Международный туризм в Амурской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 07:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение современного состояния и тенденции развития международного туризма и разработка мероприятий по совершенствованию международного туризма в Амурской области.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
1) исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
2) раскрыть значение международного туризма в экономике Амурской области
3) исследовать потенциал туристических ресурсов области;
4) провести анализ факторов оказывающих влияние на развитие международного туризма в Амурской области;
5) выявить основные направления и перспективы развития международного туризма в Амурской области
6) разработать мероприятия по совершенствованию международного туризма в Амурской области

Оглавление

Введение 5
1. Современное состояние и тенденции развития международного туризма в Амурской области 8
1.1 Международный туризм в Амурской области 8
1.2 Тенденции развития международного туризма в Амурской области 19
2. Перспективы развития международного туризма в Амурской области 25
2.1 Возможности Амурской области для развития международного туризма 25
2.2 Разработка экскурсионного тура в Амурской области 29
Заключение 32
Библиографический список 36

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 99.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                                   5

1. Современное состояние и тенденции развития международного туризма в Амурской области                                                                                                   8

1.1 Международный туризм в Амурской области                                               8

1.2 Тенденции развития международного туризма в Амурской области        19

2. Перспективы развития международного туризма в Амурской области     25  

2.1 Возможности Амурской области для развития международного     туризма                                                                                                                   25

2.2 Разработка экскурсионного тура в Амурской области                                29

Заключение                                                                                                             32

Библиографический список                                                                                  36

 

Введение

 

Мировой опыт подтверждает огромную экономическую значимость туризма, который является одной  из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики и  сферы социально-значимых услуг. По данным ЮНВТО он занимает 35% международного рынка услуг, на его долю приходится 10% мирового валового национального  продукта, каждое 10-е рабочее место  и т.д.

Туризм оказывает стимулирующее  воздействие и на другие секторы  экономики, такие как гостиничный  и игорный бизнес, транспорт, торговля и др. Все более возрастает функция  туризма по воспроизводству жизненных  сил человека, повышения его качества жизни. Как сфера духовной культуры туризм выполняет гуманитарные, мировоззренческие, познавательные, пропагандистские, воспитательные, культуроохранные и иные существенные социальные функции в обществе.

На фоне все большего возрастания  роли туризма в мире и многих странах, современное развитие туризма в  России и субъектах РФ характеризуется  наличием глубоких противоречий. С  одной стороны, страна обладает богатыми природно-географическими и историко-культурными  туристскими ресурсами, сформирована и функционирует многоукладная  туристско-рекреационная отрасль, растет количество туристских организаций, развиваются  социально-ориентированные виды туризма  и т.д.

С другой стороны, туристские ресурсы неравномерно распределены и используются в малой степени, ранее достигнутые объемы въездных туристических потоков падают, темпы развития внутреннего и выездного туризма являются незначительными и неустойчивыми, прямой вклад во внутренний валовой продукт составляет 1,5 % и т.д.

Причины подобного положения  дел в российском туризме уже  давно озвучены руководителями государственных  органов управления туризмом, туристских организаций и объединений, а  также учеными: низкий имидж России как туристической страны, неэффективная государственная туристская и инвестиционная политика, несоответствие элементов инфраструктуры туризма мировым стандартам гостеприимства, перманентное удорожание стоимости туристских услуг, несовершенство нормативно-правовой базы и статистической отчетности и др.

Одной из важных причин, тормозящих развитие туризма в России, является недооценка потенциала регионального  туризма. Необходимость его «раскручивания»  для перехода национального туризма  на качественно новый уровень  уже осознали в странах, где он является высокодоходной отраслью экономики. Для развития туризма региональные особенности имеют большое значение как для включенности тех или иных территорий в общероссийские, межрегиональные и международные отношения и процессы, так и для внутреннего развития. Таким образом, актуальность проблемы, затрагиваемой в данном исследовании, определяется неоспоримым влиянием экономических факторов на успешное развитие туристской отрасли. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. В Амурской области как самостоятельном субъекте РФ актуальность разрабатываемой проблемы развития туризма определяется следующими обстоятельствами:

  • наличием благоприятных природно-географических и историко-культурных условий для развития туризма в области въездного и внутреннего туризма;
  • медленными темпами роста потребления туристических услуг и количества въездных и внутренних потоков в области;
  • современным уровнем состояния инфраструктуры туризма в регионе, не способствующем полной реализации имеющихся в области потенциальных возможностей развития сферы туризма;

Объект исследования: туристическая отрасль

Предмет исследования: международный  туризм в Амурской области

Целью исследования является изучение современного состояния и тенденции развития международного туризма и разработка мероприятий по совершенствованию международного туризма в Амурской области.

