Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:13, курсовая работа
Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страхование принадлежит к числу наиболее старых и устойчивых форм хозяйственной жизни, уходящих своими корнями в далекое прошлое.
Введение------------------------------------------------------------------------------
3-4
1 Захождение института страхования -----------------------------------
5-10
2 История страхования в зарубежных странах-----------------------
2.1 Страховой рынок Великобритании-----------------------------------------
11-14
2.2 Страховой рынок Франции---------------------------------------------------
15-17
2.3 Страховой рынок Германии--------------------------------------------------
18-21
3 Характеристика основных этапов развития страхования в России----
3.1 Страхование в России до 1991 года----------------------------------------
22-28
3.2 Страховое дело в советской России----------------------------------------
29-33
3.3 Современный этап страхования в РФ--------------------------------------
34-36
Заключение---------------------------------------------------------------------------
37-38
Список литературы------------------------------------------
Страховое дело после Октябрьской революции прошло три этапа:
•Декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования.
• Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. "Об организации страхового дела в Российской Республике" страховое дело было объявлено государственной монополией во всех его видах.
• Утверждение ЦИК и СНК от 18 сентября 1925 г. "Положения о государственном страховании в СССР", где было записано, что страхование во всех его видах является государственной монополией СССР.
Главным управлением государственного, страхования в СССР (совместно с его органами в республиках, краях, областях, городах и районах) был Госстрах. До 1958 г. система Госстраха была жестко централизованной в масштабе СССР. С 1958 г. часть системы Госстраха передается в ведение министерств финансов союзных республик.
С 1967 по 1991 г. система Госстраха была уже союзно-республиканской. Она возглавлялась Правлением Госстраха СССР, которое подчинялось Минфину СССР.
Страхование имело во многом формальный характер. В сознании советских людей страхование не фигурировало как обязательный компонент организации жизни. Сам жизненный уклад был таков, что гражданам даже не приходило в голову страховать имущество или жизнь, страховаться от несчастных случаев или стихийных бедствий. Многие просто ничего не знали об этом виде деятельности. Профессию страховых агентов нельзя было назвать прибыльной, они не были солидными партнерами на финансовом рынке. Кооперативное страхование в основном проводилось по тарифам Госстраха.
В 1947 г. из состава Госстраха СССР выделилось Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах) как самостоятельная хозрасчетная организация. Ингосстрах и сейчас занимает ведущую позицию в иерархии страховых компаний и обществ.
Значительную роль в развитии страхового дела сыграло постановление Совета Министров СССР от 30 августа 1984 г. "О мерах по дальнейшему развитию Государственного страхования и повышению качества работы страховых органов". Ситуация резко изменилась в связи с легализацией предпринимательства в России, когда коммерческие, финансовые и хозяйственные риски сделались повседневной реальностью для десятков тысяч бизнесменов. Реальностью стала и практика страхования таких рисков.
2.3 Демонополизация страхования
Демонополизация страхования - преодоление исключительного права государства на проведение страховых операций - проявилась, во-первых, в создании негосударственных страховых обществ и, во-вторых, в преодолении монополии союзных структур при решении юридических и экономических вопросов страхового дела.
Начало реальной демонополизации страхового дела в нашей стране положил закон "О кооперации", принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988 г. Этим законом предусматривалось, что кооперативы могут страховать свое имущество и другие имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения; определять условия, порядок и виды страхования.
Однако уже с самого начала кооперативные организации не ограничились сферой, определенной законом, и стали проводить различные операции по имущественному, кредитному страхованию и страхованию жизни. Сейчас этих видов страхования очень много.
Значительную роль в ускорении создания негосударственных страховых обществ сыграло утверждение Советом Министров СССР 19 июня 1990 г. Положения "Об акционерных обществах и товариществах с ограниченной ответственностью" и постановления "О мерах по демонополизации народного хозяйства" (16 августа 1990 г.). Последнее постановление прямо ориентировано на то, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные
общества, которые могут проводить разнообразные виды страхования.
Демонополизация происходила и в системе Госстраха. Она выражалась, прежде всего, в предоставлении страховым обществам республик, краев и областей права наряду с едиными по стране видами страхования проводить региональные виды имущественного и личного страхования. В связи с этим в некоторых республиках стали неоднозначно решаться вопросы даже традиционных видов страхования (например, с 1991 г. в одних республиках страхование имущества колхозов и совхозов стало добровольным, а в других оно по-прежнему осталось обязательным).
