Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:35, курсовая работа
Будучи составной частью экономической статистики, таможенная статистика как элемент основ таможенного дела изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в различных направлениях оперативной и обеспечивающей деятельности таможенного ведомства, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом, валютным контролем и т.д.
Введение
1. Теоретические основы статистики внешнеэкономической деятельности
1.1. Таможенная статистика внешней торговли: понятие, цели и общая характеристика. Специальная таможенная статистика
1.2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и функции таможенных органов по ее ведению
2. Методология статистики «теневого» импорта
2.1. Развитие теории и практики использования макроэкономических показателей в расчете элементов теневой экономики
2.2. Зеркальные сопоставления импорта в статистике внешней торговли
3. Причины и возможности сокращения «теневого» импорта
3.1. Анализ причин «теневого» импорта
3.2. Основные направления снижения «теневого» импорта
Заключение
Список использованной литературы
Из таблицы видно, что «теневой» импорт составляет значительную часть ввозимых в Россию товаров.
Одним из основных методов оценки качества данных об импорте являются так называемые «зеркальные» сопоставления, т. е. сопоставления данных об импорте с соответствующей встречной информацией стран-партнеров (для российского импорта - это данные об экспорте этих стран в Россию). Правомерность такого подхода обуславливается единством международных правил составления таможенной статистики, независимостью составителей друг от друга, доступностью сводной информации из официальных источников государств и международных организаций. В качестве источника данных зеркальной статистики используются публикации Международного валютного фонда, аккумулирующие сведения о внешнеторговых операциях всех стран - членов МВФ.
На практике существует проблема несоответствия информации о товарных потоках, которая имеет «многоотраслевой» характер. Поэтому ею совместно занимаются специалисты и в области составления платежного баланса, и таможенного контроля, и налогово-бюджетной сферы. Это происходит в рамках соответствующих двусторонних межправительственных соглашений. Накопленный здесь опыт представляется весьма позитивным, поскольку позволяет не только идентифицировать причины имеющихся статистических несоответствий, но и классифицировать их для последующих практических шагов.
Из приведенной в таблице информации (см. таблицу 2) следует, что показатели импорта товаров, формируемые российской таможенной статистикой на основе общей системы учета и условий поставки СИФ, стабильно не достигают сумм, отраженных в своих документах внешнеторговыми партнерами. В среднегодовом исчислении за 200 — 2007 гг. расхождение составляло 19 млрд дол. США (приведение таможенных данных к ценам ФОБ еще больше увеличило бы несоответствия). Вместе с тем нельзя не заметить, что в относительном измерении эти расхождения в последнее время имеют тенденцию к снижению.
В обобщенном виде типы расхождений можно представить тремя основными блоками: методологические, технические и ассоциируемые с умышленным искажением декларируемых сведений.
3
Таблица 2. Сравнительная таблица данных импорта Российской Федерации и экспорта важнейших стран-партнеров за 2001 - 1 полугодие 2008 г., млн.дол. США
№ п/п |
| 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
I полугодие | II полугодие | I полугодие | |||||||||
1 | Экспорт ФОБ стран-партнеров поданным МВФ | 43 386 | 52 839 | 58 046 | 75 797 | 102 316 | 129 431 | 164 032 | 69 824 | 94 208 | 98 029 |
2 | Импорт СИФ по данным ФТС России | 33 884 | 41 880 | 46 173 | 57 347 | 75 569 | 98 707 | 137 740 | 56 917 | 80 822 | 84 866 |
3 | Импорт по данным ФТС России, приведенный к условиям поставки ФОБ | 32 688 | 40 326 | 44 409 | 55 218 | 72 801 | 94 716 | 132 082 | 54 564 | 77518 | 81 394 |
4(3-1) | Расхождения (импорт ФОБ России минус экспорт стран-партнеров) | -10 697 | -12 514 | -13 637 | -20 579 | -29 515 | -34 715 | -31 950 | -15 260 | -16 690 | -16 635 |
5(4:1x100) | Расхождении в процентах к экспорту ФОБ стран-партнеров | -25 | -24 | -23 | -27 | -29 | -27 | -19 | -22 | -18 | -17 |
* ФОБ (англ. fob -free on board - свободен на борту) - обозначение условии поставки товара в договоре международной купли-продажи, согласно которому в его цену включается стоимость и расходы по его доставке и погрузке на борт судна.
