1988 — 1992; 1989 — 1993; 1990 — 1994;
1991—1995; 1992— 1996; 1993 —1997.
А поскольку пятилетний период можно отсчитывать не только с 1 января, но и с 1-го числа любого месяца, то выбор многократно возрастает (144 варианта).
Чтобы определить среднемесячный заработок, необходимо общую сумму заработка за 24 календарных месяца или за 60 календарных месяцев поделить соответственно на 24 или 60. Под календарным месяцем понимается любой месяц с 1-го по последнее число включительно (например, с 1 по 31 марта; с 1 по 30 апреля и т.д.). Брать заработок с 15 января по 14 февраля или с 20 марта по 19 апреля нельзя, поскольку в данном случае это заработок за месячный срок, но не за календарный месяц. Такое правило принято во всех случаях исчисления среднего заработка, обусловлено упрощением расчетов, так как полный месячный заработок начисляется именно за календарный месяц.
Выбор
периода исчисления заработка для
определения пенсии производится по
желанию обратившегося за пенсией.
Из этого следует, что работник может
избрать любой период: за 60 или 24
календарных месяца. При подсчете
среднемесячного заработка по желанию
пенсионера месяцы с неполным числом
рабочих дней в связи с поступлением
на работу или увольнением учитываются
как полные календарные месяцы работы.
Если пенсионер не изъявит такого
желания, то они заменяются другими
месяцами, непосредственно
В тех случаях, когда работник проработал менее 24 месяцев, среднемесячный заработок определяется путем деления общей суммы заработка за месяцы работы на число этих месяцев. Если работник проработал менее одного месяца, то заработок за все отработанное время делится на число рабочих дней в месяц.
Пенсии назначаются по установленным Законом нормам в процентах к среднему заработку, который работники получали перед обращением за пенсией (например,
основной
размер пенсии по возрасту устанавливается
55 % среднего заработка с увеличением
на 1 % за каждый полный год работы сверх
25 лет мужчинам и 20 лет женщинам).
Пенсия может быть установлена в
размере от 55 до 75 процентов к
среднемесячному заработку
Пенсия, исчисленная по установленным нормам в процентах к заработку, может быть увеличена за счет надбавок. Существуют три вида надбавок: на нетрудоспособных членов семьи пенсионера, находящихся на его иждивении, в размере социальной пенсии на каждого иждивенца; на одиноких пенсионеров, которые по заключению медицин ского учреждения нуждаются в постоянном постороннем уходе, в размере социальной пенсии; за работу пенсионера по достижении им пенсионного возраста — в размере 10 процентов основной пенсии за каждый полный год работы после назначения пенсии, но не более 40 процентов. Наз ванные виды надбавок могут начисляться к пенсии одно временно.
Каждый вид установленных надбавок назначается при соблюдении соответствующих условий. Например, надбавка на нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, начисляется лишь неработающим пенсионерам. Если в семье два или более неработающих пенсионера, то каждый нетрудоспособный член семьи находящийся на их общем иждивении, учитывается для начисления надбавки только одному из пенсионеров. Кому именно — это пенсионеры решают по своему усмотрению. Надбавка не может быть начислена на тех членов семьи, которые сами получают пенсию (независимо от ее размера). Не начисляется также надбавка на членов семьи, находящихся на полном государственном обеспечении, например на детей, помещенных в детский дом, на родителей, живущих в доме для престарелых и инвалидов.
Законодательством
предусмотрено повышение пенсий
путем индексации. Порядок индексации
регулируется отдельными постановлениями
Кабинета Министров Украины. За последнее
время приняты два
Размер пенсии может быть увеличен также путем перерасчета ее из более высокого заработка за два года работы пенсионера после назначения пенсии. Возможность такого перерасчета возникает тогда, когда у пенсионера были высокие заработки в течение двух лет работы после назначения пенсии.
В случае дальнейшего роста заработка пенсионера производится по его заявлению новый перерасчет пенсии. Каждый последующий перерасчет пенсии производится не ранее, чем через 2 года работы после предыдущего перерасчета. Перерасчет пенсии производится на основании справки о заработке, выданной собственником предприятия или уполномоченным им органом.
Пример. За перерасчетом пенсии по возрасту обратились в январе 1998 г. два пенсионера. Оба они считали, что имеют для этого основания. Одному из них пенсия назначена в январе 1996 г., а другому — в мае 1996 г. После оформления пенсии пенсионеры продолжали трудиться на том же предприятии до 5 января 1998 г. Пенсионеру, которому назначена пенсия в январе 1996 г., был произведен перерасчет пенсии, учитывая, что продолжительность его работы к 5 января 1996 г. составляла два года.
Информация о работе Общественно государственное социальное страхование