Международный туризм в Амурской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 07:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение современного состояния и тенденции развития международного туризма и разработка мероприятий по совершенствованию международного туризма в Амурской области.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
1) исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
2) раскрыть значение международного туризма в экономике Амурской области
3) исследовать потенциал туристических ресурсов области;
4) провести анализ факторов оказывающих влияние на развитие международного туризма в Амурской области;
5) выявить основные направления и перспективы развития международного туризма в Амурской области
6) разработать мероприятия по совершенствованию международного туризма в Амурской области

Оглавление

Введение 5
1. Современное состояние и тенденции развития международного туризма в Амурской области 8
1.1 Международный туризм в Амурской области 8
1.2 Тенденции развития международного туризма в Амурской области 19
2. Перспективы развития международного туризма в Амурской области 25
2.1 Возможности Амурской области для развития международного туризма 25
2.2 Разработка экскурсионного тура в Амурской области 29
Заключение 32
Библиографический список 36

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 99.50 Кб (Скачать)

Сумма налоговых поступлений  от турфирм в бюджеты разных уровней  в период с 2005 - 2007 гг. возросла на 106,9%, в 2006 году по отношению к 2005 увеличился на 68,7%, в 2007 году по отношению к 2006 на 30,8%.

Развитие туризма в  Амурской области сопровождается рядом  проблем, основной из которых 60% работников туристских организаций считают  независящий от них рост цен на свои услуги. Это подтверждают данные областной статистики, согласно которым  услуги с января по сентябрь 2008 года стали дороже на 15,1%. Актуальными проблемами также являются несовершенство законодательной базы и отсутствие условий для цивилизованного бизнеса. Среди условий, наиболее препятствующих развитию туризма в области, работники туристских фирм в качестве основных выделяют неразработанность государственной стратегии по развитию туризма (66,1%) и неравномерность социально-экономического развития (57,1%), неразвитость инфраструктуры туризма (51,8%)

Работники аппарата управления считают, что в области самыми существенными факторами, препятствующими развитию туризма, являются снижение уровня жизни российских граждан (53,1% и 50% соответственно) и неразвитость инфраструктуры туризма (46,9% и 56,8%).

Амурская область имеет  климатические, природные и другие условия для привлечения туристов и организации отдыха. Но для этого необходима серьезная работа по улучшению:

  • сервиса сферы обслуживания;
  • качества и пропускной способности дорог;
  • сервиса технического обслуживания транспортных средств;
  • развития материально-технической базы туристических предприятий и гостиничного хозяйства;
  • качества обслуживания на туристических базах, в гостиницах, ресторанах;
  • расширения программ культурных и спортивных мероприятий, развлекательных шоу.

Необходимо серьезно поработать над разработкой собственных  экскурсионных, туристических маршрутов  с включением в их программу знакомств  с историческими местами, памятниками  культуры, интересными природными местами  и организации отдыха с элементами самобытных, традиционных, колоритных, национальных видов развлечений, охоты  и др.

Развивать и предлагать виды спорта и отдыха, которые обусловлены  естественными природными условиями (горный туризм, альпинизм, горнолыжный спорт, конные маршруты, спуск на плотах и байдарках по рекам и другое). Для развития туризма определенное значение имеет и необходимость изменения характера туризма. В прошлые годы туризм базировался на организации группового туризма, в то время как мировая практика показывает, что основная часть туристов желает путешествовать индивидуально. Для решения проблем, вставших перед индустрией туризма, необходимо использовать различные формы экономического сотрудничества: создание фирм с иностранными инвесторами, строительство новых туристических объектов, предоставление свободы частной инициативе. Организация транзитных туров с организованными экскурсиями по Амурской области особенно актуальна, так как это даст Амурской области возможность вхождения в зону интереса для иностранных туристов.

Видимые перспективы отрасли  обнадеживают. Специалисты прогнозируют дальнейший рост значения Амурской области  на мировом туристском рынке. Однако, мечтая об эффективном использовании  туристского потенциала области, необходимо помнить о главной и неотложной задаче – создать современную  инфраструктуру отрасли и, прежде всего, сектор размещения, отвечающий международным  стандартом.

Проблему, которую туристская отрасль может решить только при  поддержке федеральных и региональных органов власти – финансирование модернизации туристской инфраструктуры.

В области зарегистрированы и действуют две туристские ассоциации: «Амурская областная туристическая  организация» и «Амурский Союз Туристических  Организаций». В которых зарегистрированы 79 турорганизации 22 занимаются туроператорской деятельностью, а 47 турагентской. Наиболее перспективным направлением Амурских турфирм на международном туристском рынке является сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, с Китаем, Кореей и Японией. Наиболее перспективным партнером на европейском рынке туризма является Германия.

