Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:13, курсовая работа
Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страхование принадлежит к числу наиболее старых и устойчивых форм хозяйственной жизни, уходящих своими корнями в далекое прошлое.
Введение------------------------------------------------------------------------------
3-4
1 Захождение института страхования -----------------------------------
5-10
2 История страхования в зарубежных странах-----------------------
2.1 Страховой рынок Великобритании-----------------------------------------
11-14
2.2 Страховой рынок Франции---------------------------------------------------
15-17
2.3 Страховой рынок Германии--------------------------------------------------
18-21
3 Характеристика основных этапов развития страхования в России----
3.1 Страхование в России до 1991 года----------------------------------------
22-28
3.2 Страховое дело в советской России----------------------------------------
29-33
3.3 Современный этап страхования в РФ--------------------------------------
34-36
Заключение---------------------------------------------------------------------------
37-38
Список литературы------------------------------------------
вкладов. Выписывались чеки на получение денежных средств без указания цены.
Между тем в Москве, Петрограде и некоторых других городах страховые
общества включились в общую кампанию саботажа новой власти. Предпринимались
попытки переправить капиталы за границу. Учитывая создавшуюся экономическую
и политическую ситуацию в стране, В.И. Ленин подписал 23 марта 1918 г.
Декрет Совета Народных Комиссаров "Об установлении государственного
контроля над всеми видами страхования, кроме социального". Введение
государственного контроля рассматривалось правительственным кабинетом в
качестве временной, переходной меры на пути к последующей национализации,
вызванной объективно сложившимися обстоятельствами.
Был организован Совет по делам страхования, назначавшийся Совнаркомом.
Аппаратом Совета стал Комиссариат по делам страхования во главе с
комиссаром. По рекомендации В.И. Ленина на пост комиссара по делам
страхования был выдвинут государственный и политический деятель партии
большевиков М.П. Елизаров, до революции какое-то время работавший
генеральным страховым агентом и знавший основы страхового дела.
Ввиду того, что новая власть аннулировала все обязательства по царским
государственным внешним займам, сохранилась реальная угроза, что
иностранные банки наложат арест на капиталы российских страховых обществ,
размещенные за границей (в основном по заключенным договорам
перестрахования). Чрезмерно поспешная национализация страхового дела могла
обречь на арест и конфискацию этих денег в счет погашения внешнего
государственного долга
На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-
прежнему сохранялась коммерчес
страхования, ставившая, по мнению властей, во главу угла извлечение
прибыли. Общее направление
характеризовалось "красногвардейской атакой на капитал". Поэтому с
введением государственного контроля над страхованием доходы от страховых
операций подвергались прогрессивному налогообложению на общегосударственные
нужды. Их плательщиками выступали
центральные правления
Комиссариат выполнял порученные контрольные функции, проверял балансы,
другую бухгалтерскую
уплаты налогов.
Согласно декрету о
страхования, кроме социального, начисленные за 1917 г. дивиденды акционеров
акционерных обществ и пайщиков, обществ взаимного страхования были
конфискованы в доход
Одновременно в центре и на местах, там, где была установлена Советская
власть, осуществлялась организационная перестройка страхового дела. Земское
и взаимное страхование переходило в ведение страховых органов
исполнительных комитетов
в советско-народное. Упразднялась акционерная форма страхования. Личное
страхование граждан концентрировалось в сберегательных кассах Народного
банка РСФСР. К началу 1918 г. в Республике Советов насчитывалось до 1500
земских страховых агентств, которые были включены в структуры советско-
народного страхования.
Гражданская война и иностранная
военная интервенция
принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной жизни. Они
ускорили национализацию страхового дела.
28 ноября 1918 г. Совнарком принял Декрет "Об организации страхового
дела в Российской Республике". Согласно этому декрету страхование во всех
видах и формах объявлялось государственной монополией и достоянием
Республики.
Все частные страховые компании и общества были ликвидированы,
сохранялось только взаимное страхование товарно-материальных ценностей
кооперативных организаций. Однако этим декретом не была создана
государственная страховая организация. При Всероссийском Совете Народного
Хозяйства был организован пожарно-
проводить имущественное страхование. Долгосрочное страхование жизни
передавалось в ведение
сумму свыше 10000 руб., аннулировались без каких-либо возвратов
страхователям накопившихся резервов взносов.
"Реорганизацию" по декрету от 28 ноября 1918 г. с большой натяжкой
можно считать национализацией страхового дела, фактически это был его
разгром. До середины 1919 г. проходила кампания по ликвидации акционерных и
других страховых обществ и организаций, определению и инвентаризации их
активов и пассивов, затем последовали дальнейшие реорганизации.
Долгосрочное страхование
РСФСР, а имущественное страхование – Наркомата земледелия. В условиях
гражданской войны, разрухи и почти полного обесценения денежных знаков
страхование, предусматривающее выплаты страхового возмещения и страховых
сумм в денежной форме, теряло свое значение. Декретами от 18 ноября 1919 г.
и 18 декабря 1920 г. было отменено имущественное страхование. Это был
первый разгром страхового дела в стране.
Таким образом, в течение первых трех лет после Октября 1917 г.
государство фактически пыталось использовать сохранившуюся систему
дореволюционного частного и земского страхования не столько в целях
страховой защиты интересов страхователей, сколько в качестве важного
источника финансовых ресурсов на пополнение государственного бюджета
разоренной войной страны. Формальное провозглашение государственной
страховой монополии преследовало по существу ту же цель, хотя и не дало
ожидаемых результатов. Фактически страховая монополия не была проведена в
жизнь, да и не могла быть проведена,
поскольку для этого как
необходима деятельность государственной специализированной страховой
организации, что декрет от 28 ноября 1918 г. даже не предусматривал.
