Общественно государственное социальное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Оглавление

Введение 3

1. Основы и особенности социальной защиты в Украине в современных условиях 5

2. Общественно государственное социальное страхование

2.1. Распространение социального страхования на всех работников 9

2.2. Средства социального страхования. 11

2.3. Виды обеспечения по социальному страхованию. 13

2.4. Обеспечение пособиями по беременности и родам. 16

2.5. Социальное страхование от несчастных случаев и

профессиональных заболеваний 19

3. Сущность и виды пенсионного обеспечения 23

4. Право граждан на обеспечение по общеобязательному государственному социальному страхованию 31

Заключение 33

Список литературы

Файлы: 1 файл

Социальное страхование.docx

— 49.64 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение           3 

    1. Основы и  особенности социальной защиты  в Украине в современных условиях           5 

    2. Общественно  государственное социальное страхование

    2.1. Распространение  социального страхования на всех  работников   9 

    2.2. Средства  социального страхования.               11

    2.3. Виды обеспечения  по социальному страхованию.   13

    2.4. Обеспечение  пособиями по беременности и  родам.   16

    2.5. Социальное  страхование от несчастных случаев  и 

    профессиональных  заболеваний      19

    3. Сущность  и виды пенсионного обеспечения     23

4. Право граждан на обеспечение по общеобязательному государственному социальному страхованию                                                                            31

Заключение                                                                                                     33

Список литературы                                                                                        34 

Введение 

       В современных условиях особую  значимость приобретает социальная  политика государства, которая  представляет собой комплекс  социально-экономических мероприятий  государства, предприятий, организаций,  местных органов власти, направленных  на защиту населения от безработицы,  повышения цен, обесценивания  трудовых сбережений. Это особенно  важно в условиях украинской  действительности, так как вследствие  глубокого экономического кризиса  и спада производства остро  встала проблема материального  обеспечения населения, создания  новых рабочих мест.

     Социальная  политика вытекает из социальных функций  государства, которую оно выполняет  в условиях действия конкурентного  рыночного механизма. В силу того, что этот процесс объективен, неподвластен отдельному человеку, находится вне  его контроля, государство, уменьшая социальную напряжённость, берёт на себя заботу о неимущих слоях общества. С помощью различных экономических  рычагов государство регулирует личные доходы в пользу наименее обеспеченных слоёв. Важнейшим среди них являются социальные выплаты или дотации  по безработице, помощь иждивенцам и  инвалидам, помощь больным, пенсионерам  и престарелым, пособия на детей, жилищные субсидии. Социальная помощь может быть оказана в виде предоставления бесплатного питания, оказания медицинской  помощи, предоставления единовременных пособий.

     Государственное социальное страхование - объективная  необходимость. На определенном этапе  развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых  причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Основы и особенности социальной защиты в Украине в современных условиях

     Она является одним из главных направлений  социальной защиты, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и  пересчёта уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера заработной платы составляет основной элемент  государственной «политики доходов». Объективным барьером на пути роста  зарплаты является производительность труда. Считается, что для предупреждения инфляции темпы роста зарплат  не должны превышать темпов роста  производительности труда. Поэтому  в Украине минимальный размер заработной платы более чем в 2 раза ниже минимального прожиточного минимума. Учитывая этот факт, можно  утверждать, что украинская экономика  не является социально ориентированной  и будет оставаться такой на протяжении длительного времени.

     Важной  функцией государства в рыночной экономике является создание условий  для реализации способностей к труду  с целью получения трудовых и  предпринимательских доходов. К  таким условиям относятся:

     • свободный выбор профессии, сферы  и места трудовой деятельности;

     • получение желаемого уровня общего и специального образования;

     • материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных). Главной целью правительства  в сфере занятости является удержание  безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от численности экономически активного населения). Для этого, в частности, используются налоговые  льготы предприятиям, увеличивающим  число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда. Эффективной мерой  по увеличению занятости является сокращение рабочего дня. Известно, что украинская рабочая неделя (40 часов) – одна из самых высоких по этому показателю среди развитых стран.

     В результате инфляционного роста  цен на потребительские товары государство  может возмещать денежные потери населения. Такое возмещение достигается  пересчётом фиксированных доходов  в соответствии с индексом розничных  цен. При этом индекс цен охватывает не все товары и услуги, а только входящие в минимальный потребительский  бюджет («прожиточный минимум»). Так  что «повышение» пенсий и стипендий  в 2001 г. следует рассматривать скорее как запоздавшую индексацию (в 2000 г. инфляция составила более 25%), чем  как рост реальных доходов. Во многих странах государство контролирует цены на товары и услуги первой необходимости. Что касается непосредственно украинского  государства, то в сфере социальной защиты населения оно, фактически, является безусловным монополистом. Несмотря на такую интеграцию механизмов социальной защиты, успех в этой области можно  констатировать лишь в правовой и  технической плоскости. Так, Статья 46 Конституции Украины посвящена  социальной защите и обеспечению, Статья 48 декларирует право на минимальный  прожиточный уровень, Статья 49 декларирует  бесплатное медицинское обслуживание. В практической сфере ситуация совершенно иная: в 2000 г. средняя зарплата в промышленности составила 305 гр.; в сельском хозяйстве  – 111 гр.; в сфере социального обеспечения  – 1118 гр.; в сфере здравоохранения  – 139 гр.; в сфере культуры – 116 гр. И хотя средства массовой информации уверяли нас с газетных страниц  и телеэкранов о том, что в 2001 г. доходы населения выросли, среднеукраинская зарплата составляет пока что немногим болем 200 гр. При этом разница в  зарплате по отраслям может быть 1:10 . Например, в марте 2001 среднемесячная зарплата в нефтеперерабатывающей  отрасли составляла 1162,51 гр., а в  этот же период в сельском хозяйстве  – 116,13 гр. При этом рост номинальной  зарплаты не соответствует темпам роста  потребительских цен в сфере  здравохранения, физкультуры и спорта. Остаються низкими темпы роста  зарплаты в области образования, медицины, науки и культуры[5].