** СИФ (англ. insurance, freight - стоимость, страхование, фрахт) обозначение условий поставки товара в договоре международной купли-продажи, согласно которому в цепу товара включаются, помимо его стоимости, расходы по страховке и транспортировке до места назначения.
3
Первые (методологические) имеют место из-за различных стандартов определения статистической стоимости импортируемых и экспортируемых товаров (условия поставки СИФ и ФОБ, соответственно); использования контрагентом принципа «специальной системы торговли» в отличие от применяемой в нашей стране «общей системы торговли», что приводит к возникновению временных лагов и повышает вероятность неверного указания страны происхождения товара; специфики регистрации ряда товаров, в частности, золота, бункерного топлива, рыбы, выловленной в открытом море.
Технические расхождения нередко случаются в связи с пересчетом стоимости товара в единую валюту с использованием различных курсов, указанием в качестве торгового партнера страны — держателя контракта (вместо пары «страна происхождения - страна назначения»), несоответствием «порогов» статистического учета, различиями в подходах к операциям физических лиц и рядом других обстоятельств.
Умышленное искажение данных состоит, как правило, в использовании импортерами целого ряда схем по недостоверному декларированию сведений о ценах, количестве, стране происхождения, номенклатуре ввозимых изделий, обеспечивающих полный или частичный уход от таможенных платежей.
В целом анализ показывает, что последние причины играют превалирующую роль в искажении таможенных данных об импорте товаров. Причем свыше двух третей суммарной несогласованности формируется за счет товаров потребительского характера (ранее их доля превышала 80%).
Интересно, что составителям макростатистики в любом случае приходится «препарировать» таможенный импорт для трансформации его в общеэкономический индикатор. Общий импорт, который фигурирует в платежном балансе и системе национальных счетов, отражает не только зафиксированные таможней потоки, но и все остальные международные трансакции безотносительно к факту их фиксации или нефиксации таможенной службой. В этом заключается сложность определения объема общего импорта и необходимость его косвенной оценки с использованием соответствующих моделей.
Действующая модель расчета (см. рис. 1) позволяет на квартальной основе составлять показатели неучтенного ввоза, используя при этом наиболее актуальную и доступную на момент проведения расчетов информацию по группам товаров.
Рис. 1. Модель оценки нерегистрируемого импорта товаров
То - розничный товарооборт, Пр - Производство, ПП - Промежуточное потребление, Эксп -Экспорт, Имп - Официальный импорт, Зи - Изменение запасов.
Схема расчета по потребительским товарам строится на косвенных данных внутренней статистики и сводится к сопоставлению розничных продаж с ресурсами отечественного производства и чистого (за вычетом экспорта) официального импорта.
Что касается расхождений по промежуточным и инвестиционным товарам, то описанный выше метод расчета не применим, поскольку для этих групп товаров сложный статистический инструмент - таблицы «Ресурсы - использование» составляется с огромным отставанием и не может своевременно подтвердить наличие или отсутствие недоучета по кругу товаров, не торгуемых в розницу. Поэтому практически задача дооценки непотребительского импорта решается с использованием показателей зеркальной статистики за последний имеющийся год.
Расчеты нерегистрируемого импорта с использованием приведенной модели, определившие прекращение роста и стабилизацию его стоимости в 2006 г. на уровне предшествующего года, показывают также абсолютное сокращение неучтенного ввоза в 2007 году.