Определяющим направлением изменений объема реализации туристических  услуг на международном рынке  является Китай, за последние три  года Китай стал самой посещаемой страной. Принимая 2005 год за базисный, можно проследить увеличение объема реализации выездных туристских услуг  в 2006 году на 78%, в 2007 г. на 216 %. Динамика реализации услуг в 2005 – 2007 гг. на туристском рынке в Амурской области представлена на рисунке 6.

Из рисунка 8 видно, с возросшим  выездом туристов за рубеж снизились  показатели въездного туризма, и  есть не значительный рост внутреннего  туризма. Эту ситуацию нельзя назвать  положительной тенденцией для развития туризма в Амурской области. Во-первых, это способствует снижению доходов  российских туристских фирм, а значит и поступлению налогов в бюджет, а с другой стороны - вывозу доходов  граждан в виде финансовых ресурсов в Китай, что в свою очередь  предполагает развитие там сектора  услуг, ориентированных на российского  потребителя.

Рисунок 8– Реализация услуг в 2005 – 2007 гг.на туристском рынке в

Амурской области

 

Социально-географические условия  области, отражающие особенности расселения населения на территории, его плотность, пропорции городского и сельского  населения и т.д., воздействуют на все виды туризма, так как определяют размещение туристских ресурсов, трудового потенциала, распределение элементов инфраструктуры и организаций, размеры и социальный состав туристических потоков, географию туристических поездок и т.д.

На турпотоки влияют факторы, никак не зависящие от стараний туркомпаний. В этом году негативных воздействий было особенно много, из-за чего операторы теперь опасаются делать прогнозы на предстоящий сезон. Единственное в чем они сходятся, так это в том, что особого роста рынка в зимнем сезоне не произойдет, 2009 год может быть провальным из-за международного финансового кризиса.

Демографические и социальные изменения будут оказывать положительное  влияние на развитие мирового рынка  туризма. Новые технологии инфраструктуре сделают возможными постоянные контакты почти со всеми регионами мира. При достаточном развитии инфраструктуры, уровня подготовки профессиональных кадров в турфирмах области обладающих знаниями в международном сервисе, экологии и финансирования, можно назвать перспективными в сфере развития туризма.

Рисунок 9 – Рыночные доли туристских фирм на международном

туристском рынке

 

Тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к  другой культуре, обилие рекламы, доступность  информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, все это  ведет к увеличению потоков международного туризма. Увеличение объема туристских услуг планируются за счёт расширения географии туристических маршрутов, продаж более дорогостоящих туров, создания межрегиональных туров  для российских и иностранных  туристов по Амурской области.3

Основными проблемами, сдерживающими  развитие международного и въездного  туризма в Амурской области на современном этапе, являются:

  1. отсутствие генеральной схемы размещения объектов инфраструктуры туризма и единого реестра туристских ресурсов Амурской области для развития международного и въездного туризма;
  2. неразвитость системы паспортизации туристских маршрутов и отсутствие генеральной схемы туристских маршрутов, что снижает осведомленность населения о наличии туристских предложений в регионе;
  3. отсутствие единой информационной базы по туристско-рекреационным предприятиям области (в том числе ведомственным базам отдыха), что сдерживает развитие индустрии отдыха в регионе;
  4. отсутствие новых, востребованных потребителями турпродуктов и объектов показа, слабое развитие индустрии развлечений (не считая казино), направленных на активное привлечение туристов, а значит и развитие внутреннего туризма;
  5. отсутствие центра по координации самодеятельного и экологического туризма в регионе;
  6. некатегорийность гостиниц Амурской области, необходимость реконструкции и повышения качества обслуживания коллективных средств размещения;
  7. повышение качества обслуживания на предприятиях питания области и расширение их сети;
  8. слабая транспортная доступность ряда районов Амурской области и плохое качество дорог;
  9. слабая рекламно-информационная деятельность по продвижению регионального турпродукта как внутри страны, так и за рубежом. Отсутствие бренда Амурской области как туристского региона и регионального туристского сайта;
  10. ориентированность местных туристических фирм на выездной туризм;
  11. низкая конкурентоспособность амурских турпродуктов (в том числе по цене), что ведет к оттоку денежных средств в другие регионы и прежде всего в Китай;
  12. отсутствие программы по подготовке и повышению квалификации туристских кадров;
  13. несовершенство нормативной правовой базы развития туризма.

Вышеизложенные проблемы развития туризма невозможно решить отдельными мероприятиями, для решения  необходима разработка программы развития туризма в Амурской области, ориентированной  на внутренний и въездной туризм.

Таким образом, активное развитие рынка туристских услуг возможно при росте материального благополучия граждан и наличии развитой туристской инфраструктуры, наибольшее влияние на совершенствование которой оказывают государственные органы, отвечающие за развитие туризма непосредственно в области. Очевидно, что проблем в сфере туризма в области очень много, однако рациональная организация туристской деятельности способствовали бы развитию внутреннего туризма на более высоком уровне, что позволило бы увеличить поступление денежных средств в бюджет города, области.

