Статистика теневого импорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Будучи составной частью экономической статистики, та­моженная статистика как элемент основ таможенного дела изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в различных направлениях оперативной и обеспечивающей деятельности таможенного ведомства, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и наруше­нием таможенных правил, неторговым оборотом, валют­ным контролем и т.д.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы статистики внешнеэкономической деятельности
1.1. Таможенная статистика внешней торговли: понятие, цели и общая характеристика. Специальная таможенная статистика
1.2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и функции таможенных органов по ее ведению
2. Методология статистики «теневого» импорта
2.1. Развитие теории и практики использования макроэкономических показателей в расчете элементов теневой экономики
2.2. Зеркальные сопоставления импорта в статистике внешней торговли
3. Причины и возможности сокращения «теневого» импорта
3.1. Анализ причин «теневого» импорта
3.2. Основные направления снижения «теневого» импорта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - Статистика теневого импорта.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

В настоящее время экономическое и научно-техничес­кое сотрудничество между странами характеризуется бы­стрыми темпами роста международной торговли, появле­нием на рынке все новых и новых товаров, повышением доли их наукоемкости и технической сложности, повы­шением потребителей к их качеству и надежности.

Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью и сельским хозяйством разных государств и поступающих на мировой рынок, насчитывает сотни тысяч всевозмож­ных видов и разновидностей, которые невозможно доста­точно полно изучить каждый в отдельности, если не при­менять систему их группировки и не систематизировать по отдельным группам однородных товаров. Этим целям служит система классификации товаров.

В практике внешнеторговой деятельности в Российс­кой Федерации для классификации и кодирования экс­портных и импортных товаров применяется Товарная номен­клатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — это общероссийский классификатор, который основан на Гар­монизированной системе описания и кодирования това­ров (ГС). ГС — это товарный классификатор, принятый в международной практике (в странах Европейского союза) в качестве товароведческой составляющей для публика­ции таможенных тарифов и статистики внешнеторговой деятельности.

Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, классификация и кодирование товаров яв­ляются важными составными элементами таможенного дела. От правильного определения кода того или иного товара зависит обоснованное начисление и взимание та­моженных платежей.

Термин «классификация» означает распределение мно­жества объектов на определенные подмножества (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и т. д.). В соответствии с принятой системой классификации всем товарам, товарным группам, подгруппам присваиваются специальные коды.

Код товара по ТН ВЭД состоит из девяти цифр, где первые шесть цифр означают код товара по ГС, те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки образуют код товара по ТН ЕЭС, девятая цифра, пока во всех случаях «О», предназначена для возможных дополнений в будущем с учетом интересов России. В настоящее время в практику вводится десятеричная система кодирования товаров.t

Декларирование товара не своим наименованием, то есть неправильным указанием его кода по ТН ВЭД является нарушением таможенных правил. При декларировании товара в ГТД (графа 31) должно быть дано конкретное наименование декларируемого товара с учетом всех до­полнительных его характеристик (размерные показатели, состав сплава, модель, волокнистый состав, конструкция и другие отличительные признаки).

Пользование ТН ВЭД требует определенных навыков и знаний. Для точного определения кода товара необходи­мо использовать три составные части ТН ВЭД (собственно номенклатурную часть, Примечания к разделам и груп­пам и Основные правила интерпретации ТН ВЭД). Комп­лексным руководством для определения кода являются Основные правила интерпретации и таковых правил шесть. В соответствии с пятью первыми правилами определяют товарную позицию (4 первые знака). По шестому правилу находят субпозицию (5 и 6 знаки) и подсубпозицию (ос­тальные знаки кода).

К компетенции таможенных органов среди прочего от­несена и функция ведения Товарной номенклатуры внеш­неэкономической деятельности. Это -достигается путем:

•       обеспечения отслеживания всех изменений и допол­нений международной основы ТН ВЭД, международных пояснений и иных решений по толкованию этой основы;

•       приведения ТН ВЭД РФ в соответствие с ее между­народной основой;

•       обеспечением опубликования ТН ВЭД и вносимых в нее изменений;

•       разработкой и утверждением пояснений по толкова­нию ТН ВЭД и обеспечением их опубликования;

•       осуществлением ряда иных функций по ведению ТН ВЭД.

