Статистика цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Статистическое изучение уровня цен и их динамики в промышленности имеет огромное значение, что связано с той важной ролью, которую играет цена в условиях рынка. Она выступает как чувствительный показатель экономической конъюнктуры, как оперативный обобщающий показатель.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………………… 3
2. Экономическое понятие цены ………………………………... 5
3. Реформа цен …………………………………………………….. 11
4. Классификация цен …………………………………………….. 16
5. Динамика относительных цен потребительского
рынка России, структурные и инерционные
эффекты инфляции ……………………………………………. 23
6. Заключение ……………………………………………………… 35
7. Список литературы ……………………………………………... 36

Файлы: 1 файл

Статистика цен НОИР.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

       Для преодоления затратного характера  ценообразования необходимо способствовать максимальному насыщению рынка товарами и капиталами, стимулировать накопления и инвестиции в реальный сектор экономики.

       Цены  являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства во всех странах независимо от их общественно-политического строя. Отличия наблюдаются лишь в степени и формах регулирующего воздействия. Цены являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

       Несмотря  на то, что полной свободы рыночного  ценообразования никогда не было и не могло быть как вследствие сговоров производителей, продавцов или потребителей товаров, так и воздействия на этот процесс государства, главный принцип ценообразования на потребительском рынке состоит в соответствии его цен ценам равновесия, когда спрос равен предложению.

       Поскольку в переходной экономике в условиях неразвитого рынка возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе, то государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия.

       Так, например, в условиях кризиса раскручиванию  инфляции может препятствовать принудительное замораживание цен на продукты первой необходимости (возможен вариант нормативного снабжения населения такими товарами по твердым ценам для предотвращения дефицита продуктов) с параллельной организацией коммерческой торговли. Однако наряду с быстрым антиинфляционным эффектом, это порождает и негативные результаты: деформируется система ценовых импульсов и оценок, утрачиваются стимулы развития производства продукции с "замороженными" ценами, что способно вызвать товарный дефицит.

       На  развитом рынке цены производителя  определяются спросом на продукцию, ее конкурентными качествами и рядом  других показателей. В условиях переходной экономики оценка предприятием спроса затруднена, поэтому основополагающим фактором определения величины цены являются издержки.

       Предприятия включают в цены товаров и услуг  затраты не только нынешнего, но и будущего периода, учитывая дальнейшее повышение цен на сырье, комплектующие изделия, рабочую силу.

       Государство посредством  активной ценовой политики может  сделать прибыльным для производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования, например долгосрочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство и т.д. Это осуществляется как через различные виды договорных цен, так и через государственные заказы и закупки. При этом следует учитывать два аспекта, связанные с государственным регулированием цен:

  • с одной стороны, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затоваривание продукцией, не находящей сбыта;
  • с другой стороны, при полном отказе от вмешательства государства в процесс ценообразования общество лишает возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий-монополистов, а также лишает малообеспеченную часть населения социальной поддержки.
 

       В целом, в переходный период необходимость  государственного регулирования ценообразования сохраняется. Прежде всего, государственное ценообразование является определяющим в деятельности естественных монополий. Практика показала, что неконтролируемые государством темпы прироста цен и тарифов на их продукцию и услуги существенно выше, чем в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве.

       Улучшение действующего порядка регулирования  цен и тарифов в отраслях естественных монополий должно включать совершенствование законодательной и нормативно-методологической базы, конкретных методов ценообразования, а также контроля за их уровнем и обоснованностью включаемых в них затрат.

       С целью обеспечения "справедливого" дохода и поддержания воспроизводственных процессов, для естественных монополий обычно устанавливаются цены на уровне средних издержек. Но такой подход в конечном итоге лишает монополистов стимулов к снижению издержек производства. Это противоречит интересам всех других производителей товаров и услуг, заинтересованных в снижении тарифов на грузовые перевозки и на электрическую энергию, цен на природный газ для промышленности.

       Необходимо  проведение инвентаризации затрат и  соблюдение главного принципа формирования цен производителей - соответствия реальным затратам, включающим текущие и инвестиционные затраты (создание дополнительных производственных мощностей), при строгом контроле со стороны государства за ценами и тарифами естественных монополий. Критерии эффективности и принципы ценообразования для всех производителей должны содействовать их заинтересованности в снижении издержек и сокращении неэффективных расходов.

