Статистический анализ потребительского рынка бытовых услуг на примере Тверской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является статистический анализ потребительского рынка бытовых услуг на примере Тверской области.

Задачи исследования:

Характеристика рынка бытовых услуг;
Анализ структуры бытовых услуг по формам собственности и на душу населения;
Анализ динамики потребительского рынка бытовых услуг за 5 лет;
Определение основной тенденции бытовых услуг на душу населения за 10 лет;
Выявление взаимосвязи между размером бытовых услуг на душу населения и индекса потребительских цен на бытовые услуги;

Оглавление

Реферат_______________________________________________________3

Введение______________________________________________________4

1.Понятие рынка бытовых услуг и его состояние по России и региону за последние 3 года________________________________________________6

2.Структура бытовых услуг региона и области_______________________9

2.1.По формам собственности________________________________9

2.2.На душу населения_____________________________________11

3. Анализ динамики потребительского рынка бытовых услуг (5 лет)____14

4.Методы определения основной тенденции бытовых услуг на душу населения (10 лет)_________________________________________________16

4.1.Метод скользящей средней______________________________16

4.2.Метод аналитического выравнивания с осуществлением прогноза показателя______________________________________________17

5.Аналитическая группировка, выявляющая зависимость между размером услуг на душу населения и среднедушевым денежным доходом______24

6.Дисперсионный анализ выявленной в группировке взаимосвязи_______27

7.Корреляционно-регрессионный анализ, выявляющий взаимосвязь между размером бытовых услуг на душу населения и среднедушевым доходом_______________________________________________________30

Выводы _____________________________________________________36

Список литературных источников________________________________38

Файлы: 1 файл

курсовик Женя.docx

— 312.84 Кб (Скачать)
  • при минимальном среднедушевом денежном доходе

      min =95,472+0,124*3112,05 =481,366

  • при максимальном среднедушевом денежном доходе

      max = 95,472+0,124*10856,0 =1441,616

  • при оптимальном среднедушевом денежном доходе

      опт = 95,472 +0,124*6348,49 =882,685

      Таким образом, можно сделать вывод  о том, что размер бытовых услуг на душу населения при минимальном среднедушевом денежном доходе (3112,05 тыс. руб.) составит 481,366  тыс. рублей; при максимальном среднедушевом денежном доходе (10856,0 тыс. руб.)  - 1441,616 тыс. рублей и при оптимальном среднедушевом денежном доходе (6348,49 тыс.руб.) – 882,685 тыс. рублей.

     Точечная  оценка среднего значения объема бытовых услуг на душу населения с размером среднедушевого дохода 6348,49 тыс. руб:

      =95,472+0,124*6348,49=882,685 тыс. руб.

     Вычислим  интервальную оценку среднего значения объема бытовых услуг на душу населения с размером среднедушевого дохода 6348,49 тыс. руб.

     х - Δỹх ȳ ≤ ỹхỹх

     Δỹх = tS ỹх

     ν=n-2=10-2=8

     tα;ν = t0,05;8 =2,306

Δỹх =2,306* 58,806 =135,606

882,685 – 135,606≤ ȳ ≤ 882,685 + 135,606

     747,079≤ ȳ ≤ 1018,291

     Таким образом, с вероятностью 0,95 можно  утверждать, что средний объем  бытовых услуг на душу населения с размером среднедушевого дохода 6348,49 тыс. руб. составит от 747,079 до 1018,291 тыс.руб.

     Проверим  правильность выбора линейной формы  связи, вычислив показатель теоретического корреляционного отношения, показывающего степень близости выбранной теоретической линии регрессии к фактическим уровням и проверив выполняемость условия .

= =0,988 

     Так как разница по абсолютной величине 0<0,01, то можно утверждать, что линейная форма связи между признаками выбрана верно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Выводы

 

      Подведём  итоги:

     1. Бытовыми услугами называют  труд, воплощающийся в той или иной потребительной стоимости, которая способна удовлетворять определенные личные потребности.

     При этом статьей 346.27 НК РФ определено понятие бытовых услуг - это бытовые услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

        Бытовое обслуживание населения – часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги.

      В современных условиях бытовое обслуживание стало отраслью народного хозяйства с соответствующей индустриальной материально-технической базой. Оно приобретает всё более универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания. 

      В настоящее время российский рынок  бытовых услуг выходит на качественно  новый уровень. Все больше людей  и организаций отказываются от решения  бытовых проблем своими силами и  прибегают к помощи квалифицированных  специалистов.

     2. Потребление бытовых услуг по Тверской области и Центральному региону растет.

     По  России в общем объеме оказания бытовых  услуг всё большую роль играют предприятия негосударственной  формы собственности.