     В августе 2001 г. Президент Украины  подписал «Стратегию преодоления бедности». В ней утверждается, что за 1990-1999 годы реальная зарплата уменьшилась  в 3,8, а реальная пенсия – в 4 раза. В 2000 г. 22,3% работающих получали зарплату ниже минимальной. К категории бедных (по украинскому относительному показателю) в 2000 г. принадлежало 26,7% населения, и  к очень бедным - 14,7%. Возрастает имущественное  расслоение, и увеличиваются теневые  доходы населения. Если среди самых  бедных размер незарегистрированных доходов  составлял 1,7 гр. на человека, то среди  самых богатых – 208,2 гр.[9].

     Достоинством  Стратегии можно считать то, что  в ней не просто указываются направления  социальной политики, но и конкретные механизмы её реализации. К сожалению, реальной работе этих механизмов должно предшествовать принятие соответствующих  законопроектов за относительно короткий срок, ведь согласно Стратегии, до 2004 г. государство должно изменить вектор движения социальной защиты на 180 градусов, то есть остановить падение жизненного уровня и начать увеличивать его.

     Серьёзной проблемой для украинского государства  является реформирование пенсионной системы: фактически, планируется надстроить 2 новых уровня пенсионной системы. Таким образом, пенсионная система  Украины в будущем должна выглядеть  так: первый уровень - солидарный –  существует сегодня и предполагает обязательные платежи в «общий котёл»; второй уровень – персонифицированный  – также предполагает «общий котёл», только теперь информационная система  Пенсионного фонда будет хранить  информацию о количестве и размере  индивидуальных платежей; третий уровень  предполагает возникновение негосударственных  пенсионных фондов и добровольные взносы в них работающих граждан. Законопроекты  по пенсионной реформе предполагают, в частности, удаление ограничения  на максимальный размер пенсии, возобновление  зависимости размера пенсии от зарплаты и стажа.

     Реально действующей программой социального  обеспечения являются жилищные субсидии, которые действуют с1995 г. В число  получателей субсидий входят 38,4% семей, состоящих только из пенсионеров, 37,9% семей с детьми, 94% малообеспеченных семей. Недостатком системы жилищных субсидий в Украине являются завышенные тарифы на коммунальные услуги, пересчёт субсидий на основе зарплат, из которых  не вычтены налоги. Всё это привело  к кризису неплатежей в коммунальной сфере, фактически развалу сферы  коммунальных услуг в некоторых  городах.

     Одним из новых направлений в сфере  социальной защиты является адресная помощь малообеспеченным семьям, которая  действует с 1 января 2001 г. Эта помощь учитывает не только совокупный среднемесячный доход, а и имущественное положение  семьи. За 9 месяцев 2001 г. в целом по Украине около 180.000 малообеспеченных семей получали ежемесячно в среднем  около 50 гр. на человека в месяц. Государство  потратило на эти цели 54,2 млн гр.

 

       2. Общественно государственное социальное страхование

2.1. Распространение  социального страхования  на всех работников

    1. Социальное страхование — неотъемлемая  часть социальной политики и  деятельности государства, главны  у направлением которого является  забота о человеке и граи. данине. В Конституции Украины (ст. 46) записано  что право граждан на социальную  защиту гарантируется обеспечивается  общеобязательным государственным  циальным страхованием.

    Основные  идеи и перспективы развития социального  стр.. хования как системы гарантий права граждан на социальную защиту сформулированы в Концепции социального  обеспечения населения Украины  от 21 декабря 1993 г. и Основах законодательства об общеобязательном государственном  социальном страховании от 14 января 1998 г. В этих актах социальное страхование  рассматривается в двух аспектах: экономическом и правовом. С экономической  точки зрения, социальное страхование  представляет собой часть доходов  субъектов хозяйственной деятельности, отчисляемых в виде страховых  взносов в социальные фонды и  предназначенных для материального  обеспечения и охраны здоровья работников предприятий и членов их семей.

    Размер (тариф) страховых взносов для  плательщиков устанавливается законами в процентном отношении к объектам налогообложения отдельно для предпринимателей,    юридических и физических лиц, использующих труд наемных работников, и для  лиц, работающих на условиях трудового  договора (контракта). Так, юридические  и физические лица уплачивают в Фонд социального страхования Украины  взносы в размере 5,5 процента от объекта  налогообложения, а сами работники  из своего заработка — 0,5 процента от общей суммы заработной платы.

    С правовой точки зрения, социальное страхование представляет собой  установленную государством и регулируемую нормами права систему гарантий социальной защиты трудоспособных и  нетрудоспособных граждан при наступлении определенных страховых случаев, предусмотренных законодательством.

Информация о работе Общественно государственное социальное страхование