История развития страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страхование принадлежит к числу наиболее старых и устойчивых форм хозяйственной жизни, уходящих своими корнями в далекое прошлое.

Оглавление

Введение------------------------------------------------------------------------------
3-4
1 Захождение института страхования -----------------------------------
5-10
2 История страхования в зарубежных странах-----------------------

2.1 Страховой рынок Великобритании-----------------------------------------
11-14
2.2 Страховой рынок Франции---------------------------------------------------
15-17
2.3 Страховой рынок Германии--------------------------------------------------
18-21
3 Характеристика основных этапов развития страхования в России----

3.1 Страхование в России до 1991 года----------------------------------------
22-28
3.2 Страховое дело в советской России----------------------------------------
29-33
3.3 Современный этап страхования в РФ--------------------------------------
34-36
Заключение---------------------------------------------------------------------------
37-38
Список литературы------------------------------------------

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 551.50 Кб (Скачать)

характеризуется как период извращения в страховой работе на селе. Долгое

время это объяснялось штампами сталинской пропаганды, кознями кулацких

элементов, деятельностью классового врага, массовым вредительством,

далекими от истины. Главными виновниками  запущенности страхового дела в

начале 30-х годов были властные структуры, которые, игнорируя сопротивление

специалистов страхового дела, проводили  явно некомпетентную страховую

политику. В начале 1933 г. даже властям стало ясно, что упадок страхового

дела наносит большой ущерб  народному хозяйству. Было принято  Постановление

ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. об извращениях  в работе по страхованию в

деревне. После этого произошла  резкая переоценка отношения властей к

страхованию. Были восстановлены система  страховых органов, институт

страховых агентов, страховых ревизоров. В сельсоветах и колхозах

формировались сельские страховые  комиссии и сигнальные страховые  посты.

Подлежало восстановлению также долгосрочное страхование жизни, добровольное

страхование имущества колхозов и  граждан на селе, кооперативных и

общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого

фонда и имущества, сданного в аренду. В 1933 г. система органов

государственного страхования была вновь восстановлена.

Большое внимание уделялось укреплению организационных основ

государственного страхования  в послевоенный период. В 1948 г. было

утверждено Положение о главном  управлении государственного страхования  СССР

и его органах на местах (Госстрах СССР), которое заменило во многом

устаревшее положение 1925 г.

Положением были установлены основные страховые операции, определены

методы руководства и контроля за деятельностью Госстраха СССР со стороны

Министерства финансов СССР, права и обязанности каждого звена системы

государственного страхования. В  положении закреплялась монополия  Госстраха

СССР на проведение страховых операций в стране. Наряду с этим был

предусмотрен состав средств Госстраха  СССР, объем и порядок образования

запасного фонда, направление прибыли. Расширялась самостоятельность

страховых органов, особенно низовых  звеньев – районных и городских

инспекций.

Значительно изменены были организационные  основы органов

государственного страхования  в 1958 г.: страховое дело передано в ведение

министерств финансов союзных республик. Оперативная самостоятельность

Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единства страхового дела,

так как во всех республиках оно  проводилось на основе единого

законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства финансов

СССР.

В положениях 1958 г. не упоминалось  о наличии в стране государственной

страховой монополии. Таким образом, с 25 октября 1958 г. де факто

государственная страховая монополия  была отменена, хотя продолжала

действовать по инерции, поскольку  ни одно ведомство, ни одна организация

"не осмеливались" нарушить  страховую дуополию Госстраха  и Ингосстраха.

К числу организационных недостатков  этого времени следует отнести

дробление ранее единого страхового фонда на 15 неравных частей (по числу

союзных республик) без налаживания  системы перестрахования. В этой связи

период в течение ряда лет  после 1958 г. следует считать третьим  разгромом

страхового дела в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После Октябрьской революции 1917г. преобразование страхового дела в России пошло два этапа. Первоначально декретом Совета Народных комиссаров РСФСР от 23 марта 1918г. учреждался государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального. Этот контроль возлагался на созданный Совет по делам страхования, исполнительным органом которого являлся Комиссариат по делам страхования.

         В 1918г. Съезд руководящих работников страховых отделов губернских Советов, созванный бывшим Земским страховым союзом, признал необходимость упразднения частных страховых обществ и введение государственной монополии. Это был второй этап преобразования страхового дела.