     Объемы  потребления бытовых услуг на душу населения в Центральном  регионе за период с 1999 г. по 2008 г. возросли с 2876 руб. до 3658 руб. на 782 рублей. А конкретно в Тверской области – увеличились с 959 руб. до 1371 руб. на 412 рублей.

     3. За период с 2004 по 2008 гг. в Тверской области наблюдается относительно равномерный рост  величины бытовых услуг на душу населения. В 2008 г.  по сравнению с 2004 г.  наблюдается рост  показателя на 51,33 %, что в абсолютном выражении составило 465,36 руб. По сравнению с 2007 г. в 2008 г. наблюдается сокращение на 29,4 руб. или на 2,1%. При этом одному проценту соответствует 14,01 руб.

      Средняя стоимость бытовых услуг за 5 лет  составила 1185,4 руб.

      Ежегодный прирост составляет 11,22%, что в  абсолютном выражении составляет 116,34 рублей.   

      Так как стоимость бытовых услуг  на душу населения сильно зависит  от среднедушевого дохода, то для развития рынка бытовых услуг в первую очередь необходимо увеличивать  доходы населения.

      4. В ходе проведения дисперсионного анализа удалось установить, что:

      а) В результате применения данного метода получили ряд динамики скользящей средней объема бытовых услуг на душу населения, в котором выявлена тенденция повышения значения показателя. 

        б) Изменение объема бытовых услуг на душу населения в Тверской области за исследуемый период (1999-2008гг.)  на 98,09% было вызвано влиянием направленных факторов и на 1,91% - влиянием случайных факторов.

      5. Осуществляя качественный экономический анализ данных во время проведения корреляционно-регрессионного анализа, в качестве факторного признака X был выбран среднедушевой денежный доход в рублях; в качестве результативного признака У - величина бытовых услуг на душу населения в рублях.

      Зависимость между X и У описывалась уравнением прямой, т. е. находились параметры уравнения парной линейной регрессии:

     В результате группировки установлена  прямая весьма тесная  корреляционная зависимость величины бытовых услуг на душу населения от величины среднедушевого денежного дохода. С увеличением среднедушевого дохода населения размер бытовых услуг на душу населения в среднем увеличивается.

      6.   Исследования основной  тенденции розничной торговли методом скользящей средней и методом аналитического выравнивания показали, что в целом объём бытовых услуг на душу населения в Тверской области (в период с 1999г. по 2008г.) с каждым годом увеличивался.

      Различия  между средним объемом бытовых  услуг на душу населения существенны, а значит, влияние размера среднедушевого дохода на объем бытовых услуг  существеннее, чем влияние всех остальных  факторов.

      По  сделанному мною прогнозу можно предположить, что и в 2009 г. объём бытовых услуг на душу населения так же увеличится.

      В данной работе были выявлены  закономерности и тенденции развития рынка бытовых услуг в Тверской области, была дана характеристика ее  структуры и региональных особенностей. Все статистические методы анализа, указанные во введении, были использованы. Были составлены прогнозы дальнейшего развития рынка бытовых услуг.

      Поставленные  перед нами задачи выполнены, а значит цель данной работы достигнута.

         Список литературных  источников

 
     
  1. Теория  статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд., перераб. –  М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.: ил.
  2. Венецкий И. Г., Кильдишев Г. С. Основы теории вероятностей и математической статистики. М.: Статистика, 1968.
  3. Митропольский А. К. Техника статистических вычислений. М.: Наука, 1971.
  4. Критерии математической статистики в экономических исследованиях. М.: Статистика, 1973
  5. Большев Л. Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1983. Головач А. В., Ерина А. М., Трофимов В. П.
  6. Гатаулин А. М. Система прикладных статистико – математических методов обработки экспериментальных данных в сельском хозяйстве. М.: Издательство МСХА, 1992.
  7. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 416 с.
  8. Социально-экономическая статистика: Учебник/А. В. Головач, В. И. Товнук, Г. Г, Ткаченко и др., Под ред. А. В. Головача. – К.: Высшая школа, 1992. – 398 с.
  9. http:// www. leasingworld.ru/kurs soc econom stat/779-statistika-rynka-uslug.html/
  10. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.: ил.
  11.   Российский статистический ежегодник 2008: Стат. Сб./Росстат. – М., 2009. – 826 с.
  12. Российский статистический ежегодник 2009:Стат. сб. / Росстат. –    М., 2010. – 819 с.
  13. Российский статистический ежегодник 2001:Стат. сб. / Росстат. –    М., 2002. – 814 с.
  14. Регионы России. Социально-экономические показатели.  2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009.-999  с.
  15. http://bi.gks.ru
  16. Регионы России. Социально-экономические показатели.  2004: Стат. сб. / Росстат. - М., 2005.-999  с.
  17. Российский статистический ежегодник 2005:Стат. сб. / Росстат. –    М., 2006. – 814 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Статистический анализ потребительского рынка бытовых услуг на примере Тверской области