Рис. 2. Сопоставление данных экспорта стран-партнеров и общего импорта ФОБ за 2001 - 2007 годы, млрд дол. США
Показатели общего импорта товаров (таможенные данные плюс оценки) обнаруживают существенно меньшие отличия от данных стран-партнеров, что подтверждает корректность используемой оценочной модели.
Причин «теневого» импорта достаточно много. Одной из них является сравнительно высокий уровень таможенных платежей. Для уменьшения размера уплачиваемых таможенных платежей участники ВЭД либо уменьшают стоимость товаров, либо их реальное количество.
В среднем 2/3 нарушений при прохождении российского импорта через таможенную границу вызваны занижением цены и количества ввозимых товаров, что означает значительное непоступление таможенных пошлин и налогов в бюджет страны. Наибольшие потери российского бюджета связаны с импортом из Германии, Китая, Польши и Италии, по которым масштабы занижения таможенной стоимости превышали 2/3 стоимости импорта[6].
Также таможенная статистика неадекватно отражает импорт физических лиц. Этот вид импорта достиг беспрецедентно больших объемов. Нерегистрируемый беспошлинный импорт — это товары, ввозимые физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты (до 1000 долл. США и 50 кг) и товары, перемещаемые через таможенную границу в упрощенном (льготном) порядке (от 1000 до 10000 долл. США и от 50 до 250 кг). Размеры этой части импорта определяются путем соответствующего досчета, который осуществляется Центральным Банком России на основе сопоставления розничного товарооборота на внутреннем рынке и объемов поступления товарных ресурсов по учтенным каналам по данным Федеральной службы статистики. Стоимость товаров, ввезенных физическими лицами за 1994-2008 гг., составила около ¼ от официальной оценки импорта России по методологии платежного баланса. Самых больших значений эта доля достигла в 1996 г. — 31%, в 1999 г. она упала до самого низкого уровня — 23%, в 2001 г. составляла 23,5% и оставалась, примерно на том же уровне и в последующие годы. Большое значение показателя в 1996 объясняется большим размером беспошлинной квоты в то время.
Ввоз товаров физическими лицами в пределах установленных беспошлинных квот — это полулегальный канал поступления товаров без регистрации таможенными органами. Использование таможенных льгот для физических лиц превратило этот бизнес в один из самых распространенных способов провоза «серого» импорта. Крупные фирмы, организовавшие бизнес на беспошлинном ввозе товаров под видом физических лиц, провозят товары в крупных объемах, дробя их на мелкие партии. Каждая партия оформляется по доверенности на подставное физическое лицо. Импортируемые по такой схеме потребительские товары в зависимости от размера партии ввозятся беспошлинно, или облагаются пошлинами по льготным ставкам.
На «серый» импорт потребительских товаров приходится, по разным оценкам, 80-90% общего объема этого вида торговли. Таким образом, мелкий бизнес превратился в прикрытие «серого» импорта. С учетом «серого» импорта оценка «теневого» импорта существенно возрастает, поскольку при оценке «теневого» импорта должны суммироваться обе составляющие: незарегистрированный таможней импорт (превышение экспорта партнеров над импортом) и «серый» импорт физических лиц.
Негативные последствия такого положения сказываются не только в том, что федеральный бюджет теряет доходы. Не менее важно и то, что нарушаются условия равноправной конкуренции внутри страны, создаются серьезные препятствия для развития внутреннего производства. «Теневой» импорт затрудняет реализацию регулирующей функции таможенной системы, сводит на нет эффективность тарифной политики государства.
Факты «теневого» импорта многочисленны. 04 апреля 2006 года сотрудниками оперативных подразделений Шереметьевской таможни был выявлен факт перемещения товаров через таможенную границу РФ с нарушениями действующего законодательства. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий было установлено следующее: в Шереметьевскую таможню были поданы документы на груз, согласно которым некая фирма-импортер перемещала через таможенную границу РФ мягкие контактные линзы для коррекции зрения в количестве 19 мест общим весом 153 кг. Однако в ходе таможенного досмотра груза было установлено, что количество контактных линз во флаконах превышает заявленное на 3700 шт., а количество линз в индивидуальных пластиковых упаковках — на 24858 шт.
