Статистика теневого импорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Будучи составной частью экономической статистики, та­моженная статистика как элемент основ таможенного дела изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в различных направлениях оперативной и обеспечивающей деятельности таможенного ведомства, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и наруше­нием таможенных правил, неторговым оборотом, валют­ным контролем и т.д.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы статистики внешнеэкономической деятельности
1.1. Таможенная статистика внешней торговли: понятие, цели и общая характеристика. Специальная таможенная статистика
1.2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и функции таможенных органов по ее ведению
2. Методология статистики «теневого» импорта
2.1. Развитие теории и практики использования макроэкономических показателей в расчете элементов теневой экономики
2.2. Зеркальные сопоставления импорта в статистике внешней торговли
3. Причины и возможности сокращения «теневого» импорта
3.1. Анализ причин «теневого» импорта
3.2. Основные направления снижения «теневого» импорта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - Статистика теневого импорта.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

3.2. Основные направления снижения «теневого» импорта

Проблема экономической безопасности бизнеса на сегодняшний день актуальна, «теневой» импорт переполняет страну. Это общегосударственная проблема, она касается реформирования законодательства, решения проблем правоприменительной практики, усовершенствования Таможенного кодекса, борьбы с коррупцией и прочее. По оценкам Центрального банка РФ, объем «теневого» импорта в России составляет 12,5 млрд долларов в год, это продукция из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Турции. Неучтенный импорт по отдельным видам продукции в 2-2,5 раза превышает отечественное производство. При этом предприятия легкой и текстильной промышленности – одни из тех, кто наиболее страдает от проникновения на российский рынок контрафактной продукции. В России продолжается процесс вытеснения отечественных товаров с российского рынка, сегодня их объем на этом рынке составляет менее 20%. Этот процесс происходит на фоне роста емкости российского рынка.

В связи с этим, на сегодняшний день главной задачей является формирование прозрачного внутреннего рынка продукции отечественной промышленности, на который основная масса товаров поступала бы по контрактам и договорам. Для создания такого рынка нужно использовать механизмы таможенного регулирования, «регулирования импорта и торговли по масштабам и структуре». Целесообразно также подготовить решение Правительства РФ по квотированию на несколько лет импорта на территорию России из Китая, Турции, Кореи.

Необходимо внести изменения в ст. 282 ТК РФ, предусматривающих снижение стоимостного предела для ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами для личного пользования. Также непросто обеспечить исполнение действующих законодательных норм по защите рынка товаров от «серого» импорта и производства, что ставит в неравные конкурентные условия отечественных производителей.

Торговая политика Российской Федерации как один из компонентов благоприятного инвестиционного климата должна быть нацелена на то, чтобы дать отечественным производителям возможность стабильного сбыта товаров на внутреннем рынке. Необходима также радикальная перестройка всей системы работы по проведению стандартизации, экспертизы и сертификации выпускаемой продукции.

Одна из острейших проблем российской промышленности – неравные с импортерами конкурентные условия для отечественных производителей, которые сложились на нашем рынке. В первую очередь речь идет об импортерах – нарушителях законодательства о внешнеторговой деятельности, которые ввозят товары по «серым» и «черным» схемам и не платят пошлин и налогов, что позволяет им реализовывать товар по демпинговым ценам. Пока российский рынок заполнен импортным демпинговым товаром, говорить о развитии отечественной промышленности сложно.

Российский товарный рынок очень емкий, но «сегодня Россия стала мировой барахолкой, на которую везут весь бросовый товар, не допущенный на рынки ведущих мировых стран». При сворачивании производств страна теряет рабочие места, что осложняет социальную обстановку во многих небольших городах, кроме того, бюджет недополучает огромные средства от налогов и пошлин. Эти потери оцениваются более чем в 5 млрд долларов в год.

Для решения проблем российской промышленности, использования имеющихся производственных мощностей и сырьевых возможностей не менее половины российского рынка должно заполняться продукцией отечественного производства. Кроме того, необходимо постоянно вести работу по пресечению нарушений на таможне и в торговле, по урегулированию уплаты торговцами и экспортерами налогов и пошлин. Необходимо привести требования по безналоговому ввозу товаров физическими лицами в соответствие с мировой практикой, когда без уплаты налогов разрешен ввоз товаров на сумму в 500 долларов. При этом нужно ограничить число таких ввозов до 1-2 в квартал. Также необходимо совершенствовать систему предотвращения продаж нелегального товара, разработать меры по уничтожению контрабанды и контрафакта, усилить контроль качества товаров на границе на основе соблюдения обязательных требований и стандартов. На основе мониторинговой оценки состояния рынка следует проводить таможенную политику, стимулирующую экспорт отечественных товаров.

