Статистика цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Статистическое изучение уровня цен и их динамики в промышленности имеет огромное значение, что связано с той важной ролью, которую играет цена в условиях рынка. Она выступает как чувствительный показатель экономической конъюнктуры, как оперативный обобщающий показатель.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………………… 3
2. Экономическое понятие цены ………………………………... 5
3. Реформа цен …………………………………………………….. 11
4. Классификация цен …………………………………………….. 16
5. Динамика относительных цен потребительского
рынка России, структурные и инерционные
эффекты инфляции ……………………………………………. 23
6. Заключение ……………………………………………………… 35
7. Список литературы ……………………………………………... 36

Файлы: 1 файл

Статистика цен НОИР.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

       Целесообразно разделять два подхода к  формированию  цен:  рыночный  и производственный  (затратный).

       При  первом  подходе  определяющим  фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.

       При втором  –  в  основу  установления  цены  товара  кладутся  производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.

       В рамках рыночного подхода приемлемо  следующее определение:       Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе  их обмена.

       В такой  формулировке  выделяются  два  основных  акцента.  Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью,  полезностью, которой он  обладает  как  объект  потребления.  Во-вторых,  согласно  такой трактовке цена  товара  проявляется  как  экономическая  сущность  только  в условиях его обмена на деньги или другой  товар.  Так  что  вне  рынка,  без купли-продажи о  цене  говорить  не  приходится,  цену  способен  установить только рынок.

       Иные  позиции  в  отношении  сути  цены  свойственны  производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами – производства в  целом  и  с главным  фактором  –  трудом.   Для   такого   подхода   типична   следующая формулировка: Цена есть денежное выражение стоимости товара.

       В таком определении центр тяжести  перенесен  на  понятие  «стоимость». Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита  и  Д. Рикардо и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами  труда на производство  товара,  то  есть  имеет  трудовую  природу.  Чтобы  обойти многочисленные трудности количественного измерения стоимости в  ее  трудовом  восприятии, К. Маркс вынужден был ввести понятие «абстрактный  и  конкретный  труд», «общественно  необходимые  затраты  труда»,  но  при  этом  стоимость продолжала оставаться теоретической категорией.

       Практическая связь между стоимостью и ценой была проложена посредством применения  затратного   принципа,   в   рамках   которого   величина   цены определяется  посредством  изменения  суммарных  затрат  всех  факторов   на производство единицы  товара  в  денежном  выражении,  именуемых  издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к  издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

       Приходится  отмечать, что «стоимостный» подход к цене  в  его  трудовой трактовке  обладает  естественной  ограниченностью  вследствие  применимости только к продуктам труда.

       На  основании  этого  подхода  не  представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей,  не  являющихся  результатами человеческого  труда,  скажем,   земли,   природных   богатств.   В   рамках производственного подхода считается, что они не обладают  трудовой,  меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный  подход  более универсален и конструктивен.

       Цены, процессы  их  образования  и  изменения  представляют   собой  предмет статистического  исследования.  Статистика  цен  -   самостоятельный   блок, входящий  как   составная  часть  в  статистику  рынка  и  соответственно  в социально-экономическую  статистику.   Известны   два   основных   источника информации по ценам. Первым является наблюдение за изменениями  цен  тарифов на  потребительском  рынке,  которое  проводится  с  1992  года  специальной службой при Госкомстате  РФ.  Эта  служба  занимается  сбором  и  обработкой данных о розничной торговле,  объеме  производства,  обследованием  покупок, используя данные статистики производства,  налогов  и  торговой  статистики.

       Вторым  важным источником  информации  являются  бюджетные  обследования  как одна из форм выборочного статистического исследования  доходов,  расходов  и потребления населения. На основании этих  источников  рассчитывается  индекс потребительских  цен  (ИПЦ)  (который  иногда  называют  индексом  стоимости жизни) по фиксированному набору основных потребительских  товаров  и  услуг.

       Методология  расчета  является  единой  для  многих  стран,  что   позволяет производить международные сопоставления ИПЦ. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

       Цены - сложная система, составной элемент  рыночного механизма. Следовательно, статистическое исследование  соответствует требованиям рыночной экономики. Система характеристик цен обязана отразить разные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам. Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение разных факторов. Поэтому характеристики эластичности цен, их соотношений обязаны отыскать отражение в системе характеристик статистики цен.

       Возможность для населения выбора продуктов с определенным сочетанием свойства и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, описывает необходимость использования в системе характеристик статистических оценок соответствия и отражения в цене свойства продукта, потребительских предпочтений.

       Либерализация ценообразования и перспектива  стабилизации экономики разрешают  закладывать цены в математические модели. Важнейшими остаются характеристики динамики (в особенности индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены).

       Особенное значение получают характеристики динамики цен, учитывающие качественные конфигурации продуктов. Система характеристик статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к исследованию указанных тем, включает характеристики государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

       Статистика цен занимается сбором, обработкой и анализом (ретроспективным/ перспективным) ценовой информации .Стоимость сама по себе является довольно емким носителем экономической информации . Она может довольно много сказать как о товаре , так и производителе. Статический анализ цен употребляется только для оценки структуры цены.

