Статистика черного импорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:39, реферат

Краткое описание

Теневая экономика - явление, которое возникло отнюдь не вчера. Однако хотя ее изучением экономисты занимаются уже не одно десятилетие, долгое время она находилась для них как бы «в тени» более важных вопросов И только в последние годы минувшего XX века эта тема стала стремительно набирать популярность как за рубежом, так и, в особенности, в нашей стране.

Оглавление

Глава I. Масштабы и формы теневого рынка……….3
• Сущность теневой экономики
• Структура теневой экономики.
Глава II. Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия…..17

Заключение………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯстат.doc

— 526.00 Кб (Скачать)

использование авиационных  маршрутов, позволяющих в безвизовом порядке следовать транзитом  через территорию Российской Федерации;

использование иммигрантами тайников и укрытий в транспортных средствах заграничного следования. Для этого в основном используются железнодорожные поезда, следующие  через российско-казахстанский участок  границы. Так, только за 2002 г. на данном участке границы выявлено более 20 попыток нелегального въезда в Россию путем укрытия в железнодорожных поездах.

 

Однако с точки зрения экономики страны, в сфере противодействия  незаконной иммиграции имеются и  определенные недостатки. Прежде всего, это связано с содержанием в пунктах пропуска двух контрольных органов, участвующих в борьбе с незаконной иммиграцией: органов пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России и органов иммиграционного контроля МВД России. Результаты проведенных исследований зарубежного опыта показывают, что нет ни одной страны в мире, где бы пограничный и иммиграционный контроль осуществляли разные государственные органы. Тем не менее, начиная с 1993 года, в российских пунктах пропуска стали активно создаваться посты иммиграционного контроля (ПИК). При этом денежные средства расходуются как на содержание органов пограничного контроля, так и иммиграционного.

Следовательно, государству  экономически нецелесообразно иметь  в пунктах пропуска два контрольных  органа с дублирующими функциями. Поэтому Федеральная миграционная служба России должна сосредоточить основные усилия на борьбе с незаконными иммигрантами, находящимися внутри страны, а органы пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России вполне могут обеспечить эту деятельность в пунктах пропуска через границу. Кроме того, в целях повышения эффективности борьбы с незаконной иммиграцией необходимо совершенствование нормативной правовой базы, в плане усиления ответственности за организацию незаконной иммиграции.

Для повышения эффективности борьбы с контрабандой необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры таможенных пропускных пунктов. С 1993 по 2004 годы на различных участках границы были построены 186 автомобильных пунктов пропуска и сейчас особое значение приобретает оснащение их современным оборудованием. Только в 2005 году в действие было введено 140 комплектов новых технических средств контроля. В их числе системы «Взгляд», предназначенные для визуального обследования труднодоступных мест, и «Ватсон», которые используются для рентгеновского сканирования скрытых полостей.

Если в 2004 г. был сделан первый шаг на пути перехода от эксперимента к практическому применению электронного декларирования, то к концу 2005 г. эта  технология из экзотики превратилась в широко применяемый инструмент таможенного оформления во всех регионах России. В настоящее время 74 таможенных органа имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, и число их увеличивается с каждым днем (в 2004 г. - 15). К настоящему времени с применением электронной формы декларирования оформлено более 15 тысяч грузовых таможенных деклараций, ею пользуются более 200 компаний. В 2006 году планируется довести количество таможенных органов, подключенных к этой системе до 130.

Электронная форма декларирования внедряется не только для автомобильного, но и для железнодорожного и трубопроводного видов транспорта. В 2005 г. Центральная энергетическая таможня внедрила электронное декларирование при таможенном оформлении нефти. В настоящее время декларирование транзита казахстанской нефти по системе Каспийский трубопроводный консорциум - Россия полностью осуществляется в электронном виде. Внедрение электронного декларирования привело к ускорению и повышению прозрачности таможенного оформления, минимизации влияния субъективного фактора при проведении таможенных операций. В среднем время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров составляет около 30 минут.

 

Перспективной задачей  является оборудование международных транспортных узлов современными инспекционно- досмотровыми комплексами (ИДК), которые позволяют в течении 5 минут без вскрытия и разгрузки транспортных средств обнаружить запрещенные к перевозке документы. Первый такой ИДК монтируется в настоящее время в ПП «Троебортное» на границе с Украиной. Еще три комплекта будут установлены в 2006 году на финской и латвийской границах. В рамках федеральной целевой программы «Государственная граница» к установке до 2010 года запланированы 19 таких ИДК . Наличие таких комплексов позволит таможеннику в течение нескольких минут увидеть содержимое транспортного средства или контейнера, что чрезвычайно важно как с точки зрения борьбы с терроризмом, различного рода контрабандой, недостоверным декларированием, так и с точки зрения ускорения прохождения границы.

