Социальное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 17:00, статья

Краткое описание

Это тот самый случай, когда нельзя сказать, что закон ждали. Напротив, как и в случае с законом 212-ФЗ, до последнего момента многие не верили в то, что систему выплат из средств ФСС снова ждет радикальная ломка. Мы писали о законопроекте 433100-5 в Правоведе № 42.

Файлы: 1 файл

кое что еще.docx

— 25.73 Кб (Скачать)

Федеральный закон  Российской Федерации от 8 декабря 2010 года N 343-ФЗ 

Подписан закон, в очередной раз переламывающий с 1 января 2011 года систему социального страхования. 

Это тот самый  случай, когда нельзя сказать, что  закон ждали. Напротив, как и в  случае с законом 212-ФЗ, до последнего момента многие не верили в то, что  систему выплат из средств ФСС  снова ждет радикальная ломка. Мы писали о законопроекте 433100-5 в Правоведе  № 42. 

И как обычно – закон оказался не равен законопроекту, хотя о нормах законопроекта уже  говорили как о решенном деле. 

Разберемся теперь с нормами состоявшегося закона, с тем, что ждет нас с 1 января 2011 года. Конечно, будем разбирать закон  в первую очередь с точки зрения работодателя – что ждет работодателя. Анализ того, чего ждать работнику  с его личной позиции, можно найти  на www.help4mama.ru и на www.u-mama.ru, то есть на тех интернет-проектах, где мы работаем в основном с обращениями работников.

Что не изменяется с 1 января 2011 года 

Совершенно не меняются: 

- принципы оплаты  пособий по уходу за больным  ребенком; 

- правила добровольного  страхования в ФСС и выплаты  пособий добровольно застрахованным  лицам; 

- основы определения  максимального размера пособий.

Что не состоялось 

Прежде всего обратим Ваше внимание, что две нормы, которые предусматривались законопроектом, не стали законом: 

1) норма о  дополнении перечня застрахованных  лиц, установленного законом 255-ФЗ, лицами, работающими по гражданско-правовым  договорам, предметом которых  является выполнение работ, оказание  услуг, а также по договорам  авторского заказа. Следовательно,  как и ранее, никакой необходимости  платить взносы на социальное  страхование данных лиц, а также  выплачивать пособия по временной  нетрудоспособности, в 2011 году у  работодателей не возникает; 

2) норма об  изменении критериев стажа для  определения процентов от среднего  заработка при оплате пособия  по временной нетрудоспособности. Следовательно, в 2011 году градации стажа при оплате пособий сохраняются. Больничный лист подлежит оплате: 

- застрахованному  лицу, имеющему страховой стаж 8 и  более лет, - в размере 100 процентов  среднего заработка; 

- застрахованному  лицу, имеющему страховой стаж  от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего  заработка; 

- застрахованному  лицу, имеющему страховой стаж  до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка. 

Однако многое из того, что отсутствовало в законопроекте, все же стало законом.

Три дня за счет средств работодателя 

С 1 января 2011 года пособие по временной нетрудоспособности работника выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а  за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.  
 

Напомним, что  для общей системы налогообложения  в течение 4 лет, а для специальных  налоговых режимов – в течение  одного года действовало правило  об оплате двух дней нетрудоспособности работника за счет средств страхователя-работодателя. Теперь это правило становится правилом об оплате трех дней.

Новое правило  о расчетном периоде 

Это очень важно! Статья 14 новой редакции закона 255-ФЗ содержит новое правило о расчетном  периоде для целей расчета  пособий. 

Пособия по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие  по уходу за ребенком исчисляются  исходя из среднего заработка застрахованного  лица, рассчитанного за два календарных  года, предшествующих году наступления  временной нетрудоспособности, отпуска  по беременности и родам, отпуска  по уходу за ребенком, в том числе  за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).  

Таким образом, расчетный период становится не просто 24 календарных месяца вместо 12 – он становится равным двум полным предшествующим календарным годам. 

Следовательно, наступление нетрудоспособности в  январе 2011 года и в декабре 2011 года будут оплачиваться по одному и тому же среднему заработку работника  – за 2009-2010 годы. Любые изменения  размера заработной платы – и  снижение, и повышение – произошедшие в 2011 году, никак не повлияют на размер среднего заработка.  

Заметим, что  это удобно для бухгалтера-расчетчика – средний заработок можно  рассчитать один раз в году. 

Но, конечно, это  неудобно для целей оперативного повышения размера пособия. Следовательно, если по каким-либо причинам работодатель планирует в 2011 году выплатить повышенный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам  своему работнику, он должен все работнику  доплатить в декабре 2010 года. И  уплатить взносы во внебюджетные фонды  и налоги. 

Помимо двухлетнего  расчетного периода, радикальным изменением является учет одним страхователем-работодателем  заработной платы работника у  других страхователей. Такого в деловой  российской практике еще никогда  не было.

А если в расчетном  периоде нет дохода? 

Такое вполне может  быть – принимаем на работу работника  в январе 2011 года впервые, заводим  ему трудовую книжку и в том  же 2011 году работник уходит в отпуск по беременности и родам или на больничный. Может быть и так – работница (работник), у которого лежит на предприятии трудовая и идет страховой стаж, не выходя из отпуска по уходу за ребенком до трех лет, уходит в новый отпуск по беременности и родам. И в том, и в другом случае в расчетном периоде 2009-2010 годов у работника нет дохода.  