Кроме того, таможенные органы представляют россий­скую сторону в международных организациях, занимаю­щихся таможенными вопросами, в части, разработки, изменения, дополнения, толкования и применения меж­дународной основы ТН ВЭД; участвуют в подготовке пред­ложений о разработке, изменении и дополнении ТН ВЭД, утверждаемой Правительством РФ.

Решения о классификации товаров, принятые, таможен­ными органами являются обязательными. Решения же других органов и учреждений по классификации товаров в таможенных целях не используются[2].


2. Методология статистики «теневого» импорта

2.1. Развитие теории и практики использования макроэкономических показателей в расчете элементов теневой экономики

Макроэкономические показатели стали объектом при­стального внимания в России в начале 90-х годов XX века, что стимулировалось внедрением в практику госу­дарственной статистики международной методологии учета и анализа. В этот период Правительство РФ утвер­дило «Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике си­стему учета и статистики в соответствии с требования­ми рыночной экономики».

В середине 90-х годов XX века в экономической те­ории и практике особенно актуальным стал вопрос о те­невой составляющей макроэкономических показателей. Федеральной целевой программой «Реформирование ста­тистики в 1997-2000 годах» была предусмотрена разра­ботка методологии получения информации о теневой эко­номике, поставлена задача создания системы мониторингов и обеспечения взаимосвязи статистических показате­лей, отражающих хозяйственные процессы, происходя­щие на макро- и микроуровнях.

В странах Западной Европы и в Америке к этому вре­мени уже сложился определенный опыт работ в этой об­ласти, тогда как в России имелись только разрозненные исследования, относящиеся к отдельным видам деятель­ности.

Среди наи­более известных работ перечислим труды В. Танзи (V. Tanzi), Э. Фейга (E.L. Feige),. Ф. Шнейдера (F. Schneider), Ж. Виллара (J.-C. Willard), Д. Блэйдса (D. Blades), П. Пестьо (P. Pestieau), Ф. Бартелеми (Ph. Barthelemy), M. Кальзарони (М. Calsaroni), Ж. IlIapMca(J. Charmes), Б. Даллаго (В. Dalla-go), Б. Фрея (B.S. Frey) и др. Ими рассмотрены разные ас­пекты измерения теневой экономической деятельности (ТЭД) в целом или некоторых ее составляющих (в первую очередь скрытой и неформальной деятельности). Вопро­сы изучения нелегальной экономической деятельности (НЭД), а уж тем более, вопросы нелегального импорта, затрагиваются лишь в небольшой степени; основ­ное внимание авторы уделяют классификации теневой эко­номики и выделению такой ее компоненты, как «нелегаль­ная деятельность».

Практически все авторы оценивали долю ТЭД в про­центах к ВВП (или ВНП), не соотнося свои результаты с концепцией Системы национальных счетов. Внедрение результатов измерения ТЭД в СНС либо полностью отсутствовало, либо осуществлялось экспериментально, либо сопровождалось серьезными допущениями[3].

В зарубежной практике в качестве основного метода учета ненаблюдаемых статистических явлений принят монетарный метод. Монетарный метод основан на пред­положении, что в нормальных экономических условиях при низкой инфляции и неизменной скорости обращения денег динамика производства ВВП должна совпадать с динамикой прироста денежной массы. Если же деньги выпускаются в оборот, а официальный показатель ВВП не растет, то можно предположить, что существует тене­вой ВВП, который и связывает лишние деньги. Разновид­ностью этого метода является анализ соотношения налич­ного и безналичного денежного обращения. При этом де­лается предположение, что неофициальные операции и сделки совершаются в основном при помощи наличных денег. Тогда увеличение показателя, характеризующего долю наличных денег в общей денежной массе по срав­нению с неким «нормальным» уровнем, может служить индикатором теневой экономики.

По данным Л.Братановой, среди стран – участниц ЕЭК производятся оценки по следующим видам нелегальной деятельности: производство, импорт, продажа и потребление незаконных наркотических средств, проституция, торговля незаконно ввезенной и произведенной аудио- и видеопродукцией, хищения, контрабанда.

Качество полученных результатов в области измерения теневой деятельности зависит от достоверности и надежности информационной базы расчетов, адекватных методов сбора и обработки информации, комплексного подхода к информационно-статистическому обеспечению процессов ее измерения. Опыт зарубежных экономистов и статистиков в этой области не должен оставаться без внимания.