Кроме того, разработана  и представлена правительству новая  концепция развития таможенной службы до 2010 года. Она предусматривает, в  том числе, систему разделения потоков  грузов и документов при прохождении  товара через контрольный пункт пропуска. То есть оформители работают с документами, а таможенные оперативники контролируют сам груз. Причем эта работа должна будет начинаться с получения информации от зарубежных таможенных служб. После этого уже на территории России будет обеспечиваться оперативное сопровождение грузов, а затем - проведение пост-аудита вплоть до проверки на конкретном складе или в магазине. Когда российская таможня к этому придет, тогда и потоки контрабанды уменьшатся, и участники внешнеэкономической деятельности будут к нам более лояльно относиться, зная открытость наших действий.

С какими трудностями  приходится сталкиваться таможенным органам  в борьбе с контрабандой? Прежде всего, есть проблемы кадровые. В среднем  в каждой таможне шесть оперработников. При этом один из них выполняет обязанности по секретному делопроизводству, другой - по борьбе с контрабандой наркотиков, еще один - с экономическими правонарушениями, особо опасными видами контрабанды - флоры, фауны, оружия и так далее. То есть в среднем по какому-то направлению «рабочий штык» один. Понятно, что шестью оперативниками полностью перекрывать субъект Федерации, конечно, невозможно. В то же время сегодня начинающий таможенный инспектор «на земле» получает 4-6 тысяч рублей. И это на пункте пропуска, где «куется» бюджет государства.

Есть определенные трудности  и при работе по некоторым составам преступлений, например, по статьям 180 (незаконное использование товарного  знака), 327 (подделка документов, штампов  и печатей), 228 (незаконный оборот наркотиков) УК РФ. Несмотря на то, что таможенники постоянно с этими преступлениями сталкиваются, они в сферу их компетенции по закону не входят. Но если жизнь заставляет выявлять эти преступления, тогда надо изменить и УПК РФ так, чтобы пустить таможенников в эту сферу.

 

Например, доказать контрабанду  наркотиков очень сложно. Как правило, берут контрабандиста на нашей территории уже внутри страны, на внутренней таможне. Но таможенники не имеют права  возбудить уголовное дело по 228 статье - это должна делать или милиция, или органы ФСКН. Очевидно, необходимость альтернативной компетенции по таким преступлениям.

Кроме того, соответствующим  структурам по борьбе с контрабандой не хватает сегодня еще и следствия - они работают только в пределах дознания и после установленного законом срока обязаны передать дело в прокуратуру, а там уже определяется, какому органу отправлять его на доследование. Нужно, чтобы именно следователи-таможенники доводили каждое дело до конца. Это объясняется спецификой таможенных правонарушений и уровнем совершения преступлений, разобраться в которых может только специалист из таможни.

Ведь дела, которые  попадают в другие ведомства, зачастую разваливаются именно потому, что  следователи не знают, как по ним  работать.

Защита национальных интересов в таможенном пространстве страны должна предусматривать осуществление комплекса политических, экономических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, пограничных, природоохранных, социальных и иных мер государства, государственных таможенных органов России по выявлению, предупреждению и парированию угроз национальной безопасности России, противодействию контрабанде.

 

 

Криминальная теневая экономика, которой не было. "Черный" сектор теневой экономики в собственном  смысле слова в России времен гражданской войны совершенно отсутствовал. Хотя бандитизм достиг огромного размаха, источники не сообщают об организации рэкета, криминального наркобизнеса или торговли оружием. И это легко объяснимо. Криминальные промыслы – это "преступления без жертв", которыми начинают заниматься профессиональные преступники, желающие уменьшить издержки и повысить выгоду в сравнении с обычными "преступлениями с жертвами". В атмосфере крайне малоэффективной работы правоохранительных органов, когда обыкновенный бандит мог ограбить в 1918 г. самого В. И. Ленина, издержки бандитизма были достаточно низкими, а тяжесть наказаний в условиях военного времени оказывалась примерно одинаковой, что за вооруженные грабежи, что за спекуляцию. Самое главное, наркотики и оружие были настолько широко распространены, что торговля ими вовсе не сулила особой выгоды. В принципе отечественные профессиональные преступники могли бы монополизировать торговлю хлебом и алкоголем, подобно тому как именно из подпольного бутлегерства родилась в 1920-е гг. американская "Коза Ностра". Однако российский уголовный мир отличался гораздо более низкой степенью организованности, поэтому чисто криминальный бизнес в России того времени практически отсутствовал.

 

      В сущности, мешочник  занял ту нишу, которую в развитых странах обычно занимал гангстер: поскольку торговля хлебом была объявлена вне закона, мешочничество стало своеобразным "серо-черным" видом ТЭ – "черным" по объектам (хлеб как запрещенный товар), но "серым" по субъектам (обычные люди, отнюдь не профессиональные преступники) теневых отношений.    




Информация о работе Статистика черного импорта