Что же происходит по новым правилам? 

Закон устанавливает  два варианта выхода из данной ситуации. 

Первое. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. То есть для ситуации «из декрета в декрет» можно 2009-2010 годы поменять на 2007-2008 годы. Или если полностью нет дохода только в 2010 году – на 2008-2009 годы. 

Второе. В случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.  

Следовательно, как ни прискорбно, фактически устанавливается  минимальный стаж работы для получения  полноценного пособия по временной  нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, равный двум годам. И одновременно не отменяется правило  о минимальном страховом стаже  в 6 полных календарных месяцев. То есть, скажем, если у работника страховой  стаж начался 1 декабря 2010 года, то при  любом уровне заработной платы при  наступлении нетрудоспособности до 30 мая 2011 года включительно работник будет  иметь право лишь на оплату пособия  исходя из МРОТ за полный календарный месяц.

«730 по умолчанию» - радикальное ухудшение положения  застрахованных лиц 

Это очень важно! Законом предусмотрена, помимо двухлетнего  расчетного периода, еще одна «бомба»  в отношении застрахованных лиц. 

Эта «бомба»  выглядит очень скромно - всего-навсего  в пункте 3 статьи 14 закона 255-ФЗ, который  посвящен расчету среднего заработка  для определения сумм пособий, установлено, что средний дневной заработок  для исчисления пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем  деления суммы начисленного заработка  за период в два календарных года на 730. 

В действовавшей  ранее редакции закона 255-ФЗ – да, собственно, и до принятия закона 255-ФЗ – в расчетный период включались только календарные (когда-то ранее  рабочие) дни, приходящиеся на отработанный период. Ведь люди не только работают –  они болеют, ухаживают за больными детьми, увольняются, уходят в отпуск без содержания, уходят в обычный  отпуск. 

С точки зрения обычного отпуска справедливость налицо – обычные отпускные входят в  расчетную базу для начисления взносов  во внебюджетные фонды, а поэтому  с тем фактом, что период обычного очередного отпуска и обычные  «отпускные» входят в расчетную  базу и расчетный период, согласиться  можно. 

Но вот за период больничных взносы во внебюджетные фонды не платятся. За тот период, когда человек не имел дохода в связи с поиском работы – тоже не платятся. Но по новым правилам все эти дни никак не влияют на расчет пособия – они автоматически включаются в дня для подсчета среднего заработка. 

А самое главное  – ситуацию невозможно изменить. Ведь в 2009 – 2010 годах люди уже болели, не работали, ухаживали за больными детьми. И «переиграть» это просто невозможно. 

Такого радикального ухудшения положения застрахованных лиц в постсоветской истории  еще не было.

Немного на примерах 

Вообще, конечно, возникает интересный вопрос - а  кто-нибудь, кроме бюджета, о чем  мы уже писали, выиграет от новой  системы? 

Пожалуй, да, можно  придумать такую модель. Скажем, в 2011 году будущая мама собирается в  отпуск по беременности и родам. При  этом в 2009 году она весь год работала и зарабатывала 25000 рублей в месяц, с 1 января 2010 года работу потеряла, а  с 1 июля 2010 года снова устроилась на работу, но уже с зарплатой 8000 рублей в месяц.

Ее средний  заработок за 2 года составит: 25000 х 12 + 8000 х 6 = 348000 рублей. По «правилу 730» средний заработок составит: 348000 : 730 = 476,71 рублей. Пособие за 140 дней составит: 476,71 х 140 = 66739,40 рублей. Если бы заработок по старой работе у нее не учитывался, пособие составило бы примерно 37000 рублей. 

Следовательно, выигрывать будут однозначно те, кто  поменял высокооплачиваемую работу на низкооплачиваемую. 

А вот более  реальная рабочая ситуация. Будущая  мама, и 

дущая в декрет в 2011 году, в 2009 году закончила вуз, трудоустроилась впервые с октября 2009 года. В 2009 году ее заработок был 4330 рублей, первые два месяца в 2010 году - 4330, затем с 1 марта 2010 года заработная плата была повышена до 8000 рублей, с 1 октября 2010 года в преддверии декрета человеку дали заработать и установили заработную плату 15000 рублей. 

Итого за два  года она заработала: 4330 х 5 + 8000 х 7 + 15000 х 3 = 122650 рублей. 

Средний дневной  заработок: 122650 : 730 = 168,01 рубль в день. 

Следовательно, за 140 дней отпуска по беременности и родам она получит пособие 23521,4 рубль. Это - на грани МРОТ. А  по правилам 2010 года она получила бы примерно 69000 рублей. Читая финансовая потеря - около 45000 рублей.

Нетрудоспособность  в период простоя 

Это очень важно! Принципиально меняется подход к  оплате нетрудоспособности в период простоя. 

В случае временной  нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной  нетрудоспособности за период простоя  выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это  время заработная плата, но не выше размера пособия по временной  нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам. 

Информация о работе Социальное страхование