Главное управление по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы России (ГУБК ФТС России) подвело итоги спецоперации «Гиацинт», проведенной в феврале — марте 2006г. по всей стране и направленной на выявление нарушений при перемещении через таможенную границу цветочной продукции. Данный сегмент рынка является привлекательным для недобросовестных предпринимателей и позволяет незаконно получать значительный доход, используя лазейки в таможенном законодательстве, в том числе заявление таможенному органу недостоверных сведений при оформлении ввозимой продукции, что выражается в занижении стоимости перемещаемой партии цветов или выдача по документам одного вида товара за другой с более низкой ставкой импортной пошлины. В ходе операции сотрудниками таможни выявлены новые схемы и каналы незаконного ввоза цветочной продукции в Россию, а в отношении недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности возбуждено 2 уголовных дела по ст. 188 УК РФ (контрабанда) и более 50 дел об административных правонарушениях. В результате проведённых мероприятий объём цветочной продукции, прошедшей таможенное оформление, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 34%, стоимость — на 50%, сумма взысканных таможенных платежей возросла на 41%, в федеральный бюджет перечислено около 17 млн. долл. США.
Одна московская фирма использовала достаточно банальную схему уклонения от уплаты таможенных платежей, заключающуюся в занижении количества перемещаемых товаров. Таможенникам удалось установить маршрут следования контрабандного груза, в результате чего на таможенном посту «Хыркасы» Чувашской таможни (в зоне деятельности Приволжского таможенного управления) было задержано две большегрузных фуры, следующих из Китая в Москву по процедуре международных дорожных перевозок. По предварительным подсчётам 17,5 тыс. пар обуви не было задекларировано, причём часть товара была сокрыта в тайнике, оборудованном в одном из грузовиков. Стоимость задержанного товара составляет более 2,5млн. руб. Товар следовал в адрес московской фирмы, осуществляющей оптовую торговлю товарами народного потребления.
Другое задержание произведено на подступах к столице — в Сергиевом Посаде, где при проверке четырех контейнеров оказалось, что вес каждого из них был занижен на несколько тонн, а общая стоимость незадекларированного товара превысила 3 млн. долларов США.
Значительный ущерб федеральным доходам наносит коррупция в самих таможенных органах. В отношении должностных лиц таможенных органов в 2008 году возбуждено 216 уголовных дел, по которым проходят 155 человек. Привлечено к уголовной ответственности 107 должностных лиц. За аналогичный период 2007 года данные цифры соответственно составили 192, 188 и 80.
В марте 2007 года Управлением собственной безопасности при содействии правоохранительных органов Финляндии и Великобритании пресечена деятельность преступной группировки (с участием таможенников), которая организовала незаконный ввоз в Россию дорогостоящих моторных яхт. Деятельностью преступной группы государству нанесен ущерб в размере 1 млн. долларов США. В отношении участников данной преступной группы возбуждены уголовные дела.
В январе 2008 года от руководителей одной из коммерческих фирм, занимающихся реализацией парфюмерии, получена информация о вымогательстве со стороны сотрудников Центральной оперативной таможни 200тыс. долларов США за прекращение проверки в отношении указанной фирмы. При получении взятки в размере 30 тысяч долларов США данные сотрудники были задержаны с поличным.
Приведенные данные говорят о размахе «теневого» импорта и необходимости мер по его снижению.
Таким образом, причинами «теневого» импорта являются:
высокие таможенные тарифы и пошлины;
«пробелы» российского законодательства, позволяющие занижать стоимость и количество ввозимого товара;
неадекватное отражение статистики импорта физических лиц.