Статистика черного импорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:39, реферат

Краткое описание

Теневая экономика - явление, которое возникло отнюдь не вчера. Однако хотя ее изучением экономисты занимаются уже не одно десятилетие, долгое время она находилась для них как бы «в тени» более важных вопросов И только в последние годы минувшего XX века эта тема стала стремительно набирать популярность как за рубежом, так и, в особенности, в нашей стране.

Оглавление

Глава I. Масштабы и формы теневого рынка……….3
• Сущность теневой экономики
• Структура теневой экономики.
Глава II. Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия…..17

Заключение………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯстат.doc

— 526.00 Кб (Скачать)

Одним из наиболее эффективных  оперативно-розыскных мероприятий  по выявлению и пресечению каналов  контрабанды наркотиков является операция «контролируемая поставка». В 2005 г. таможенными органами организовано и проведено 56 «контролируемых поставок» международного и межрегионального уровня, в результате которых изъято 350 кг наркотиков, а также задержаны и привлечены к уголовной ответственности члены преступных группировок, причастные к незаконному обороту наркотиков.

В 2005 году была продолжена практика проведения специальных целевых и комплексных международных и межведомственных операций. В числе наиболее результативных и масштабных можно отметить специальные операции под кодовыми названиями «Апрельский марш», «Мак», «Поезд», а также «Канал-2005». Всего таможенные органы во взаимодействии с российскими и зарубежными коллегами приняли участие в организации и проведении 13 подобных операций, в рамках которых совместными усилиями из незаконного оборота было изъято около 3 тонн наркотиков. В ходе специальных мероприятий таможенными органами изъято 67 единиц оружия, 6237 патронов, 21 кг взрывчатых веществ. По выявленным фактам возбуждено 83 уголовных дела и 62 дела об административных правонарушениях.

Особое внимание оперативно-розыскных  подразделений при экспорте-импорте сосредоточено на выявлении и пресечении возможных каналов незаконного перемещения товаров, борьбе с недостоверным декларированием и контрабандой, преступлениями в кредитно-финансовой сфере. В основном, криминалитет сегодня пытается незаконно перемещать через российские границы автомобили, энергоресурсы, товары народного потребления, электротехнику и стройматериалы.

ФТС России начала планомерную  работу, направленную на усиление контроля за правильностью декларирования стоимости  бытовой техники и радиоэлектроники, пресечению их незаконного импорта. О повышении качества таможенного администрирования в данной сфере свидетельствует отчетливая тенденция к росту зарегистрированного импорта в Россию электробытовой техники и радиоэлектроники. Наиболее существенные изменения отмечаются в импорте мобильных телефонов. По предварительным данным, в январе-октябре 2005 г. официально зарегистрированный импорт составил 8,8 млн. штук на 642 млн. долларов, что больше аналогичных показателей прошлого года соответственно в 4 и 11 раз. Особенно активные изменения на этом рынке начались в июле 2005 года.

Одновременно с ростом количества декларируемых телефонов  происходил неуклонный рост их средних  цен. Так, средняя декларируемая  стоимость мобильных телефонов в ноябре по сравнению с июлем 2005 г. увеличилась в 5,7 раза (с 24 до 138 долларов за штуку), а таможенные платежи выросли в 16,8 раза (с 5,8 млн. до 97,3 млн. долларов). Аналогичные процессы происходят и с цветными и плазменными телевизорами. Средняя декларируемая стоимость плазменных телевизоров выросла в ноябре 2005 г. по сравнению с июлем в полтора раза - с 1000 до 1530 долларов, а таможенные платежи - в 3,7 раза (с 1,7 до 6,3 млн. долларов).

Активизировались действия правоохранительного блока таможенной службы по пресечению нелегальных каналов воза данных товаров. С сентября 2005г. проводится специальная операция «Плазма». В результате проведенных в рамках операции мероприятий по фактам контрабанды возбуждено 49 уголовных дел, выявлено более 750 нарушений таможенного законодательства, по которым предусмотрена административная ответственность, задержано товаров на сумму более 850 млн. рублей . Таким образом, можно говорить о первых результатах усилий таможенных органов по легализации рынка данных товаров группы риска.

Существует огромное количество схем ухода от платежей, и наиболее серьезная из них - использование  подложных товаросопроводительных документов. При такой схеме грузы  «идут» сразу с двумя комплектами  документов - настоящими и поддельными. При выезде из сопредельного государства предъявляются правильные документы, после этого они меняются, и на российской границе оформляются уже по подложным документам. Например, финские таможенники не скрывают, что 60% грузов из этой страны «идут» по подложным документам, то есть контрабандой. Часть из этих документов делается за границей, а часть в России. И когда осуществляется контроль на российской таможне, на этих поддельных документах уже есть соответствующие отметки о прохождении таможни сопредельного государства.