Декретом СНК РСФСР  от 28 ноября 1918г. «Об организации  страхового дела в Российской республике»  было объявлено монополией во всех его видах и формах. Исключение было сделано для взаимного страхования движимости и товаров кооперативных организаций.

В середине 1919г. проходила  компания по ликвидации акционерных  и других страховых обществ и  организаций. Долгосрочное страхование  жизни было передано в ведение Народного банка, а имущественное страхование – Наркомата земледелия.

В условиях гражданской  войны, разрухи и почти полного  обесценения денежных знаков страхование  теряло своё значение. Декретами от 18 ноября 1919г. и 18 декабря 1920г. было отменено имущественное страхование, страхование жизни во всех видах, а также страхование капиталов и доходов.

Государственное имущественное  страхование было восстановлено  после окончания Гражданской  войны. 6 октября 1921г. Советом Народных комиссаров был принят декрет «О государственном имущественном страховании». Положившим фактическое начало дальнейшему развитию государственному имущественному страхованию в нашей стране. Декрет предусматривал прежде всего государственное добровольное имущественное страхование. По мере организации добровольного страхования и укрепления страхового аппарата вводилось государственное обязательное страхование, которое затем стало основным.

В период с 1926 по 1932гг. государственное  имущественное страхование развивалось  высокими темпами. Основным видом было страхование имущества. С 1 октября 1929г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было введено обязательное страхование в промышленности, которое распространялось почти на всё имущество государственных учреждений и предприятий, состоявших на хозрасчёте или местном бюджете.

Законодательное введение личного страхования относится  к середине 1922г., однако практическое заключение договоров началось с 1923г, когда в результате денежной реформы  была обеспечена стабильность валюты.

Первоначально было введено смешанное страхование жизни на дожитие и смерть. В конце 1924-1925гг. начало проводиться страхование от несчастных случаев. В конце 1925-1926гг. было введено добровольное страхование пассажиров (в 1931г. оно стало обязательным).

Крупным этапом развития государственного имущественного страхования стало принятие Верховным Советом ССР Закона «Об обязательном окладном страховании» от 4 апреля 1940г., который на многие годы определил принципы обязательного имущественного страхования.

С декабря 1942г. коренным образом стала перекраиваться система личного страхования. Коллективное страхование, ставшее убыточным, было отменено. Вводилось индивидуальное смешанное страхование, страхование на случай смерти и утраты трудоспособности и страхование от несчастных случаев.

В годы Великой отечественной  войны средства государственного страхования  направлялись в первую очередь на нужды фронта и тыла. За 1941– 1944гг. Госстрах СССР передал в государственный  бюджет в порядке приобретения облигаций  госзаймов и в порядке отчислений от прибыли свыше 5.8 млрд.руб.

В послевоенные годы государственное  имущественное страхование развивалось  по пути всемерного расширения объёма страховой ответственности и  совершенствования действовавших  видов. Наблюдался значительный рост операций личного страхования. Если на конец 1945г. по всем видам личного страхования было застраховано 1.8 млн. человек, то на 1 января 1953г. –5.9 млн.человек. Удельный вес в долгосрочного страхования в общем объёме договоров личного страхования составил в конце 1953г. почти 30%., более чем в два раза увеличилась материальная помощь населению по линии государственного личного страхования: в 1946г. выплаты страховых сумм составляли 4.6 млрд.руб. в 1953г. – 9.5 млрд.руб.

В 1956г. наряду с обязательным страхованием строений, принадлежащих гражданам, было введено добровольное страхование.

Значительно изменены были организационные основы органов  государственного страхования в 1958г. Страховое дело было передано в ведение  министерств финансов союзных республик. Оперативная самостоятельность Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единства страхового дела, так как во всех республиках оно проводилось на основе единого законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства Финансов СССР.

С 1 января 1968г. были введены  новые условия обязательного  страхования имущества колхозов (до этого было только добровольное страхование). В сферу страховой  защиты вошло практически все  имущество колхозов: урожай сельскохозяйственных культур, животные, здания, сооружения, транспорт, оборудование, сельхозмашины, многолетние насаждения и т.д. Страховое покрытие распространялось на все риски, включая засуху, потери от болезней и вредителей урожая сельхозкультур, животные страховались не только от инфекционных, но и от незаразных болезней. Крупная реформа сельскохозяйственного страхования была проведена в 1974г., когда было введено обязательное страхование имущества совхозов, в том же объёме, что и страхование колхозов.