Становление и развитие государственного имущественного страхования
Гражданская война 1918 – 1920 гг. и иностранная военная интервенция
коренным образом изменили экономическую и политическую ситуацию в стране.
Молодая Республика Советов оказалась в кольце фронтов и экономической
блокады, превратилась в осажденный военный лагерь.
Жесткая централизация руководства хозяйством и нормированного
распределения продуктов, связанная с переходом к политике военного
коммунизма, натурализация экономических отношений (продразверстка,
натуральная заработная плата, бесплатное снабжение), устранение основ
хозрасчета привели к тому, что финансовая политика исчерпывалась вопросами
распределения денежных знаков, совершенно второстепенное значение которых
определялось крайне узкими пределами рыночного оборота. Деньги почти
полностью утратили свое значение как форма накоплений и сбережений, как
средство обращения и
В этих условиях в декабре 1920 г. государственное имущественное
страхование в денежной форме потеряло всякую экономическую целесообразность
и было отменено. Вместо него оказывалась бесплатная государственная помощь
(натурой или в исключительных случаях деньгами) пострадавшим от стихийных
бедствий трудовым хозяйствам при условии, что их деятельность отвечает
интересам рабоче-крестьянского
имущественное страхование в денежной форме было восстановлено уже после
окончания Гражданской войны. 6 октября 1921 г. Советом Народных Комиссаров
был принят Декрет "О государственном имущественном страховании", который
положил фактическое начало дальнейшему развитию государственного
имущественного страхования в нашей стране.
Декрет предусматривал прежде всего государственное добровольное
имущественное страхование. Переход к государственному обязательному
страхованию предполагалось осуществить лишь после укрепления аппарата
страховых органов. Осуществление государственного страхования было
возложено на Главное управление государственного страхования (Госстрах
РСФСР) в системе Народного Комиссариата финансов РСФСР. На местах операции
проводились страховыми подразделениями финансовых отделов, исполкомов.
Развитие государственного имущественного страхования в
восстановительный период позволило изъять часть денежных знаков,
переполнявших каналы обращения, что содействовало стабилизации валюты и
финансовому оздоровлению экономики в целом.
В период построения фундамента социалистической экономики (1926 – 1932
гг.) государственное имущественное
страхование развивалось
темпами. Основным видом было обязательное страхование имущества.
Одновременно в дополнение к
обязательному развивалось
страхование строений, животных, сельскохозяйственных культур, а также
добровольное страхование
В годы массовой коллективизации, начало которой было положено в 1928
г., государственное имущественное страхование было ориентировано на
осуществление политических целей создания крупного социалистического
сельскохозяйственного производства и ликвидации кулачества как класса. Этим
целям служила дифференцированная политика в определении страховых тарифов в
зависимости от доходности хозяйств.
Однако на практике часто допускались и извращения данной политики, что
вызывало необоснованное раскулачивание середняцких хозяйств специфическими
финансовыми методами через государственное страхование.
С целью повышения экономического значения государственного страхования
с 1934 г. было увеличено число объектов обязательного страхования, повышено
страховое обеспечение, расширена ответственность. Восстанавливалось
добровольное страхование
в 1931 г.
Крупным этапом в развитии государственного имущественного страхования
стало принятие Верховным Советом СССР Закона "Об обязательном окладном
страховании" от 4 апреля 1940 г., который на многие годы определил принципы
обязательного имущественного страхования.
Следует учесть, что к 1940 г. было коллективизировано 96,9%
крестьянских дворов. Коллективизация сельского хозяйства, создание крупных
колхозов и совхозов обеспечили значительное повышение товарности
сельскохозяйственного производства. В общественных хозяйствах страны к 1940
г. было сосредоточено почти все производство зерна и сахарной свеклы, все
производство хлопка-сырца; значительная часть картофеля, овощей, а также
продуктов животноводства производилась в подсобных хозяйствах колхозников,
рабочих и служащих. К 1940 г. было создано крупное социалистической
сельское хозяйство, опирающееся на развитую материальную базу.
Важные изменения в экономике сельского хозяйства были учтены в новом
законе. Повышался уровень обеспечения
по страхованию
культур и животных в колхозах и совхозах, сельскохозяйственных животных в
личном подсобном хозяйстве. Одновременно было произведено снижение тарифов.
В объем страховой
молнии, наводнение, землетрясение, буря, ураган, ливень и другие
неблагоприятные события, от которых могли существенно пострадать строения.
Стало выплачиваться страховое возмещение за вынужденный убой животных в
хозяйствах граждан. Одновременно отменялось страхование
сельскохозяйственных культур на приусадебных участках колхозников, как не
имевшее экономической
В годы Великой Отечественной войны средства государственного
страхования направлялись в первую очередь на нужды фронта и тыла.
За 1941 – 1944 гг. Госстрах СССР передал в государственный бюджет в
порядке приобретения облигаций госзаймов и в порядке отчислений от прибыли
свыше 5,8 млрд. руб. Однако это не исключало использования ресурсов
страхового фонда для
повышен размер страхового обеспечения по обязательному страхованию
сельхозкультур и животных. Вместе с тем временная оккупация фашистскими
захватчиками значительной части территории страны в первые годы к
сокращению операций страхового дела. По мере освобождения районов
государственное имущественное страхование восстанавливалось вновь.
Изменение государственных границ СССР после Второй мировой войны,
образование Калининградской области РСФСР, Закарпатской области УССР,
изменение правового статуса южной
части острова Сахалин
организацией государственного страхования в этих новых районах.
В послевоенные годы государственное имущественное страхование
развивалось по пути всемерного расширения объема страховой ответственности
и совершенствования
направленные на повышение роли государственного страхования в
восстановлении животноводства, на стимулирование сохранности поголовья