       Еще больший практический энтузиазм  представляет исследование цен в динамике. Это позволяет более обширно изучить поведение цены и предсказать ее поведение в будущем.  Тип экономики накладывает отпечаток на решаемые статистикой цен общие и конкретные задачи. Они определяются характером ценообразования, ролью и функциями цены.

       Концепция статистики цен в условиях плановой экономики и командно-административной системы исходила из необходимости получения информации для плановых и управляющих государственных органов.

       В задачи статистики цен входили основным образом оценки конфигурации цен с позиции уровня жизни населения, выделение ценового фактора стоимостных характеристик товарооборота, продукции, государственного дохода, а также торговой скидки как фактора прибыли.

       Эти концептуальные задачи решались на практике с помощью основной функциональной задачи: анализа динамики цен, основанного  на индексном способе. Не считая того, статистика цен занималась исследованием структуры плановых цен, обеспечением базы ценообразования и контроля цен.

       Очень ограниченно изучались региональные различия цен, их колеблемость и сезонность (по ценам колхозного рынка), фактически не рассматривались соотношения цен разных продуктов.

 

РЕФОРМА  ЦЕН 

       В ходе реформирования отечественной государственной статистики изменилась система сбора ценовой информации. До 1989 г. основным источником статистической информации о ценах была отчетность предприятий, поступающая в органы государственной статистики, по отдельным вопросам: себестоимость, рентабельность и т.д.

       В условиях сравнительно стабильных цен  и мало меняющегося ассортимента товаров такой метод сбора  информации в известной мере был оправдан. Динамика цен и тарифов практически отслеживалась в связи с периодически проводимыми пересмотрами цен. Между пересмотрами цен индексы динамики цен, как правило, были близки к 100%, поскольку применяемая методология их расчета не позволяла учесть скрытое изменение цен в связи со сменяемостью производства и потребления товаров.

       Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991года, но проводилась реформа не совершенно продуманно. Сначала ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем страны. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены поменялись лишь в апреле.

       В среднем цены возросли на 60%. Тем  самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла большая  перегрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль компаний, что  позволило им увеличить выплаты заработной платы.

       В итоге в 1991г. Розничные цены выросли  на 142%, а оптовые цены в индустрии  на 236%. При этом размер производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие полного дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Сразу возрастал бюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался большой денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок.

       Реализация  данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. Еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 Января 1992г. Было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили продукты первой необходимости и особо принципиальные материальные ресурсы но и оставаясь под контролем страны, эти цены выросли в 3-5 раз.

       Фактически  на все другие потребительские продукты цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля над ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала практически пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. По сравнению с декабрем 1991г., А оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли практически в три раза.

       Начальный рост цен после их либерализации  в России оказался выше, чем в  остальных восточноевропейских  странах. Рост цен в индустрии оказался совсем неравномерным.

       В оборонной индустрии либерализация цен стала более ощутимой, т. к. она лишила ветвь обычно привилегированного доступа к материальным ресурсам. В то время как цены выросли в 5-7раз, размер денежной массы у населения возрос в первые месяцы после либерализации только на 25%. Тем самым лишняя денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы. 

       Равномерно  к 1998 году инфляция стала носить умеренный  характер. Поскольку до этого предпосылкой инфляции была только эмиссия, которой покрывался дефицит бюджета. То сейчас дефицит покрывался за счет внешних и внутренних заимствований . Эти меры на время заморозили инфляционные процессы. Таковым образом правительство Черномырдина выстроило обширно известную финансовую пирамиду.  Это позволило решать определенные денежные трудности текущего характера.

       Но  до бесконечности это длиться  не могло, и в августе грянул девальвационно - дефолтный кризис. Этот период начался 17 августа 1998 г. с расширения валютного коридора, верхнюю границу которого Центральному банку сдержать не удалось.

       Фиксированный курс уступил место плавающему с элементами регулирования при помощи валютных интервенций Центрального банка РФ. Этот период характеризуется паникой на валютных рынках, дестабилизацией банковской системы (в связи с ГКО, ОФЗ), фактическим снижением покупательной способности рубля, инфляционными ожиданиями, массовым повышением цен как на импортные, так и на отечественные товары.

       Главная особенность ценообразования на этом этапе: имеет неустойчивый, хаотичный характер и привязано к динамике курса доллара.

       Переходный  процесс в сфере ценообразования продолжается и до сегодняшнего дня . Он связан с тем, что: структура прежних цен перестраивается и постепенно приближается к рыночной структуре цен; внутренние цены соотносятся, сопоставляются и приближаются к мировым.

       Особенно это характерно для тех сфер, где присутствует государственное регулирование цен.

       В российской экономике в ценообразовании  устойчиво лидирует фактор затрат, а фактор спроса действует слабее. По-прежнему слабо влияет на динамику цен и конкуренция. Поэтому наиболее сильнодействующими факторами ценообразования в переходный период являются структура и уровень затрат, образующих нижний предел цены, индексируемый с учетом инфляционных ожиданий.

Информация о работе Статистика цен