Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести статистическое изучение общего образования в Амурской области с 2000 по 2009 года.
При этом поставлены задачи:
1 изучить теоретические основы статистики образования;
2 выявить методы расчёта и анализа статистики образования;
3 рассчитать и проанализировать показатели динамики численности учащихся в общеобразовательных учреждениях за последние 10 лет;
4 спрогнозировать численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области с 2010 по 2014 года
5 провести группировку районов по численности учащихся в общих образовательных учреждениях по данным 2009 года.
6 произвести расчет и анализ средних величин, показателей вариации численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области по данным 2009 года.
Введение 4
1 Теоретические основы статистического изучения общего образования 6
1.1 Содержание и сущность образования 6
1.2 Статистические методы оценки уровня образования 8
2 Статистический анализ численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области за 2000-2009 годы 22
2.1 Анализ динамики численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области за 2001- 2009 годы 22
2.2 Анализ структуры учащихся в общеобразовательных учреждениях за 2000-2009 годы 27
2.3 Группировка городов и районов Амурской области по численности учащихся в общеобразовательных учреждениях 28
2.4 Расчет и анализ средней численности учащихся в общеобразовательных учреждениях, и показатели вариации 33
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи между числом общеобразовательных учреждений и численностью учащихся в общеобразовательных учреждениях 36
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение А основные показатели образования 46
Приложение Б численность учащихся общеобразовательных учреждений 47
№ группы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
F |
12 |
11 |
2 |
1 |
1 |
|
2640950 |
6724167 |
15375025 |
27553050.8 |
43258244.4 |
Для расчета дисперсии воспользуемся формулой (18):
Среднее квадратическое отклонение численности учащихся в общеобразовательных учреждениях от его среднего значения составляет 7674762,3 .
Среднее квадратическое отклонение
представляет собой корень квадратный
из дисперсии, формула (19) :
Показывает, что в среднем отклонение численности учащихся в общеобразовательных учреждениях от среднего значения признака составляет 2770,3 человек.
Коэффициент вариации представляет собой процентное соотношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической:
В связи с тем, что коэффициент вариации превышает 24%, то можно сделать вывод, что совокупность неоднородна и разброс численности учащихся в общеобразовательных учреждениях от среднего числа по районам Амурской области в 2009 году велик.
2.5 Корреляционно - регрессионный анализ взаимосвязи между численностью учащихся в общеобразовательных учреждениях и числом общеобразовательных учреждений за 2000 – 2009 годы
Имеются данные за последние десять лет по числу общеобразовательных учреждений (x) и численности учащихся в общеобразовательных учреждениях (y). Для простоты дальнейших расчетов по всем имеющимся данным составим таблицу 11.
Таблица 11 – Расчет сумм для вычисления параметров уравнения прямой по несгруппированным данным
год |
Численность общеобразовательных учреждений, тыс. , Х |
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях, тыс.человек, Y |
|
|
ху |
|
|
|
2000 |
499 |
145,9 |
21286 |
249001 |
72804,1 |
137,43 |
8,47 |
71,7 |
2001 |
493 |
139,4 |
19432,36 |
243049 |
68724 |
134,01 |
5,39 |
29 |
2002 |
467 |
130,4 |
17004 |
218089 |
60896,8 |
119,19 |
11,21 |
125,6 |
2003 |
462 |
121,4 |
14737 |
213444 |
56086,8 |
116,34 |
5,06 |
25,6 |
2004 |
460 |
113,5 |
12882 |
211600 |
52210 |
115,2 |
-1,7 |
2,89 |
2005 |
452 |
106,6 |
11363 |
204304 |
48183 |
110,64 |
-4,04 |
16,3 |
2006 |
437 |
100,3 |
10060 |
190969 |
43831 |
102,09 |
-1,79 |
3,2 |
2007 |
426 |
95,8 |
9177,64 |
181476 |
40810,8 |
95,82 |
-0,02 |
0,0004 |
2008 |
414 |
92,7 |
8593 |
171396 |
38377,8 |
88,98 |
3,72 |
13,8 |
2009 |
399 |
93,0 |
8649 |
159201 |
37107 |
80,43 |
12,57 |
158 |
итог |
4509 |
1139 |
133183,6 |
2042529 |
519031,2 |
1139 |
0,01 |
446 |
Факторным признаком является число общеобразовательных учреждений. Результативным признаком – численность учащихся в общеобразовательных учреждениях. Предположим, что между числом общеобразовательных учреждений и численностью учащихся в общеобразовательных учреждениях существует линейная зависимость, которую можно выразить уравнением вида:
Для определения формы корреляционной связи необходимо вычислить параметры уравнения прямой путем решения системы нормальных уравнений вида:
1139=10×а0+а1×4509,
519031,2=а0×4509+а1×2042529,
Получаем а1=0,57, а0=-147.