При импорте товаров  предпринимаются попытки занижения  таможенной стоимости, использования "фирм-однодневок" и т.д. Как  правило, в группу риска входят такие  высоко облагаемые налогами товары, как  обувь, одежда, мебель, электроника  и бытовая техника и т.п. При экспорте товаров усилия правоохранительного блока таможенной службы направлены на пресечение правонарушений при вывозе за пределы Российской Федерации леса и лесоматериалов, черных и цветных металлов, морских биоресурсов, противодействие незаконному возврату НДС при "ложном экспорте".

 

В настоящее время  информационные технологии контроля за перемещением грузов позволяют анализировать  товарные потоки и на ранней стадии выявить те поставки, которые могут  быть сопряжены с рисками для  экономики. В то же время по каналам международной правоохранительной сети CEN Регионального узла связи по правоохранительной работе со странами СНГ "RILO-Москва" осуществляется оперативный обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и Всемирной таможенной организацией о новых маршрутах перемещения контрабанды и способах её сокрытия. Именно такая информация в дальнейшем становится основой для проведения выборочных досмотров, оперативно - розыскных мероприятий и специальных операций.

Как наиболее эффективное  направление борьбы с контрабандой, недостоверным декларированием, уклонением от уплаты таможенных платежей зарекомендовало себя проведение совместных операций с другими правоохранительными ведомствами и зарубежными таможенными службами. На каналах экспорта - импорта в первом полугодии 2004 года были успешно проведены специальные операции "Одер", "Лес-3", "Метал-3", "Акциз", "Эдельвейс" и др.

Так, в целях пресечения незаконного ввоза и вывоза табачной и алкогольной продукции в  Северо-Западном, Южном и Центральном регионах была проведена спецоперация "Акциз", по результатам которой возбуждено 13 уголовных дел и 172 дела об административном правонарушении. В том числе проведен комплекс мероприятий по пресечению контрабандных поставок табачной продукции в страны Западной Европы. Выявлено 14 подобных фактов. В частности, в ходе международной операции совместно с таможенными службами Чехии и Германии перекрыт канал поставок табачных изделий в станы ЕС, установлены и задержаны участники международной организованной преступной группы.

В результате операции "Эдельвейс", проводимой в целях профилактики и пресечения недостоверного декларирования и уклонения от уплаты таможенных платежей при ввозе цветочной  продукции, ее среднестатистическая стоимость  за 1 кг при декларировании увеличилась на 35%, а таможенные платежи с 1 партии свежесрезанных цветов увеличились на 44% .

В дальневосточном регионе  существует проблема морских биоресурсов - ежегодно из России без соответствующего таможенного оформления уходит огромное количество этого товара. Так, согласно статистическим данным, только одного кальмара в первом полугодии 2005 года с территории России вывезли больше на 34 600%, чем за аналогичный период 2004 года! В действительности же под видом кальмара, который экспортируется беспошлинно, вывозится другой товар: возможно, краб, гребешок и так далее. По закону после вылова биоресурсов в море судно обязано вернуться в российский порт, пройти таможенное оформление, а затем уже отправляться за границу. Но кто же добровольно будет делать «крюк» в сотни километров? Кроме того, существует еще незаконный способ перегрузки выловленных биоресурсов с судна на судно прямо в открытом море.

Очень актуальна и  проблема незаконного вывоза леса - это один из самых криминогенных  товаров. Россия - один из ведущих мировых производителей и экспортеров леса и лесоматериалов. Не секрет, что часть лесной продукции вывозится за рубеж с нарушениями законодательства, тем самым наносится ущерб не только бюджету страны, но и экологической безопасности России. Проблема состоит в том, что таможенная служба просто не может учитывать объемы вывозимого леса, так как в России в настоящее время нет для этого методик. Сейчас таможенникам в пункте пропуска предоставляются сопроводительные документы на лес, и они вынуждены соглашаться с тем, что в них указано. Таможенник же - не контролер в прямом смысле - как проверить все вагоны, загруженные лесом-«кругляком» (необработанными бревнами)?

Например, в той же Финляндии лес учитывается по объемам выталкиваемой из резервуаров  воды при погружении туда конкретной партии «кругляка». А у нас пока в каждом вагоне за границу «уходят» от семи до десяти лишних кубометров леса. Хотя наработки в этой области существуют уже сейчас: на Дальнем Востоке придумали электронный способ учета древесины, при котором к каждому бревну прикрепляется электронный чип, содержащий информацию для контроля. А таможенники уже только считывают информацию. Пока это единичные партии, но к этому таможня придет в самое ближайшее время. Финансироваться эта система будет за счет тех, кто перемещает товар.