В условиях России монетарный метод не мог быть использован, так как его результаты, зависят от выбранного базисного периода, в кото­ром полностью отсутствовала бы теневая составляющая макроэкономических показателей, а такой период трудно выделить. Кроме того, монетарный метод предполагает, что все теневые операции производятся в наличной на­циональной валюте. Это требование в условиях современ­ного экономического развития России не может быть вы­полнено.

Учитывая специфику России, была предложена концепция определения объема теневых потоков на базе Системы национальных счетов - той модели, ко­торая используется для анализа пропорций и результатов функционирования рыночной экономики в 150 странах мира. Система национальных счетов (СНС) нацелена на обеспечение информацией органов государственного уп­равления, позволяет охарактеризовать процессы форми­рования, распределения, перераспределения и использо­вания доходов, а также внешнеэкономической деятельно­сти. Именно данная модель используется для прогнози­рования экономической ситуации страны. СНС предус­матривает взаимосвязь всех макроагрегатов, что обеспе­чивает их комплексный анализ; а также взаимодействие трех стадий движения стоимости товаров и услуг, что по­зволяет проследить процесс возникновения теневых со­ставляющих на каждой стадии. К тому же СНС может строиться как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Государ­ственная статистика России использует понятие «ненаб­людаемая экономика», которое включает следующие эле­менты:

1)                 скрытая экономическая деятельность - законная деятельность, преуменьшаемая с целью уклонения от упла­ты налогов;

2)                 неформальная деятельность, то есть деятельность индивидуальных производителей, домашних хозяйств, ко­торая не охватывается официальной отчетностью;

3)                 нелегальная экономическая деятельность, охватывающая производство товаров и услуг, запрещенное су­ществующим законодательством[4].

Последний элемент фактически не учитывается ни одной страной, нет четких указаний и по учету скрытой экономической деятельности. В силу этого в ненаблюда­емую экономику включаются только элементы, входящие в официальный процесс производства, но по тем или иным причинам не охваченные учетом. Эти составляю­щие отражаются в счете производства, а теневые потоки, формирующиеся на всех других стадиях движения сто­имости, оказываются неучтенными.

Переход от термина «теневая экономика» к термину «ненаблюдаемая экономика» также представляет собой результат длительных теоретических дискуссий и при­нятых соглашений.

Под теневой экономикой понимается совокупность операций, противоречащих требованиям учета, налого­обложения и действующего законодательства и приводя­щих к появлению материальных и финансовых потоков, не выявляемых открытыми проверочными методами. На каждой стадии формируются свои теневые потоки, их объем вырастает по мере перехода от одной стадии к дру­гой. На первой стадии создается только теневой продукт и услуги; на второй - теневая прибыль и скрытая оплата труда; на третьей - к первым двум добавляются теневые финансовые потоки, образующиеся в результате перерас­пределительных процессов.

Выявление теневых потоков на каждой стадии движе­ния стоимости требует некоторого изменения структуры счетов: добавление к каждой «официальной» статье ее теневой составляющей.

В России одним из основных методов оценки качества данных об импорте являются так называемые «зер­кальные» сопоставления импорта. Данный метод позволяет составлять показатели неучтен­ного ввоза, используя при этом наиболее актуальную и доступную на момент проведения расчетов информацию по группам товаров и корректировать макроэкономические показатели с учетом «теневого» импорта.

2.2. Зеркальные сопоставления импорта в статистике внешней торговли

В России в соответствии с действующим законодательством ведение статистики внешней тор­говли осуществляется Федеральной таможенной службой. Генерируемые ею данные об импор­те товаров важны и для организации бюджетного цикла, и для формирования макроэкономиче­ской статистики — платежного баланса, системы национальных счетов. Именно поэтому корректность сведений о ввозе товаров из-за рубежа с точки зрения их полноты, достоверности и методологической состоятельности представляет особую важность.

Важность учета «теневого» импорта обуславливается его огромными потоками и влиянием на экономику России. В таблице 1 представлены данные о структуре импорта некоторых стран-импортеров товаров в Россию.

 

Таблица 1. Соотношение легального и теневого импорта за 2008 год в Россию по странам, %[5]

Страна

«Белый» импорт

Теневой импорт

«Серый» импорт

Незарегистрированный, «черный» импорт

Китай

24

11

65

Нидерланды

30

25

45

Польша

35

46

19

Япония

57

4

36

Информация о работе Статистика теневого импорта