Достижение этой цели потребовало  постановки и решения следующего комплекса задач:

  1. исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
  2. раскрыть значение международного туризма в экономике Амурской области
  3. исследовать потенциал туристических ресурсов области;
  4. провести анализ факторов оказывающих влияние на развитие международного туризма в Амурской области;
  5. выявить основные направления и перспективы развития международного туризма в Амурской области
  6. разработать мероприятия по совершенствованию международного туризма в Амурской области

Метод работы: анализ литературы и трудов по данному вопросу отечественных  и зарубежных ученых, положения экономической  теории рыночной экономики, материалы  научных семинаров и конференций. Так же источником информации послужили  материалы исследований организаций, занимающихся туристской деятельностью.

Практическая значимость: применение данного исследования позволит турфирмам с учетом рекомендаций более эффективно развивать международный туризм, тем самым увеличивать доходы области.

 

 

 

 

1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОЖНОГО ТУРИЗМА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

   1.1 Международный туризм в Амурской области

Несмотря на положительную  динамику, на современном этапе наибольшее распространение получил выездной туризм, в то время как въездной и внутренний не получили должного развития в области.

Так, в 2007 году число обслуженных  туристов на внутреннем направлении  составило 4550 человек (без учета  экскурсантов), 2006 году 4789 и 2005 – 4989. Динамика обслуженных туристов на внутреннем направлении в 2005 – 2007 гг. представлена на Рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Количество обслуженных туристов на внутреннем                                  

направлении в 2005 – 2007 гг.

 

Определяющим направлением изменений объема реализации туристических  за последние три года стал значительный рост показателей. Принимая 2005 год за базисный, можно проследить увеличение объема реализации в 2006 году на 78%, в 2007 г. на 215%. Если же отследить темпы роста по годам, то в 2006 году удельный прирост по отношению к 2005 составил 78%, в 2007 году по отношению к 2006 году 76%. На въездном — 9443 человек, на международном - 75182 человек. Число российских граждан, выезжающих по путевкам за рубеж, постоянно увеличивается. Только в 2007 году по сравнению с 2005 годом число российских граждан, выехавших за рубеж, увеличилось на 67,2%. Самой посещаемой страной по-прежнему остается Китай.

Динамика объема реализации туристических услуг в 2005-2007 представлена на Рисунке 7.

 

Рисунок 7 – Объем реализации туристических услуг 2005-2007 гг

 

В то время как количество иностранных граждан, посетивших Амурскую область, сократилось за этот период на 72 %. Во многом это связано с  нововведениями в паспортно-визовом  законодательстве КНР, а также с  тем, что въездной поток формируется  на 99,9% из граждан КНР. Прослеживается очень сильная зависимость состояния  въездного туризма в Амурской области от административных решений  в КНР, что нельзя назвать положительной  тенденцией. В этой связи следует  работать над диверсификацией въездного  потока по географическому признаку. Примером может служить Хабаровский край, где не наблюдается таких колебаний во въездном туризме, что связано с существенной долей во въездном потоке туристов из Японии. На начало 2008 года в Амурской области зарегистрировано 47 организаций, осуществляющих туристическую деятельность. Рост произошел за счет увеличения числа турфирм, занимающихся турагентской деятельностью. Кроме того, на рынке туристских услуг появился филиал туроператора из Хабаровска. Среднее число работников, занятых туристской деятельностью, в расчете на одну турфирму увеличилось на 14%. Такая тенденция соответствует мировому опыту развития рынка туристских услуг. Следует отметить, что большинство туроператоров и турагентов работают на международном направлении.

