Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:19, курсовая работа
Статистическое изучение уровня цен и их динамики в промышленности имеет огромное значение, что связано с той важной ролью, которую играет цена в условиях рынка. Она выступает как чувствительный показатель экономической конъюнктуры, как оперативный обобщающий показатель.
1. Введение ………………………………………………………… 3
2. Экономическое понятие цены ………………………………... 5
3. Реформа цен …………………………………………………….. 11
4. Классификация цен …………………………………………….. 16
5. Динамика относительных цен потребительского
рынка России, структурные и инерционные
эффекты инфляции ……………………………………………. 23
6. Заключение ……………………………………………………… 35
7. Список литературы ……………………………………………... 36
В рыночной экономике цена широко реализует свою балансирующую функцию. Она заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента товаров с учетом спроса.
Сущность
цены проявляется не только в балансирующей
функции. Государством широко используется
распределительная функция цены, которая
предполагает возможность распределения
и перераспределения произведенной стоимости
между отдельными отраслями и секторами
экономики, между различными регионами,
отдельными социальными группами населения
и т.д. Именно через эту функцию цены государство
в значительной мере решает социальные
проблемы общества.
Цена выполняет также критериальную функцию, поскольку является соизмерителем, с одной стороны, затрат, с другой — результатов труда. Соотношение между результатом и затратами характеризует эффективность затрат.
Не рассматривая подробно все функции цены в рыночном механизме хозяйствования, отметим лишь то, что они действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии и взаимосвязи. В тесной взаимосвязи действуют в сфере экономических отношений и различные виды цен, составляющие единую систему цен, которые можно классифицировать. Так, например, с учетом сферы товарного обращения выделяются оптовые (закупочные), цены производителей, розничные цены. Кроме того, цены можно классифицировать в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг, от уровня регулирования цен и т.д.
Статистика
изучает всю систему цен. Общеэкономические
условия и роль цен в условиях становления
рыночного хозяйственного механизма предопределили
роль статистики в общей информационной
системе.
Для получения объективной информации о ценовых процессах потребовалось решить две проблемы:
Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны формирования и движения цен. Она должна быть достаточно устойчива, но в период становления рыночных отношений необходимы ее динамичность и непрерывное совершенствование.
В этот период расширяется предложение, действует большое количество цен, что затрудняет получение информации о ценах на конкретные виды товаров, поэтому в системе показателей особое место занимают индексы цен, которые отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг. В связи с этим в системе показателей особое место занимают индексы цен на товары и услуги. В анализе движения цен наряду с индексами используются и динамические ряды средних цен, позволяющие изучить соотношения цен на разные виды товаров.
Важную
роль в анализе ценовой информации
играют пространственные ряды цен, на
основании которых проводятся межрегиональные
сопоставления уровней цен на одни и те
же группы товаров, сопоставление уровней
цен по различным каналам реализации товаров
и т.д.
При статистическом изучении требуются разработка и анализ структуры цен определенных товаров. Они позволяют выявить сложившиеся условия производства и обращения, связи между производителями по технологической цепочке, распределительные отношения, реализуемые через цены в условиях свободного ценообразования.
Система показателей статистики цен используется не только для изучения ценовых процессов, но и при расчетах большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней.
При построении системы показателей статистики цен предусматривается и определенная ее согласованность с показателями других направлений статистики (например, статистики промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, торговли) и статистики, изучающей функциональные аспекты (например, потребление, уровень жизни, финансы).
Проблемы
разработки системы показателей, методологии
сбора, обработки и анализа ценовой информации
довольно сложны, и одним из перспективных
направлений их решения является подготовка
методической концепции статистики цен
с учетом дифференциации экономических
показателей в системе национальных счетов.
При формировании совокупности товаров-представителей осуществляются:
Следует отметить, что при формировании совокупности товаров-представителей метод выборки наиболее типичных товаров, товаров, пользующихся массовым спросом, сочетается с выборкой периодически повторяющихся моментов (периодов) наблюдения за ценами. Такой подход к формированию совокупности товаров в теории выборочного метода рассматривается как выборка из последовательностей или, иначе, как модифицированный метод основного массива.
Общеметодологический подход к наблюдению за ценами заключается в том, чтобы регистрировать цены на одни и те же изделия, одинакового качества, на одних и тех же предприятиях на регулярной основе.
Цены,
которые регистрируются, являются,
как правило, ценами предложения.
Теоретически сбор данных должен включать в себя получение информации о ценах сделок, совершаемых в рамках различных стадий движения продукта.
Однако представляется практически невозможным осуществление прямого наблюдения за сделками, и поэтому производится наблюдение за ценами предложения. Для максимального приближения их к ценам сделок учитываются все характеристики сделок, влияющие на цену (точное определение продукции, условия продажи, тип покупателя и др.). Чаще используются характеристики сделок при наблюдении цен производителей.
При наблюдении потребительских цен задача четкой классификации каждой сделки и обеспечения сопоставимости регистрируемых сделок во времени существенно осложняется.
Подходы к сбору ценовой информации различаются как для отдельных товаров, так и по регулярности получения данных (по состоянию на определенную дату месяца, в конкретный период внутри месяца, в течение всего месяца). По товарам, цены на которые меняются значительно и часто, например по овощам и фруктам, цены почти всегда регистрируются каждые 7—10 дней.
