Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:19, курсовая работа
Статистическое изучение уровня цен и их динамики в промышленности имеет огромное значение, что связано с той важной ролью, которую играет цена в условиях рынка. Она выступает как чувствительный показатель экономической конъюнктуры, как оперативный обобщающий показатель.
1. Введение ………………………………………………………… 3
2. Экономическое понятие цены ………………………………... 5
3. Реформа цен …………………………………………………….. 11
4. Классификация цен …………………………………………….. 16
5. Динамика относительных цен потребительского
рынка России, структурные и инерционные
эффекты инфляции ……………………………………………. 23
6. Заключение ……………………………………………………… 35
7. Список литературы ……………………………………………... 36
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный открытый институт России»
______________________________
Факультет управления и права
Кафедра Теории
и практики государственного и муниципального
управления
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Студентки
группы Г-103С/2В
Рыжиковой
Светланы Николаевны
Статистика
цен
Проверил____________
Дата
________________
Оценка
______________
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
стр.
Введение
Представленная работа посвящена “Статистике цен”.
Проблема данного
Дальнейшее внимание к
вопросу о проблеме "Статистика
цен" необходимо в целях более
глубокого и обоснованного
Экономические реформы, направленные на переход России к рыночным отношениям, не могут быть успешными без глубокого научного изучения проблем формирования и развития рынка и его конъюнктуры, создания соответствующего методического и информационного обеспечения. При этом большое внимание должно уделяться анализу и прогнозированию развития различных секторов экономики, отраслей и сфер деятельности. Рост уровня цен существенно увеличивает издержки производства в тех отраслях, которые применяют ее продукцию в больших объемах, а также повышает цену ряда потребительских товаров. Поэтому в условиях переходного периода и нестабильности экономической ситуации предприятиям и государственным органам важно знать тенденцию изменения цен на продукцию, что вызывает необходимость внесения изменений в соответствующую информационную базу и выбора экономико-статистических методов, позволяющих определять закономерности изменения цен.
Вместе с тем, эти проблемы остаются еще недостаточно разработанными, поэтому в условиях перехода к рыночным отношениям исследование уровня и динамики цен на продукцию требует применения комплексных статистических методов анализа.
Предметом исследования явилась совокупность статистических показателей, характеризующих уровень и динамику цен производства и приобретения отдельных видов продукции.
Информационную базу исследования составили официальные фактические данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике .
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих российских и зарубежных ученых по вопросам статистического
изучения цен, экономико-статистического анализа, моделирования и прогнозирования рядов динамики.
Статистическое
Экономическое
понятие цены
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
Следовательно,
предприниматель при
Однако, в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.
Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.
Эта функция цен и их взаимодействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.
Далеко не все знают, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные , лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широко употребительными, в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения . С другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящий в единую синтетическую систему. Реально под одним наименованием «цена» существует, как упоминалось выше, множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.
Дать общее, единое определение понятия «цена» столь же сложно, как найти всеобщую дефиницию термина «деньги». Тем более что эти понятия тесно связаны между собой и что термин «цена» производен от слова «деньги».
Для потребителя, покупателя такое утверждение может показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, за вещь, за услугу.
Для продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе, эти естественные, эмпирические определения вполне корректны.
Однако подобные простейшие определения не дают ключ к пониманию, каковой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.
Простое наблюдение отдельных цен и даже покупки по этим ценам рождают скорее эмоциональное, чем объективно-научное восприятие. В обыденном сознании чаще всего рождается не только частное, узкое, но и искаженное видение цены.
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится по сути использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древний каменотес обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.
Появление товарных, а затем металлических и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже продавец и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.
Денежная цена расставляет, казалось бы, все по своим местам. Но возникает новая, на этот раз, видимо, вечная проблема: «Сколько же денежных единиц того или иного вида следует платить за единицу того или другого товара?» Короче говоря, пришлось задуматься о способе определения цены. И само понятие цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов ее установления, то есть механизм.
О ценах стали говорить и писать не столько с позиций их сути и назначения, сколько с точки зрения способов их формирования, определения.
Восприятие цены все более ассоциировалось с эпитетами, сопровождающими это слово: «государственная», «рыночная», «твердая», «договорная» и тому подобными. Смысл цены , так или иначе связывается с ценообразующими факторами, влияющими на ее величину.