Исходя из вычислений, уравнение прямой имеет вид:
=-147+0,57×x
Параметр регрессии а1=0,57 показывает, что с увеличением числа общеобразовательных учреждений на одну единицу численность учащихся в общеобразовательных учреждениях увеличится на 0,57. Параметр а0=-147 показывает, на сколько изменится численность учащихся в общеобразовательных учреждениях при влиянии неучтенных факторов.
Сумма теоретических уровней ряда ( ) совпала с суммой имперических уровней ряда ( ) и разность , это значит, что параметры регрессионного уравнения определены правильно.
Измерим тесноту корреляционной связи между числом общеобразовательных учреждений и численностью учащихся в общеобразовательных учреждениях:
Коэффициент корреляции показывает, что между числом общеобразовательных учреждений и численностью учащихся в общеобразовательных учреждениях наблюдается сильная прямая зависимость.
Найдём теоретического корреляционного
отношения по формуле (33), для этого
необходимо предварительно показатели:
Общая дисперсия показывает вариацию результативного признака под влиянием всех факторов, вызывающих эту вариацию.
Остаточная дисперсия характеризует вариацию результативного признака под влиянием прочих неучтенных факторов.
Факторная дисперсия характеризует вариацию результативного признака под влиянием признака фактора включенного в модель и вычисляется по формуле (31):
Вычислим индекс корреляционной связи формула (35):
r=R= σ=0,9
Так как значения линейного коэффициента, теоретического корреляционного отношения и индекса корреляции находится в пределах от 0,7 до 1, то связь между ними сильная.
Так как r= =R, то есть линейный коэффициент корреляции равен теоретическому корреляционному отношению и равен индексу корреляции, то гипотеза о линейной форме связи подтверждена.
Средней коэффициент эластичности определяется по формуле:
Средний коэффициент показывает, что при изменении числа общеобразовательных учреждений на один процент, число учащихся увеличится на 21,54 %.
Проведем оценку адекватности регрессионной модели, выражающей зависимость между числом общеобразовательных учреждений и численностью учащихся в общеобразовательных учреждениях, с помощью F-критерия Фишера:
=-147+0,57×x
F- критерий Фишера.
-эмпирическое значение
m-число параметров модели, m=2.
n-число единиц наблюдения.
-критическое (табличное)
Fт=5,3 с уровнем значимости (0,05) и числом степеней свободы (m-1),(n-m).
Т.к. Fэ>Fт, то уравнение можно признать адекватным.
Оценим значимость параметров уравнения регрессии с помощью t-критерия Стьюдента.
n<30
-табличное значение критерия Стьюдента.
tт=2,306 при уровне значимости (0,05) и числом степеней свободы (n-2).
Рассчитаем эмпирические t-критерии:
параметр значимый;
параметр признается не значимым.
Определим значимость коэффициента корреляции с помощью t-критерия Стьюдента по формуле:
Так как tт=2,31, то эмпирическое значение больше табличного и, следовательно, коэффициент корреляции можно признать значимым.
Вычислим ошибку аппроксимации по формуле:
т.к параметр не превышает 12% - 15%, то коэффициент считается значимым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому»
Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
В данной курсовой работе был рассмотрен уровень общего образования в Амурской области путем анализа численности учащихся в общеобразовательных учреждениях. Были проанализированы показатели динамики численности учащихся в Амурской области, проведен корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи числа общеобразовательных учреждений и численности учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Анализ данных показал, что показатели численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области за последние десять лет существенно изменились.
По сравнению с 2000 годом в 2009 году количество учеников уменьшилось на 52,9 тысяч человек, т.е. на 63,7%.
Проведя группировку по численности учащихся в общеобразовательных учреждениях, было установлено, что наименьшая численность наблюдается в 12 районах, а наибольшая в городе Белогорске.
Проведя корреляционно-регрессионный анализ, было установлено, что количество общеобразовательных учреждений значительно влияет на численность учащихся в них, и связь прямая.
Амурская область активно участвует в ряде федеральных экспериментов по образованию: введение единого государственного экзамена, профильному обучению в общеобразовательной школе, информатизации системы образования, созданию Всероссийской оценки качества образования. Внедряется механизм международного стандарта качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Образовательная система области отличается многообразием организационных – правовых форм, видов и типов образовательных учреждений и форм получения образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК