Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:39, реферат
Теневая экономика - явление, которое возникло отнюдь не вчера. Однако хотя ее изучением экономисты занимаются уже не одно десятилетие, долгое время она находилась для них как бы «в тени» более важных вопросов И только в последние годы минувшего XX века эта тема стала стремительно набирать популярность как за рубежом, так и, в особенности, в нашей стране.
Глава I. Масштабы и формы теневого рынка……….3
• Сущность теневой экономики
• Структура теневой экономики.
Глава II. Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия…..17
Заключение………………………………………………...30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
КАФЕДРА
“ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ И РЫНКОВ”
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: “Статистика черного импорта”
Выполнила: Шевченко М.Е
Группа 22
Проверила: Рахматулина З.С
Челябинск 2010
Содержание
Глава I. Масштабы и формы теневого рынка……….3
Глава II. Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия…..17
Заключение………………………………………………..
Глава I . Масштабы и формы теневого импорта в России
Теневая экономика - явление, которое возникло отнюдь не вчера. Однако хотя ее изучением экономисты занимаются уже не одно десятилетие, долгое время она находилась для них как бы «в тени» более важных вопросов И только в последние годы минувшего XX века эта тема стала стремительно набирать популярность как за рубежом, так и, в особенности, в нашей стране. Впрочем, и сейчас обобщающих работ по этой тематике в России пока довольно мало, причем практически все они имеют довольно «узкий горизонт» - рассматривают теневую экономическую деятельность исключительно как феномен современной эпохи.Мы попытаемся взглянуть на теневую экономику в более широком ракурсе По нашему мнению, теневая экономика есть органический компонент развития экономических систем, поэтому в нашей брошюре она будет рассматриваться в основном с позиции экономической компаративистики.
Прежде чем анализировать это явление, сформулируем исходные принципы нашего исследования как мы понимаем сущность теневой экономики, как ее структурируем и насколько вообще правомерно искать какие-либо закономерности в экономике, находящейся вне закона
Сущность теневой экономики. Система национального счетоводства отражает те экономические потоки, которые регистрируются официальной статистикой, отражаются отчетной документацией Однако существуют многочисленные и разнообразные виды экономической деятельности, которые не находят отражения в официальной статистике или вообще
никак не документируются Эти явления называют по-разному «подпольная экономика» (underground economy), «неформальная экономика » ( i n f o rmal economy), «вторая экономика » (second economy), «теневая экономика» (shadow economy) и т. д. Последнее из перечисленных названий стало в отечественной литературе общепринятым и наиболее общим.
Сущность теневой экономики можно определить с разных точек зрения. Как правило, используется экономико-статистический подход: теневая экономика (ТЭ) — это все виды экономической деятельности, которые официально не учтены, не отражены в официальной статистике (т. е. это экономика, укрытая от статистического учета).
Возможны и иные подходы к определению сущности ТЭ. С юридической точки зрения, теневыми можно называть экономические процессы, идущие вразрез с правовыми нормами (укрываемые от «ока закона»). С точки зрения этики, теневой называют экономическую деятельность, нарушающую общепринятые моральные нормы (укрываемую от морального осуждения).
Нетрудно заметить, что хотя все перечисленные определения по-разному очерчивают границы теневой экономики, но согласованно отмечают главный ее признак — скрытый характер. В экономическом анализе за основу берется экономикостатистическое определение ТЭ.
Структура теневой экономики. Масштабы и характер деятельности в сфере ТЭ варьируются в очень широких пределах - от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (вроде наркобизнеса), до бутылки водки, которой «награждают» водопроводчика за починенный кран. Если попытаться типологизировать теневую деятельность, приняв за основной критерий ее отношение к «белой» (официальной) экономике, то вырисовываются три сектора ТЭ:
1) вторая («беловоротничковая») теневая экономика,
2) серая (неформальная) теневая экономика и
3) черная (подпольная) теневая экономика.
Если серая экономическая деятельность в основном одобряется гражданами, то черная всегда служит мишенью для всеобщего осуждения. Черной теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, которые полностью исключены из нормальной экономической жизни,
поскольку считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но и производство. В современной литературе внимание концентрируется прежде всего на экономике организованной преступности. Таким образом, черная теневая экономика (экономика преступности, прежде всего организованной3) — это запрещенная законом (нелегальная) экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг (организация наркобизнеса, проституции, азартных игр, рэкета и т. д.). Черная ,ТЭ обособлена от «белой» еще в большей степени, чем серая
ТЭ, хотя на уровне «большого бизнеса» может наблюдаться
их взаимопереплетение.
Ослабление государственного регулирования внешней торговли в 90-е годы в условиях неэффективного действия рыночных механизмов способствовало развитию в этой сфере ряда негативных тенденций, которые до сих пор не изжиты. Одна из таких тенденций – рост теневого импорта товаров и услуг.Наводнение внутреннего рынка дешевыми товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, т.е. не облагаются, или не полностью облагаются таможенными пошлинами и не проходят должного контроля качества, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Условия добросовестной конкуренции на внутреннем рынке России грубо нарушаются, что ведет к вытеснению отечественного производителя с рынка, особенно в таких отраслях промышленности как обувная, кожевенная, текстильная, швейная и др.