Государственные страховые организации
республик стали также
2.4 Организация страхового дела в Российской Федерации
В 1992 г. после распада СССР на базе Правления Госстраха был создан Росгосстрах. Указом Президента от 29 января 1992 г. государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и открытого типа и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Каждое АСО и ТОО является юридическим лицом, т. е. имеет фирменное наименование, знак, печать, лицензию, устав и должно быть зарегистрировано органом местного самоуправления или Регистрационной палатой.
В зависимости от характера формирования уставного капитала все новые страховые компании делятся условно на два типа:
• акционерные, кооперативные и другие организации как альтернативные (противостоящие) по отношению к государственным страховым организациям
• АО с некоторым участием капитала органов Государственного страхования (например, Правления Госстраха Российской Федерации).
Согласно обследованию состояния деловой активности страховых организаций, проведенному Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, оказалось, что по состоянию на 1995 г. среди организационно-правовых форм преобладают АО закрытого типа - 36% (более 1/3 компаний), 58 - в смешанной собственности (АО открытого типа, ТОО, СП и др.) и только 6% их находится в государственной и муниципальной собственности. При этом 2/3 страховых организаций относятся к числу малых (с уставным капиталом не более 30 млн. руб.), крупные компании (свыше 100 млн. руб.) составляют 21, а крупнейшие (свыше 0,5 млрд. руб.) - только 4%.
Преобладание относительно небольших компаний на страховом рынке отражается и на характеристике численности занятых в них работников. Две трети обследованных организаций располагают относительно небольшим штатом сотрудников - до 30 человек (имеется в виду численность без страховых агентов).
Срок работы на страховом рынке большинства организаций ограничивается тремя годами (71%). 13% существуют менее 1 года. "Взрослые" страховые компании (свыше 3 лет) составляют 29% выборки. Естественно, что самыми "старшими" по возрасту являются государственные компании, восемь из десяти которых работают на страховом рынке более 3 лет.
Основная масса обследованных ТОО имеет возраст - от 1 года до 2 лет (44%) и от 2 до 3 лет (42%). Самая высокая доля организаций моложе 1 года наблюдается среди АО закрытого типа (19%). Из-за относительной "молодости" страховых организаций 37% из них не имеют собственных филиалов, а 31% имеют менее 5.
Государственные организации, наиболее долго действующие на страховом рынке, имеют самую развитую сеть филиалов (44% располагают от 21 до 40 филиалами и 31% -свыше 40). Компании других видов собственности "разрослись" значительно меньше: среди АО открытого типа лишь 18% имеют от 21 до 40 филиалов и 11% - свыше 40 филиалов; среди АО закрытого типа и ТОО - 5% и 0% соответственно. В целом основная масса АО открытого типа располагает числом филиалов до 10, АО закрытого типа - до 5 филиалов, а шесть из десяти ТОО вообще их не имеют.
2.5 Основные потребители
Согласно полученным данным, уже сейчас в деятельности страховых организаций достаточно отчетливо проявляется ориентация на различные сегменты рынка потребителей страховых услуг. Большинство страховых компаний нацелено на обслуживание как организаций, так и отдельных граждан, а некоторые из них обслуживают целевые группы клиентов. Так, на страхование только первой категории клиентов ориентировано около 30%, а второй - 12% всех обследованных страховых компаний. Среди юридических лиц основными потребителями страховых услуг являются промышленные предприятия. Большая доля этих услуг приходится на торговые фирмы - 48% и коммерческие банки - 34%. Далее следуют сельскохозяйственные предприятия - 27% и сфера услуг - 25%. Реже встречаются промышленно-финансовые компании - 17%. Наибольшая часть (47%) страховых компаний, работающих с населением, в равной мере ориентирована на все группы граждан. Вместе с тем 14% этих компаний оказывают услуги в основном высокодоходным группам населения. 30% - обслуживают граждан со средним доходом. При этом каждая десятая организация работает с низкодоходными группами населения. По-видимому, их привлекает большой объем соответствующего сегмента рынка и, прежде всего такая группа, как пенсионеры.