По
товарам длительного
Особые статистические проблемы при регистрации цен возникают, когда отобранные товары-представители с течением времени оказываются нетипичными или вообще исчезают из продажи.
Обеспечение
репрезентативности данных статистики
цен требует решения многих методологических
вопросов, связанных как с организацией
наблюдения за системой цен, так и с исчислением
системы обобщающих показателей, среди
которых одно из приоритетных мест занимают
индексы цен.
Динамика относительных цен
потребительского рынка России,
структурные
и инерционные эффекты
инфляции
Исследуются структурные сдвиги в ценах различных групп потребительских товаров и услуг в России в период рыночных преобразований 1991–2007 годов. Изменение относительных цен объясняется воздействием на них внешних и внутренних факторов и особенностей регулирования рынков в разные периоды реформирования российской экономики. С применением авторской методики проведено разграничение инерционной и структурной составляющих инфляции российского потребительского рынка.
Концепция относительных цен является слабо изученной областью экономической науки. Действительно, для хозяйствующих субъектов при принятии ими экономических решений реальный интерес представляют не абсолютные, а именно относительные цены. Несбалансированное изменение цен на производимые ими товары и услуги и приобретаемые факторы производства становится причиной изменения структуры производства, а вкупе с этим – финансовых результатов хозяйственной деятельности.
Аналогично,
для потребителя интерес
Применение
ее для объяснения этих процессов в
российской экономике 1992–2008 гг. позволяет
качественно оценить влияние таких факторов,
как степень конкурентности и открытости
рынков, характер государственного регулирования
отраслевых рынков, а также внешнеэкономических
факторов, на динамику структуры цен, спрогнозировать
изменение конъюнктуры отраслевых рынков
российской экономики и предложить способ
управления структурными сдвигами в экономике
России.
Рассмотрим изменение абсолютных и относительных цен на разные группы потребительских товаров за весь период реформ. Точкой отсчета в нашем исследовании является начало 1991 года. В апреле 1991 года было объявлено первое 40 %-ное повышение цен премьер-министром В.С. Павловым, с января 1992 года была запущена широкомасштабная гайдаровская либерализация цен. В ожидании отпуска цен уже с конца 1991 года наблюдался их несанкционированный рост. В дальнейшем происходил постепенный отказ от государственного регулирования цен в пользу их рыночной саморегуляции. Исключением является период действия режима управляемого валютного курса – «валютного коридора», июль 1995 – август 1998 годы. Валютное регулирование равнозначно регулированию цены импорта на внутреннем рынке. А поскольку равновесные цены товаров отечественного производства зависят от цен субститутов – товаров импортного производства, режим управляемого валютного курса оказывается тождественным косвенному регулированию внутренних цен.
В 1991–2007 годах цены на разные группы товаров и услуг изменялись крайне неравномерно, при этом можно обнаружить как общую тенденцию их движения, так и малые тренды со своими собственными циклическими колебаниями. Первые попытки подобных исследований предпринимались нами ранее и привели к весьма интересным заключениям . Новые исследования, отраженные в данной статье, позволяют существенно развить методологию исследования относительных цен и расширить полученные ранее результаты.
Для определения кумулятивного индекса абсолютного роста цен по всем потребительским товарам и их трем основным группам (продовольствие, непродовольственные товары, платные услуги населению) использовалась формула:
где Ikj
– индекс абсолютных цен k-той группы товаров
в j-том году;
Ikt – кумулятивный индекс абсолютных
цен k-той группы товаров за период с 1-го
исследуемого года до года t включительно
(накопленное значение),
Кумулятивный индекс относительного роста цен рассчитывался по формуле:
– индекс относительных цен k-той группы товаров в j-том году, то есть рост цен на k-тую группу товаров по сравнению с общим ростом цен на все потребительские товары и услуги в j-том году – Ij; Rkt – кумулятивный индекс относительных цен k-той группы товаров, то есть рост относительных цен за период с 1-ого исследуемого года до года t включительно (накопленное значение).
Данные расчетов сведены в таблице 1. В ней также определен относительный рост цен на разные группы товаров, по сравнению с ростом цен для группы с наименьшим показателем кумулятивного индекса абсолютного роста цен за 17 лет.
Из таблицы 1 явствует, что наибольшими темпами за период 1992–2007 гг. выросли цены на платные услуги населению. На 2-м месте находится рост цен на продовольствие. Наконец в наименьшей степени повышались цены на непродовольственные товары. Даже с учетом 1000-кратной деноминации 1998 года цены потребительских товаров в конце 2007 года были в 44 раза выше, чем в начале 1991 года. При этом продовольственные товары в начале 2008 года стоили в 32 раза дороже, непродовольственные товары – в 26,7 раз дороже, а услуги – в 332,8 раз дороже, чем 17 лет назад.
Если цены продовольствия за рассматриваемый период выросли относительно цен непродовольственных товаров только на 20 %, то цены платных услуг – почти в 12,5 раз. Опережающий рост цен на платные услуги можно объяснить разными причинами: их изначальной заниженностью по сравнению с ценами других потребительских благ, меньшей конкурентностью рынков услуг по сравнению с рынком товаров, в том числе по причине отнесения большинства из них к разряду благ, не участвующих во внешнеторговом обороте .