Статистика цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Статистическое изучение уровня цен и их динамики в промышленности имеет огромное значение, что связано с той важной ролью, которую играет цена в условиях рынка. Она выступает как чувствительный показатель экономической конъюнктуры, как оперативный обобщающий показатель.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………………… 3
2. Экономическое понятие цены ………………………………... 5
3. Реформа цен …………………………………………………….. 11
4. Классификация цен …………………………………………….. 16
5. Динамика относительных цен потребительского
рынка России, структурные и инерционные
эффекты инфляции ……………………………………………. 23
6. Заключение ……………………………………………………… 35
7. Список литературы ……………………………………………... 36

Файлы: 1 файл

Статистика цен НОИР.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

       В рыночной экономике цена широко реализует  свою балансирующую функцию. Она заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента товаров с учетом спроса.

       Сущность цены проявляется не только в балансирующей функции. Государством широко используется распределительная функция цены, которая предполагает возможность распределения и перераспределения произведенной стоимости между отдельными отраслями и секторами экономики, между различными регионами, отдельными социальными группами населения и т.д. Именно через эту функцию цены государство в значительной мере решает социальные проблемы общества. 

       Цена  выполняет также критериальную  функцию, поскольку является соизмерителем, с одной стороны, затрат, с другой — результатов труда. Соотношение между результатом и затратами характеризует эффективность затрат.

       Не  рассматривая подробно все функции  цены в рыночном механизме хозяйствования, отметим лишь то, что они действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии и взаимосвязи. В тесной взаимосвязи действуют в сфере экономических отношений и различные виды цен, составляющие единую систему цен, которые можно классифицировать. Так, например, с учетом сферы товарного обращения выделяются оптовые (закупочные), цены производителей, розничные цены. Кроме того, цены можно классифицировать в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг, от уровня регулирования цен и т.д.

       Статистика  изучает всю систему цен. Общеэкономические  условия и роль цен в условиях становления рыночного хозяйственного механизма предопределили роль статистики в общей информационной системе. 

Для получения  объективной информации о ценовых процессах потребовалось решить две проблемы:

  • - разработать принципиально новую систему сбора информации о ценах;
  • - совершенствовать систему показателей и методологию их расчета с учетом адаптации к международным стандартам.
 

      Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны формирования и движения цен. Она должна быть достаточно устойчива, но в период становления рыночных отношений необходимы ее динамичность и непрерывное совершенствование.

      В этот период расширяется предложение, действует большое количество цен, что затрудняет получение информации о ценах на конкретные виды товаров, поэтому в системе показателей особое место занимают индексы цен, которые отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг. В связи с этим в системе показателей особое место занимают индексы цен на товары и услуги. В анализе движения цен наряду с индексами используются и динамические ряды средних цен, позволяющие изучить соотношения цен на разные виды товаров.

      Важную  роль в анализе ценовой информации играют пространственные ряды цен, на основании которых проводятся межрегиональные сопоставления уровней цен на одни и те же группы товаров, сопоставление уровней цен по различным каналам реализации товаров и т.д. 

      При статистическом изучении требуются  разработка и анализ структуры цен  определенных товаров. Они позволяют  выявить сложившиеся условия производства и обращения, связи между производителями по технологической цепочке, распределительные отношения, реализуемые через цены в условиях свободного ценообразования.

      Система показателей статистики цен используется не только для изучения ценовых процессов, но и при расчетах большинства  стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней.

      При построении системы показателей  статистики цен предусматривается и определенная ее согласованность с показателями других направлений статистики (например, статистики промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, торговли) и статистики, изучающей функциональные аспекты (например, потребление, уровень жизни, финансы).

      Проблемы  разработки системы показателей, методологии  сбора, обработки и анализа ценовой информации довольно сложны, и одним из перспективных направлений их решения является подготовка методической концепции статистики цен с учетом дифференциации экономических показателей в системе национальных счетов. 