В целях совершенствования законодательства в сфере российской промышленности необходимо разработать специальный закон о потребительском рынке, а также торговый кодекс РФ. Так считают многие российские экономисты и практики[7]. В связи с этим надо привлекать инвесторов вкладывать средства в развитие отечественной промышленности, «пускать в страну не товар, а деньги».

Помимо регулирования таможенно-тарифной политики необходимо добиваться того, чтобы российская продукция стала конкурентоспособной.

Таким образом, к мерам по снижению «теневого» импорта можно отнести следующие:

      совершенствование методик оценки «теневого» импорта;

      формирование прозрачного внутреннего рынка продукции отечественной промышленности, на который основная масса товаров поступала бы по контрактам и договорам;

      внести изменения в ст. 282 ТК РФ, предусматривающих снижение стоимостного предела для ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами для личного пользования;

      обеспечить исполнение действующих законодательных норм по защите рынка товаров от «серого» импорта и производства;

      дать отечественным производителям возможность стабильного сбыта товаров на внутреннем рынке;

      необходимо вести работу по пресечению нарушений на таможне и в торговле, по урегулированию уплаты торговцами и экспортерами налогов и пошлин;

      необходимо совершенствовать систему предотвращения продаж нелегального товара, разработать меры по уничтожению контрабанды и контрафакта, усилить контроль качества товаров на границе на основе соблюдения обязательных требований и стандартов;

      проводить таможенную политику, стимулирующую экспорт отечественных товаров;

      совершенствование законодательства в сфере российской промышленности;

      повышение конкурентоспособности российской продукции.

 


Заключение

Перед исследователем в данной курсовой работе была поставлена цель проведения анализа «теневого» импорта и методик их статистической оценки.

Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:

1.      Изучены теоретические основы статистики внешнеэкономической деятельности.

2.      Дан анализ методологии статистики «теневого» импорта.

3.      Дан анализ причин и возможностей сокращения «теневого» импорта.

В России в соответствии с действующим законодательством ведение статистики внешней тор­говли осуществляется Федеральной таможенной службой. Генерируемые ею данные об импор­те товаров важны и для организации бюджетного цикла, и для формирования макроэкономиче­ской статистики — платежного баланса, системы национальных счетов. Именно поэтому корректность сведений о ввозе товаров из-за рубежа с точки зрения их полноты, достоверности и методологической состоятельности представляет особую важность.

Важность учета «теневого» импорта обуславливается его огромными потоками и влиянием на экономику России.

Причинами «теневого» импорта в России являются:

      высокие таможенные тарифы и пошлины;

      «пробелы» российского законодательства, позволяющие занижать стоимость и количество ввозимого товара;

      неадекватное отражение статистики импорта физических лиц.

К мерам по снижению «теневого» импорта относятся следующие:

      совершенствование методик оценки «теневого» импорта;

      формирование прозрачного внутреннего рынка продукции отечественной промышленности, на который основная масса товаров поступала бы по контрактам и договорам;

      внести изменения в ст. 282 ТК РФ, предусматривающих снижение стоимостного предела для ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами для личного пользования;

      обеспечить исполнение действующих законодательных норм по защите рынка товаров от «серого» импорта и производства;

      дать отечественным производителям возможность стабильного сбыта товаров на внутреннем рынке;

      необходимо вести работу по пресечению нарушений на таможне и в торговле, по урегулированию уплаты торговцами и экспортерами налогов и пошлин;

      необходимо совершенствовать систему предотвращения продаж нелегального товара, разработать меры по уничтожению контрабанды и контрафакта, усилить контроль качества товаров на границе на основе соблюдения обязательных требований и стандартов;

      проводить таможенную политику, стимулирующую экспорт отечественных товаров;

      совершенствование законодательства в сфере российской промышленности;

      повышение конкурентоспособности российской продукции.