       Для защиты общества от злоупотреблений  монопольным положением с одной стороны и обеспечения условия эффективного развития предприятиям-монополистам - с другой стороны, государственная политика ценообразования должна сочетать в себе комбинацию следующих мер:

  • установление фиксированной цены на продукцию (услуги) монополиста;
  • установление предельных цен на продукцию;
  • установление предельного коэффициента изменения цен;
  • установление режима свободных цен.
 

       Роль  государства в ценовой сфере  реализуется через проведение государственной ценовой политики и государственного регулирования цен. 
 
 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН 

       Требования  рынка  лишь расширяют и углубляют  задачи статистики цен, вытекающие из плановой концепции, но и принципиально меняют их. В базу современной классификации концептуальных задач статистики цен могут быть положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтригованные в решении задачи.  

Первая классификация  включает три концептуальные задачи. 

1. Состояние (конъюнктуры) рынка.

       Решая эту общую задачу в условиях рынка, статистика разглядывает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные продукты, изменение уровня свойства продуктов и требований к нему и т. д.). 

2.  Цена как инструмент управления рынком.

       С данной позиции статистика изучает  способности и степень действия цен на создание (в том числе и с помощью налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная обратная зависимость меж ценой и спросом не постоянно подтверждается на практике, к примеру, в случае «престижной» цены либо цены «показателя качества». Статистика цен имеет возможность обосновать экономические рычаги для маркетингового регулирования рынка. 

3. Анализ цен с позиции маркетингового управления ценообразованием и государственного регулирования цен.

       Решение данной задачи предполагает статистически выявить закономерности ценообразования, поведения цен и поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни, смоделировать и выполнить прогноз конфигурации цен. 
 

Второй классификацией - выделяются следующие общие задачи статистики цен. 

1. С позиции страны.

       Исследование цены как орудия социальной и экономической эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как главной составляющей инфляционных действий; исследование влияния цен на рынок труда, прогнозирование последствий конфигурации цены; исследование цены в роли дефлятора для пересчета стоимостных характеристик: как важнейшего фактора формирования бюджета; статистическое исследование цен, моделирование их закономерностей для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране; анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно принципиальные продукты, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен частный сектор, и.т.д. 

2. С позиции производителя, торговца.

       Исследование цен как инструмента маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных черт продукта, структуры цен в отрасли, исследование цен альтернативных продуктов и остальных субрынков и т. д. 

3. С позиции  покупателя.

       Исследование цен как фактора индексации доходов, формирования потребительской корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния на уровень жизни различных социальных групп населения; анализ соответствия цен качеству продуктов и уровню доходов, предпочтениям потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора (вынужденности) покупки и т. д.

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:

  • - регистрацию цен, наблюдение за их конфигурацией;
  • - анализ уровня цен, его дифференциации; 
  • - характеристику структуры цен;
  • - исследование соотношений цен разных продуктов, субрынков и перекрестной эластичности цен;
  • - оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;
  • - региональный анализ цен;
  • - анализ и моделирование динамики цен;
  • - выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень, вариацию и динамику цен;
  • - прогнозирование цен.
 

       Статистика  цен, представляющая в условиях плановой экономики функцию государственного управления, по мере расширения рыночных отношений все больше вовлекается в круг интересов бизнес-статистики. Появляются альтернативные службы статистики цен, деятельность которых обусловлена потребностями рыночных структур 

Цены классифицируют по разным фронтам.

По сферам товарного обслуживания:

  • - оптовые цены, по которым компании реализуют в огромных размерах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (меж отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления продукта улучшить продажу разрешают посреднические оптовые компании либо организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;
  • - розничные цены, по которым продукты реализуются конечному потребителю (в основном популяции) в ограниченном количестве;
  • - закупочные цены, по которым правительство покупает продукцию у сельскохозяйственных компаний (фермеров);
  • - цены и тарифы на сервисы. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (к примеру, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы)      
 

       Статистика  цен входит составной частью в  социально-экономическую статистику, она изучает всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.

       Цена  является важнейшим стоимостным  измерителем. Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать  с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т.д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль.

       Цены  формируются как в процессе производства, так и в процессе обмена товаров. Значение цен в экономическом механизме велико. Коренные изменения в экономике России и ее государственном устройстве, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной ломке прежнего механизма управления, в том числе и в ценообразовании. В условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно. Система цен строилась по цепочке, последовательно переходя от продукции добывающих и сырьевых отраслей к продукции предельного цикла и товарам народного потребления. Пересмотры системы цен проводились один раз в пять-десять лет, в период между ними соблюдался принцип обеспечения стабильности цен. С переходом на рыночные основы хозяйствования доминирующее положение заняли свободные цены.

Информация о работе Статистика цен