В этот же период в полной мере сохраняется обязательное страхование имущества, принадлежащее гражданам, подтверждённое в 1981г. Указом президиума Верховного Совета СССР «О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам» и соответствующим постановлением СМ СССР. В соответствии с этими документами обязательному страхованию подлежат находящиеся в личной собственности граждан строения (жилые дома, содовые домики, дачи, хозяйственные постройки), а также животные (крупный рогатый скот, лошади, верблюды и т.д.).

В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается до настоящего времени. Законодательную базу правового регулирования страховой деятельности заложил закон «О страховании» от 27 ноября 1992г. С принятием этого закона начался новый этап в развитии страхового дела. Вторым основным законодательным документом, регулирующим страховую деятельность, стал Гражданский кодекс (48 глава «Страхование»), который регулирует правовые отношения при страховании.

Перед распадом СССР только в Новосибирской области действовало более 2,5 миллионов договоров добровольного страхования среди населения, в том числе по страхованию жизни и от несчастных случаев около 1млн. 800 тысяч, страхование имущества у граждан, включая животных, более 800 тысяч. В сельскохозяйственных предприятиях области было застраховано более 1 млн. 300 тысяч объектов страхования.

 

Конец………

 

       В дореволюционной России широкое распространение получили операции по перестрахованию рисков. Защита национальных интересов считалась особенно необходимой при осуществлении перестраховочной деятельности.

Наиболее же важными  в истории развития русского перестраховочного  дела можно считать 1890-е годы. В  это время был поставлен вопрос об организации отечественного внутреннего перестрахования.

С одной стороны, благоприятные  для перестраховщиков результаты участия  их в русском деле, с другой - определенная тенденция Министерства финансов, стремившегося  в виду готовившейся тогда денежной реформы к созданию возможно благоприятного для нашего расчетного баланса, а также и в области наших перестраховочных расчетов; все это привело к тому, что названный вопрос получил свое разрешение. А именно: в 1895 году было учреждено нашими акционерными страховыми обществами «Общество Русского перестрахования», причем страховым обществам разрешено было поместить часть своих основных и запасных капиталов в акции этого перестраховочного общества. Впоследствии были учреждены и другие российские перестраховочные компании.

В дальнейшем, несмотря на имевшиеся трудности, доля российских перестраховщиков постоянно росла и в 1913 году достигла 23 % против 15 % в середине 90-х годов XIX века. Премия, передаваемая за границу, распределялась следующим образом: почти половину ее получали германские и австрийские компании, треть - английские, остальное - французские, американские и прочие.

В конце XIX - начале XX веков  появилась новая тенденция в  развитии перестраховочной деятельности в России: национальные общества начинают активно принимать риски в перестрахование, в том числе и из-за границы.

В 1910 году по прямому страхованию  и по принятому перестрахованию  была собрана одинаковая премия - 74 миллиона рублей. Почти две трети  перестраховочной премии поступило  из-за границы, главным образом, от американских, английских, немецких, австрийских и французских страховщиков. В основном в перестрахование принимались огневые (92 %) и транспортные (7,9%) риски. В 1913 году российские акционерные общества получили в перестрахование из-за рубежа 88,8 миллионов рублей, сами отдали в перестрахование иностранным компаниям 68,2 миллионов рублей, то есть приобрели характер международных перестраховщиков. Таким образом, к началу первой мировой войны российский перестраховочный рынок являлся достаточно конкурентоспособным, стабильным и заслуживающим доверия, приблизившись к мировому уровню.

Спустя 90 лет в современных  условиях вопрос развития перестрахования  в современных российских условиях является чрезвычайно важным. По данным ЦБ РФ, в последнее десятилетие наблюдается отрицательный баланс по международному перестрахованию. С одной стороны, это является следствием развития российского страхового рынка, нуждающегося в трансграничном перераспределении рисков, с другой - имеет место вытеснение национальных операторов с рынка перестрахования.

Безусловно, страхование  является сферой интернациональных  интересов. Многочисленные споры о  необходимости либерализации национального  рынка не отменяют того факта, что  во всем мире достаточно давно функционирует  единая международная система перестрахования. Вместе с тем, сначала должны быть максимально использованы возможности российских перестраховщиков, и лишь риски, превышающие ресурсы последних, следует передавать зарубежным контрагентам. Институционализация такого порядка даст импульс развитию отечественного страхового рынка и позволит сократить отток денег за границу.

Информация о работе История развития страхования