В зарубежной практике в качестве основного метода учета ненаблюдаемых статистических явлений принят монетарный метод. Монетарный метод основан на пред­положении, что в нормальных экономических условиях при низкой инфляции и неизменной скорости обращения денег динамика производства ВВП должна совпадать с динамикой прироста денежной массы.

В условиях России монетарный метод не мог быть использован, так как его результаты, зависят от выбранного базисного периода, в кото­ром полностью отсутствовала бы теневая составляющая макроэкономических показателей, а такой период трудно выделить. Кроме того, монетарный метод предполагает, что все теневые операции производятся в наличной на­циональной валюте. Это требование в условиях современ­ного экономического развития России не может быть вы­полнено.

Учитывая специфику России, была предложена концепция определения объема теневых потоков на базе Системы национальных счетов (СНС). Именно данная модель используется для прогнози­рования экономической ситуации страны. СНС предус­матривает взаимосвязь всех макроагрегатов, что обеспе­чивает их комплексный анализ; а также взаимодействие трех стадий движения стоимости товаров и услуг, что по­зволяет проследить процесс возникновения теневых со­ставляющих на каждой стадии. Выявление теневых потоков на каждой стадии движе­ния стоимости требует некоторого изменения структуры счетов: добавление к каждой «официальной» статье ее теневой составляющей.

Одним из основных методов оценки качества данных об импорте и выявления теневых потоков являются так называемые «зер­кальные» сопоставления, т. е. сопоставления данных об импорте с соответствующей встречной ин­формацией стран-партнеров (для российского импорта - это данные об экспорте этих стран в Россию). Правомерность такого подхода обуславливается единством международных правил составления та­моженной статистики, независимостью составителей друг от друга, доступностью сводной информа­ции из официальных источников государств и международных организаций.

Показатели общего импорта товаров (таможенные данные плюс оценки) обнаруживают сущест­венно меньшие отличия от данных стран-партнеров, что подтверждает корректность используемой оценочной модели.

 

 


Список использованной литературы

1.      Бекяшев К. А. Таможенное право : учебник / К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008.

2.      Блохин С.В. Направления укрепления экономической безопасности России в современных условиях: Дисс... канд. экон. наук. - М., 2006.

3.      Буторин В.К., Ткаченко А.Н., Шипилов С.А. Основы экономической безопасности. В 3-х томах. - Кемерово; М., 2007.

4.      Градов А. П. Национальная экономика : учеб. пособие для вузов. СПб: Питер, 2007.

5.      Гусев В. С. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2008.

6.      Дмитриев Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / Ю. А. Дмитриев, М. А. Шапкин. - 6-е изд., стереотип. - М.: Омега-Л, 2008.

7.      Коник Н. В. Таможенное дело : учеб. пособие / Н. В. Коник. - М.: Омега-Л, 2008.

8.      Молчанова О. В.    Таможенное дело : учеб. пособие для вузов / О. В. Молчанова, М. В. Коган. - 2-е изд., доп. и испр. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.

9.      Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Е.А. Олейникова. - М., 2007.

10. Правоохранительные органы / М. Б. Смоленский, А. М. Карапетян. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.

11. Правоохранительные органы : учеб. для вузов / под ред. О. А. Галустьяна, А. В. Ендольцевой, А. П. Кизлыка . - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, Закон и право, 2007.

12. Правоохранительные органы : учеб. для вузов / под. ред. О. А. Галустьяна, А. В. Ендольцевой, А. П. Кизлыка. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2008.

13. Правоохранительные органы Российской Федерации : учеб. для вузов / под. ред. В. М. Семенова, В. А. Байдукова. - М. : Норма, 2007.

14. Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: теория, методология, воспроизводство: Дисс... докт. экон. наук. - Воронеж, 2003.

15. Таможенное право : учебник для образовательных учреждений МВД России / под ред. М. М. Рассолова, Н. Д. Эриашвили. - М. : Юнити : Закон и право, 2007.

16. Толкушкин А. В. Таможенное дело : учеб. для вузов / А. В. Толкушкин. - М. : Юрайт, 2008.

17. Халипов С. В.   Таможенное право : учеб. для вузов / С. В. Халипов. - М. : Юрайт, 2007.

18. Экономическая и национальная безопасность : учеб. для вузов / Под ред. Е. А. Олейников. -М. : "Экзамен", 2006. 

Информация о работе Статистика теневого импорта