В настоящее время для  экономики области приоритетным является развитие внутреннего и  въездного туризма. Для развития данных видов туризма область  обладает необходимыми условиями.

Сфера туризма группирует вокруг себя определенное количество отраслей экономики, стимулируя их развитие и формируя спрос на товары и услуги для нужд туризма. Отраслевой заказ туризма на товары, которые могут выпускаться местными товаропроизводителями и реализовываться как на рынке Амурской области, так и на других рынках, также не определен.

Необходимо отметить, что  в последние годы отмечается положительная  динамика доходов населения Амурской области. В то же время с улучшением благосостояния граждан существенно  изменяется и структура потребления. Так, в 2004 году снизились суммарные  расходы на приобретение продуктов  питания (на 27,6% относительно 2000 года), и параллельно с этим возросли расходы на приобретение непродовольственных  товаров (на 35,5%) и оплату услуг, в  том числе туристических (на 28,8%).1

 Эта тенденция по  изменению структуры потребительских  расходов населения в сторону  оплаты услуг сохранилась в  2007 году. Так, доля расходов на  оплату услуг в 2007 году увеличилась  до 21% против 18,8% в 2006 году. Эта ситуация  косвенно свидетельствует о повышении  уровня жизни населения Амурской  области, так как при повышении  уровня материального благосостояния  доля расходов на покупку продуктов  питания снижается, а доля расходов  на покупку непродовольственных  товаров и оплату услуг растет.

Сотрудничество с Китайской  народной республикой и рядом  ее регионов является наиболее развитым в структуре международных связей области. По данным областной статистики практически весь объем экспортных услуг (98,3%) приходился на Китай. Почти  третья часть объема импорта услуг (32,2%) приходилась на услуги, оказанные  китайскими гражданами, из них 42,6% –  услуги бюро путешествий и туристских агентов и 26,2% – транспортные услуги.2

Данные государственной  статистики отражают часть прямых доходов сфере туризма, на основании которых доля туризма в структуре валового регионального продукта определена в размере 0,095%. Доля туризма в 2007 году в общем объеме платных услуг составила 10,5%. Объемы прямых выплат сферы туризма области за 2005 - 2007 годы в бюджеты всех уровней составили 65 млн. рублей. В среднем каждый житель области вывозит около 10 тыс. рублей (дополнительно без стоимости оплаченных услуг проживания и питания). Это позволяет судить о платежеспособном потенциале населения, который может быть задействован в туристском секторе внутри региона. Таким образом, развитию въездного и внутреннего туризма препятствует низкий уровень развития индустрии и инфраструктуры международного туризма, что является результатом неудовлетворительного качества предоставления туристских услуг при неадекватном ценовом факторе. На сегодняшний день в области наиболее распространен выездной туризм, при этом число иностранцев, посещающих Приамурье, неуклонно сокращается. По этой причине огромное значение приобретает развитие в области въездного и международного туризма. Тем более, что и необходимые условия имеются: от разнообразных природных ресурсов, памятников культурно-исторического наследия до специальных туристско-рекреационных предприятий вроде турбаз, лечебно-оздоровительных учреждений и летних лагерей. Однако, такие факторы как слабая транспортная доступность ряда районов области, низкое качество обслуживания на предприятиях питания и некатегорийность амурских гостиниц снижают возможность привлечения туристов. Вдобавок к этому развитие индустрии отдыха сдерживает отсутствие единой информационной базы по туристско-рекреационным предприятиям, нет также и генеральной схемы размещения объектов инфраструктуры туризма и единого реестра туристских ресурсов. А отсутствие генеральной схемы туристских маршрутов снижает осведомленность населения о наличии туристских предложений в регионе. Основные турпотоки туризма сосредоточены в Китай, это обусловлено сравнительно низкими ценами на туры, нежели в другие страны и именно эта страна обладает наиболее развитой туристической инфраструктурой, и отдых здесь привлекателен для всех возрастных групп. Все вышеперечисленные проблемы требуют неотлагательного решения, однако финансовый кризис может помешать решению этих проблем.

Информация о работе Международный туризм в Амурской области