Одной из основных задач, возложенных на таможенные органы, является борьба с контрабандой культурных ценностей. За последнее десятилетие  таможенными органами пресечено  незаконное перемещение через границу  более 90 тысяч предметов, представляющих культурную и историческую ценность. С начала 2005 г. по фактам незаконного перемещения культурных ценностей таможенными органами возбуждено 174 дела об административных правонарушениях и 96 уголовных дел по статье «контрабанда» .

В последнее десятилетие  серьезную угрозу национальной безопасности России представляет увеличение потоков  незаконной иммиграции граждан третьих  стран через территорию России, попытки  оседания части из них в пограничных  регионах нашей страны и экономического освоения российской территории. Указанную проблему иногда называют проблемой «контрабандных людей». В настоящее время по различным оценкам в России находится от 500 до 1,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, большинство из которых проживают незаконно . Основными направлениями потоков незаконной миграции являются:

на въезд в Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-азербайджанский, российско-грузинский и российско-казахстанский  участки государственной границы, а также воздушные пункты пропуска г.г. Москвы и Санкт-Петербурга;

на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская  граница, граница с государствами  Балтии и Польши, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.

В условиях существования устойчивой тенденции к возрастанию количества иностранцев, ежегодно въезжающих на территорию Российской Федерации, незаконная миграция и связанные с ней процессы стали долговременными факторами, оказывающими все более заметное влияние на экономическую, социально-политическую, демографическую и криминальную обстановку в стране и, особенно в ее приграничных регионах. По экспертным оценкам, в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в строительстве и коммерческой сфере в 2003 году было занято от 3 до 5 миллионов нелегальных иностранных рабочих из Украины, Молдавии, Армении, Грузии, Азербайджана и Таджикистана, а также из Китая и Вьетнама.

При этом проведенные  исследования показывают, что из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной, люмпенизированной, с криминогенными тенденциями рабочей силой из соседних стран, которая, находясь на нашей территории, пользуется общественным продуктом, в то же время, не участвуя в экономической жизни Российской Федерации. Так, только в Москве и Московской области за последние годы сложились общины выходцев из Нагорного Карабаха, Армении, Азербайджана, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистана, Киргизии, Казахстана общей численностью в 200 - 300 тысяч человек. Имеются общины выходцев из Афганистана, Индии, Вьетнама, Нигерии и других стран дальнего зарубежья.

Опасность для Российской Федерации со стороны незаконной иммиграции заключается также в  том, что многие из иммигрантов, прибывая в поисках лучшей жизни, чувствуют свою безответственность и безнаказанность за пересечение государственной границы, что, в конечном счете, позволяет им организовывать незаконную коммерческую деятельность, включая торговлю оружием, наркотиками, переправку и транзит рабочей силы в страны Западной Европы. Неконтролируемая иммиграция приобрела угрожающий характер, поскольку умело используется криминогенной средой (контрабанда, трафик наркотиков, рэкет и т.д.).

Одной из структур участвующих  в противодействии незаконной миграции в Российскую Федерацию стала Пограничная служба ФПС России (в последующем ФСБ России), в частности входящие в ее состав органы пограничного контроля, осуществляющие пропуск через государственную границу лиц транспортных средств и грузов. Результаты служебно-боевой деятельности Пограничной службы показали, что за последние 10 лет количество задержанных на границе России нарушителей и незаконных мигрантов возросло в несколько раз. В их числе поимо граждан ближнего зарубежья оказались граждане более 33 государств, с которыми Россия не имеет даже общей границы.

 

Результаты анализа  визового режима Российской Федерации  и государств СНГ, а также практический опыт выявления и задержания органами пограничного контроля незаконных иммигрантов  в пунктах пропуска через границу позволил выявить тактику их проникновения в Российскую Федерацию. Ее характерными особенностями являются:

использование действительных национальных документов и российских виз, которые после въезда в Российскую Федерацию уничтожаются или прячутся. Вместо них для выезда из Российской Федерации в другие страны приобретаются чужие и поддельные документы, в т.ч. дающие право на безвизовое передвижение лиц по территории государств-участников СНГ;

получение российских виз  в российских консульских загранучреждениях за пределами территории государства своего гражданства или пребывания;

следование в составе  хорошо организованных и подготовленных групп, возглавляемых старшим (лидером), который обладает определенным знанием  русского языка (или некоторого набора слов) и владеющего обстановкой в пунктах пропуска, а также на маршруте передвижения;

применение маршрута въезда в Российскую Федерацию из страны своего гражданства или пребывания не напрямую, а с использованием в качестве транзита территории нескольких государств. Так, в 2003 году около 80% незаконных мигрантов из числа афганцев прибыли в Российскую Федерацию транзитом через государства-республики бывшего СССР, а около 20% - через Иран, Пакистан и Индию. Транзитные иммигранты из стран Ближнего и Среднего Востока предпочитают путь в Россию через республики Средней и Центральной Азии (в основном через Узбекистан и Таджикистан);

Информация о работе Статистика черного импорта