Принятие нового таможенного кодекса не привело к кардинальному улучшению ситуации в этой области. Выборочные проверки выявляют широко распространенную практику многократного занижения таможенной стоимости в грузовых таможенных декларациях, ввоз больших партий товаров без всякого оформления на таможне. Хроника работы таможенной системы за последнее десятилетие свидетельствует о массовых нарушениях тарифно-таможенного контроля, о широком распространении коррупции.1 Засилье теневого импорта вызывает озабоченность не только в государственных структурах, но и среди самих участников ВЭД, которые инициировали ряд комплексных исследований с целью выявить причины живучести “цветных” схем в сфере импорта.2 Признавая обвинения в коррумпированности таможенной системы, новый глава Федеральной таможенной службы А.Жерихов ссылается на коррумпированность российского бизнеса и низкий уровень правосознания участников внешнеэкономической деятельности.3
Для повышения эффективности таможенного контроля необходимо располагать возможно более полной реальной картиной положения в этой области. Материалы контрольных рейдов и отраслевых исследований не могут дать такой картины, поскольку они выявляют лишь отдельные разрозненные эпизоды деятельности таможенной системы или положение в отдельных отраслях. Оценить общие масштабы теневого импорта, как в целом, так и по товарам и товарным группам, по странам- партнерам, а также по формам фальсификации таможенной стоимости, можно только на основе анализа таможенной статистики внешней торговли, обобщающей и систематизирующей данные более двух миллионов грузовых таможенных деклараций, заполняемых непосредственными участниками внешнеторговой деятельности. При этом таможенная статистика предоставляет исследователю данные, как о количестве, так и о стоимости всех ввозимых товаров с разбивкой по дробным товарным позициям.
Один из возможных подходов к статистическому анализу проблем теневого импорта - использование так называемой “зеркальной статистики” экспортно-импортных товаро-потоков, т.е. сопоставление данных таможенной статистики РФ о российском импорте товаров с данными стран-партнеров об экспорте тех же товаров в Россию. Сопоставление позволяет рассматривать каждый отдельный товаропоток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. Расхождения в оценках сверх принятых допущений может указывать на несогласованность статистического учета в странах-партнерах, но чаще всего они свидетельствуют о нарушениях таможенного контроля и учета. Принципы построения таможенной статистики РФ и ОЭСР определены с учетом рекомендаций Статистического бюро ООН, направленных на гармонизацию национальных концепций и процедур таможенного учета. Принята единая товарная классификация, ведется согласование по вопросам определения таможенной территории, охвата товаропотоков и т.п. Вследствие этого данные таможенной статистики РФ и ОЭСР могут в целом рассматриваться как сопоставимые, несмотря на сохранение ряда национальных особенностей таможенного учета.
На макроуровне
Возможности сопоставительного подхода иллюстрирует сравнение российского импорта из десяти стран – важнейших торговых партнеров с экспортом этих стран в РФ. На долю этих десяти стран приходится около половины внешнеторгового оборота и 47% импорта России. Сравнение российского импорта по статистике ГТК РФ с экспортом стран-партнеров в РФ по статистике ОЭСР показало, что за четыре года (2003-2006) Россия импортировала из 10 стран товаров на сумму 81,7 млрд долл., тогда как таможни этих стран зарегистрировали экспорт в Россию, равный 119,5 млрд долл., то есть российские импортеры не отразили в таможенных декларациях 37,8 млрд долл., что составляет 46% от учтенного импорта (см. таблицу 1).
Таблица 1
Сопоставление импорта РФ с экспортом 10 стран-партнеров в РФ
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Сумма за 4 года | |
1. Импотр в Россию из 10 стран, по данным ГТК РФ,млрд.долл |
13,8 |
18,6 |
22,1 |
27,2 |
81,7 |
2. Экспорт из 10 стран в Россию, по данным ОЭСР, млрд долл |
19,9 |
27,2 |
31,0 |
41,4 |
119,5 |
3. Абсолютное отклонение (1)-(2) млрд. долл |
-6,1 |
-8,6 |
-8,9 |
-14,2 |
-37,8 |
4. Соотношение экспорт/импорт, (2) / (1) , % |
144 |
146 |
140 |
152 |
146 |
Предполагается, что оценки стоимости импорта и корреспондирующего экспорта не должны быть абсолютно равными. Расхождения могут быть обусловлены, во-первых, разницей в ценах импорта и экспорта. Внешнеторговая статистика международных организаций исходит из того, что стоимость экспорта товаров на условиях ФОБ в среднем на 10% ниже стоимости импорта на условиях СИФ. Следовательно, с
учетом принятого допуска выявленные расхождения между стоимостью российского импорта и экспорта партнеров по международной статистике должны быть увеличены на соответствующую величину.
Во-вторых, разница в оценках импорта и экспорта может быть связана с календарными различиями в отправке и получении груза. Чтобы устранить влияние этого фактора, при сопоставлении наряду с годовыми использовались среднегодовые данные за четырех- и шестилетний период.
В-третьих, сопоставимость оценок товарных потоков в статистике разных стран зависит от согласованности товарных
классификаций. Однако выявленные расхождения не могут быть списаны и на этот фактор, поскольку используемая ГТК РФ система агрегирования и кодирования товаров полностью соответствует товарной классификации, принятой в статистике внешней торговли ОЭСР, что обеспечивает сопоставимость статистических данных без какой-либо перекодировки товаров.6
Наконец, столь значительные расхождения в оценках товарных потоков не могут быть хотя бы частично объяснены импортом, осуществляемым физическими лицами, поскольку ввоз, равно как и вывоз, физических лиц в данные таможенной статистики, как стран импортеров, так и стран экспортеров, как правило, не включается, он учитывается отдельно.7 Наблюдаемые расхождения в оценках импорта РФ и экспорта стран-