При формировании совокупности товаров-представителей осуществляются:

  • - отбор базовых предприятий;
  • - отбор товаров-представителей (конкретных видов), репрезентирующих все товары генеральной совокупности;
  • - выборка моментов наблюдения (регистрации) цен и тарифов.
 

       Следует отметить, что при формировании совокупности товаров-представителей метод выборки наиболее типичных товаров, товаров, пользующихся массовым спросом, сочетается с выборкой периодически повторяющихся моментов (периодов) наблюдения за ценами. Такой подход к формированию совокупности товаров в теории выборочного метода рассматривается как выборка из последовательностей или, иначе, как модифицированный метод основного массива.

       Общеметодологический  подход к наблюдению за ценами заключается в том, чтобы регистрировать цены на одни и те же изделия, одинакового качества, на одних и тех же предприятиях на регулярной основе.

       Цены, которые регистрируются, являются, как правило, ценами предложения.  

       Теоретически  сбор данных должен включать в себя получение информации о ценах сделок, совершаемых в рамках различных стадий движения продукта.

       Однако  представляется практически невозможным  осуществление прямого наблюдения за сделками, и поэтому производится наблюдение за ценами предложения. Для максимального приближения их к ценам сделок учитываются все характеристики сделок, влияющие на цену (точное определение продукции, условия продажи, тип покупателя и др.). Чаще используются характеристики сделок при наблюдении цен производителей.

       При наблюдении потребительских цен  задача четкой классификации каждой сделки и обеспечения сопоставимости регистрируемых сделок во времени существенно осложняется.

       Подходы к сбору ценовой информации различаются  как для отдельных товаров, так и по регулярности получения данных (по состоянию на определенную дату месяца, в конкретный период внутри месяца, в течение всего месяца). По товарам, цены на которые меняются значительно и часто, например по овощам и фруктам, цены почти всегда регистрируются каждые 7—10 дней.

       По  товарам длительного пользования, цены на которые меняются реже, их отслеживание может осуществляться раз в квартал. По товарам с фиксированным и одинаковым для всех покупателей уровнем цен или тарифов (например, коммунально-бытовые услуги, услуги связи) цены регистрируются централизованно. Общим правилом является необходимость регистрации цен на данный товар в один и тот же момент (день) каждого месяца, с тем чтобы интервал наблюдения за изменением цен был постоянным.

       Особые  статистические проблемы при регистрации  цен возникают, когда отобранные товары-представители с течением времени оказываются нетипичными или вообще исчезают из продажи.

       Обеспечение репрезентативности данных статистики цен требует решения многих методологических вопросов, связанных как с организацией наблюдения за системой цен, так и с исчислением системы обобщающих показателей, среди которых одно из приоритетных мест занимают индексы цен. 

 

Динамика  относительных цен

потребительского  рынка России,

структурные и инерционные эффекты инфляции 
 

       Исследуются структурные сдвиги в ценах различных  групп потребительских товаров и услуг в России в период рыночных преобразований 1991–2007 годов. Изменение относительных цен объясняется воздействием на них внешних и внутренних факторов и особенностей регулирования рынков в разные периоды реформирования российской экономики. С применением авторской методики проведено разграничение инерционной и структурной составляющих инфляции российского потребительского рынка.

       Концепция относительных цен является слабо  изученной областью экономической науки. Действительно, для хозяйствующих субъектов при принятии ими экономических решений реальный интерес представляют не абсолютные, а именно относительные цены. Несбалансированное изменение цен на производимые ими товары и услуги и приобретаемые факторы производства становится причиной изменения структуры производства, а вкупе с этим – финансовых результатов хозяйственной деятельности.

       Аналогично, для потребителя интерес представляют не столько абсолютные, сколько относительные  цены на потребительские блага, эффект замещения и эффект реального  дохода определяют направленность его выбора. Развитие концепции относительных цен существенно дополняет как теорию несбалансированной инфляции, так и теорию структурных сдвигов в экономике.