1.2 Тенденции развития международного туризма в Амурской области

В настоящее время в  Амурской области наиболее распространен  выездной туризм: Амурчане предпочитают отдыхать на побережье Приморья или в Китае. В 2007 году количество туристов на внутреннем направлении составило менее пяти тысяч человек, на въездном - 9,4 тыс., в то время как за пределы области выехало более 75 тыс. туристов. По этим причинам, необходимо все силы направить на развитие въездного и внутреннего туризма.

Для области международный  туризм станет источником не только поступления  иностранной валюты, но и организации  новых рабочих мест. В то же время  он привносит изменения в традиционные системы и природную среду. Проходившие  дебаты о целесообразности поддержки  международного туризма завершились  тем, что международный туризм признан  инструментом экономики, применение которого не только приносит стране доходы, но и  проблемы. Почти все регионы понимают целесообразность развития международного туризма. Правительство при планировании мер по развитию туризма должны принимать  во внимание экономические, социальные и культурные потребности населения.

Особое внимание должно уделяться  сохранению окружающей среды, которая  является базой туризма и требует  индустриального развития. Таким образом, тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга.

Соответствующие условия  для развития международного туризма в области есть: уникальная природа, памятники культурно-исторического наследия и многое другое. Однако зачастую они малопривлекательные из-за плохой инфраструктуры: труднодоступности, отсутствия гостиниц, кафе и ресторанов. Возможность привлечения туристов ограничивает нехватка общедоступной информации, единого реестра туристских ресурсов. Отсутствие генеральной схемы маршрутов снижает осведомленность туристов о наличии предложений в регионе.

На юге области предусмотрено  развитие проектов «Динозавры Азии»  на базе находящегося в Благовещенске  кладбища динозавров, и «Этнографическая деревня» - строительство национальной русской деревни неподалеку от областного центра. В Райчихинский подзоне интерес туристов могут вызвать озера с цветущими лотосами и Муравьевский парк с занесенными в Красную книгу журавлями.

На севере потенциально интересными  объектами стали наскальные писаницы (древние рисунки), а также Быссинское месторождение термальных вод в Селемджинском районе. Всего с 2008 по 2012 годы планируется развить девять проектов. За этот срок на их реализацию пойдет 73,3 млн. руб. При этом областной бюджет потратит 15 млн. руб., остальную сумму должны вложить инвесторы.

Если в ходе реализации не возникнет серьезных трудностей, то к 2012 году объем туристических  услуг должен вырасти в полтора  два раза, а с учетом самодеятельного  туризма число отдохнувших на маршрутах области увеличится с 14 до 35 тысяч человек в год. В  сфере туризма и смежных отраслях будет создано 500 рабочих мест, а  налоговые поступления отрасли  в областной бюджет увеличатся на пять процентов.

Изменения демографической  структуры и социальной модели народонаселения  вызывают у все большего числа людей потребность использовать свободное время и доход на путешествие.

Люди старшей возрастной группы (от 55 до 59 лет) начинают играть все более важную роль в международном  туризме. В 2007 г. зарегистрировано более 100 прибытий, совершенных людьми старшего возраста, и эта цифра продолжает увеличиваться. Население, несмотря на быстрые темпы старения, остается физически активным и, что не менее важно, более обеспеченным. Подсчитано, что ежегодно люди старшей возрастной группы совершают 0,8% поездки за рубеж. Есть прогноз, что 55-59-летние жители Амурской области до 2015 г. совершат дополнительно 288 поездок по территории ближнего зарубежья и 150 (возможно, больше) за рубеж. Население в возрасте 15-25 лет как важный элемент туристского бизнеса составляет 1/5 всего международного и международного рынка туризма. Каждый молодой человек в среднем имеет в перспективе 50 лет для занятия туризмом.4

Увеличение численности  работающих женщин, тенденция к поздним  бракам и обеспечение более высокого дохода на каждого члена семьи  расширяют такие сегменты туристского  рынка, как «деловые леди», поездки  с целью отдыха и в период каникул. Примером служит Япония, где сегмент  «деловые леди» составляет 1/6 рынка  международного туризма. Средний возраст  японских женщин, вступающих в брак впервые, вырос до 26 лет. Швеция установила рекорд более позднего среднего возраста вступления в брак. Будущие супруги, вступая в поздний брак, имеют высокий уровень дохода, большая часть которого расходуется на свадьбу и, соответственно, медовый месяц. В Японии зарубежные поездки молодоженов составляют особый сегмент рынка, достигающий 7 % общего показателя международного туризма. Увеличение доли одиноких людей и бездетных семей и соответственно дохода, приходящегося на семью, обеспечит рост таких сегментов рынка, как поездки для «одиночек» и путешествия в каникулярное время.

Информация о работе Международный туризм в Амурской области