Государственные компании (три четверти) больше других ориентированы на выполнение услуг для всех категорий клиентов. Подавляющее большинство обследованных государственных компаний (88%) заключило договора и обслуживает клиентов из числа физических лиц. АО открытого типа имеет клиентов как среди госпредприятий, так и среди коммерческих структур. Большая часть АО закрытого типа имеет возможность работать только с ограниченным числом клиентов (до 100 юридических и физических лиц): госпредприятий (57%) и коммерческих структур (60%). Это относится и к значительной части ТОО (42% и 47% соответственно). Практически ни одна из страховых фирм ТОО не заключила договора с более чем 500 госпредприятиями и коммерческими структурами; в то же время ни одна государственная компания не работает с менее, чем 100 государственными предприятиями.
2.6 Виды страховых услуг
Среди обследованных компаний отсутствует какая-либо заметная специализация по направлениям страховой деятельности. Большинство компаний предлагает потребителям классические виды страхования. Так, две трети компаний осуществляют страхование имущества предприятий и организаций, имущества граждан (62%), накопительное страхование (59%). Примерно половина компаний оказывает услуги по рисковому страхованию жизни и по страхованию транспортных средств; 45% - по страхованию грузов. Около 30% респондентов сообщили, что работают в самой молодой подотрасли личного страхования - медицинском страховании.
Среди страховых организаций еще не получило должного развития такое направление страховой деятельности, как перестрахование.
Около четверти респондентов занимается страхованием ответственности владельцев транспортных средств. Реже встречаются такие услуги, как страхование гражданской ответственности (12%) и технических рисков (7%). Пока еще в Российской Федерации незначительна доля компаний, занимающихся добровольным страхованием дополнительной пенсии.
Наиболее дифференцированный подход в оказании услуг - у государственных компаний. Большая доля их осуществляет страхование жизни (рисковое и накопительное), имущества (граждан и организаций), транспортных средств, обязательное страхование и перестраховочные операции.
К государственному сектору по своей активности наиболее близки АО открытого типа (в среднем 38% организаций на один вид услуг). Они проявляют активность в тех же направлениях (исключение составляет страхование жизни). Менее разнообразны в своих операциях АО закрытого типа (в среднем 33% на один вид услуг). Замыкают список ТОО (30%), которые отстают по охвату почти половины услуг, но лидируют в страховании финансовых и коммерческих рисков.
Государственные компании, сохраняя лидерство по количеству оказываемых услуг, традиционно предпочитают иметь дело с частными лицами. В то время как у компаний других видов собственности большая доля услуг ориентирована на имущественное страхование юридических лиц, обеспечивающее значительные премии при относительно невысоких расходах. Негосударственные компании более оперативно реагируют на конъюнктурные изменения страхового рынка.
Отличающиеся по размеру уставного капитала компании акцентируют свое внимание на различных видах услуг. Так, малые фирмы значительно реже, чем другие, задействованы в рисковом страховании жизни, а также страховании владельцев транспортных средств, но существенно чаще - в обязательном страховании.
Средние организации, как и малые, менее активны в страховании владельцев транспортных средств и отстают от других по накопительному страхованию жизни, страхованию грузов, по перестраховочным операциям.
Крупные компании, уступая остальным
в страховании имущества
Крупнейшие фирмы наиболее активно проводят страхование имущества предприятий и организаций, технических рисков, гражданской ответственности, перестраховочные операции, но отстают в добровольном медицинском страховании.
2.7 Перспективы развития
Результаты опроса показывают, что руководители страховых компаний достаточно оптимистично оценивают конъюнктуру рынка страховых услуг. Они следующим образом прогнозируют динамику основных показателей деловой активности своих организаций:
- около 60% респондентов надеются
на увеличение числа
- по имущественному страхованию и лишь 20% - по, страхованию ответственности;
- 55% респондентов ожидают рост числа клиентов среди физических лиц и коммерческих структур, 43% - среди госпредприятий;
- более половины - сообщают о возможном расширении ассортимента страховых услуг;
- восемь из десяти респондентов прогнозируют увеличение собственных денежных средств своих организаций;
- свыше 90% руководителей не предполагают снижения коэффициента выплат, причем 45% их ожидают его увеличения; восемь из десяти респондентов считают, что финансово-экономическое положение их организаций не ухудшится, каждый второй - надеется на его улучшение;
-
лишь 8% руководителей намерены
- более половины руководителей рассчитывают увеличить число страховых агентов.
Выгоден
ли страховой бизнес в России? Несомненно.
Объясняется это его высокой
рентабельностью и быстрой