       Применение  ее для объяснения этих процессов в российской экономике 1992–2008 гг. позволяет качественно оценить влияние таких факторов, как степень конкурентности и открытости рынков, характер государственного регулирования отраслевых рынков, а также внешнеэкономических факторов, на динамику структуры цен, спрогнозировать изменение конъюнктуры отраслевых рынков российской экономики и предложить способ управления структурными сдвигами в экономике России. 

       Рассмотрим  изменение абсолютных и относительных  цен на разные группы потребительских товаров за весь период реформ. Точкой отсчета в нашем исследовании является начало 1991 года. В апреле 1991 года было объявлено первое 40 %-ное повышение цен премьер-министром В.С. Павловым, с января 1992 года была запущена широкомасштабная гайдаровская либерализация цен. В ожидании отпуска цен уже с конца 1991 года наблюдался их несанкционированный рост. В дальнейшем происходил постепенный отказ от государственного регулирования цен в пользу их рыночной саморегуляции. Исключением является период действия режима управляемого валютного курса – «валютного коридора», июль 1995 – август 1998 годы. Валютное регулирование равнозначно регулированию цены импорта на внутреннем рынке. А поскольку равновесные цены товаров отечественного производства зависят от цен субститутов – товаров импортного производства, режим управляемого валютного курса оказывается тождественным косвенному регулированию внутренних цен.

       В 1991–2007 годах цены на разные группы товаров и услуг изменялись крайне неравномерно, при этом можно обнаружить как общую тенденцию их движения, так и малые тренды со своими собственными циклическими колебаниями. Первые попытки подобных исследований предпринимались нами ранее и привели к весьма интересным заключениям . Новые исследования, отраженные в данной статье, позволяют существенно развить методологию исследования относительных цен и расширить полученные ранее результаты.

       Для определения кумулятивного индекса абсолютного роста цен по всем потребительским товарам и их трем основным группам (продовольствие, непродовольственные товары, платные услуги населению) использовалась формула:

где Ikj – индекс абсолютных цен k-той группы товаров в j-том году; 
Ikt – кумулятивный индекс абсолютных цен k-той группы товаров за период с 1-го исследуемого года до года t включительно (накопленное значение),

 
 
 

Кумулятивный  индекс относительного роста цен рассчитывался по формуле:

– индекс относительных  цен k-той группы товаров в j-том  году, то есть рост цен на k-тую группу товаров по сравнению с общим  ростом цен на все потребительские  товары и услуги в j-том году – Ij; Rkt – кумулятивный индекс относительных цен k-той группы товаров, то есть рост относительных цен за период с 1-ого исследуемого года до года t включительно (накопленное значение).

       Данные  расчетов сведены в таблице 1. В ней также определен относительный рост цен на разные группы товаров, по сравнению с ростом цен для группы с наименьшим показателем кумулятивного индекса абсолютного роста цен за 17 лет.

       Из  таблицы 1 явствует, что наибольшими  темпами за период 1992–2007 гг. выросли цены на платные услуги населению. На 2-м месте находится рост цен на продовольствие. Наконец в наименьшей степени повышались цены на непродовольственные товары. Даже с учетом 1000-кратной деноминации 1998 года цены потребительских товаров в конце 2007 года были в 44 раза выше, чем в начале 1991 года. При этом продовольственные товары в начале 2008 года стоили в 32 раза дороже, непродовольственные товары – в 26,7 раз дороже, а услуги – в 332,8 раз дороже, чем 17 лет назад.

       Если  цены продовольствия за рассматриваемый  период выросли относительно цен непродовольственных товаров только на 20 %, то цены платных услуг – почти в 12,5 раз. Опережающий рост цен на платные услуги можно объяснить разными причинами: их изначальной заниженностью по сравнению с ценами других потребительских благ, меньшей конкурентностью рынков услуг по сравнению с рынком товаров, в том числе по причине отнесения большинства из них к разряду благ, не участвующих во внешнеторговом обороте .

Информация о работе Статистика цен