Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие вопроса о государственном регулировании международного туризма, его предпосылках, формах и тенденциях развития, а также о перспективах международного туризма на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА....
1.1 Сущность международного туризма и основные понятия…………
1.2 Предпосылки развития международного туризма…………………….
1.3	Формы международного туризма………………………………………..
1.4	Государственное регулирование международного туризма …..
Международные туристские организации……………………………..
Безопасность международного туризма……………………………….
4 пункта
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА…………………………………………
2.1 Оценка экономической эффективности международного туризма…………. + 2.2.
2.2 Показатели эффективностии гос регулирования международного туризма
Доход от туризма
Количество туристов
Доля доходов от туризма в ВВП
Рейтинги - опросы
………………………….
2	АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ТУРИЗМА В РФ И ЗАРУБЕЖОМ………….
3.1 Анализ туристической индустрии в мире…………………………….
3.2 Анализ туристической индустрии в РФ……………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА……
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………  | 
  3  | 
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА....  | 
  5  | 
1.1 Сущность международного туризма и основные понятия…………  | 
  5  | 
1.2 Предпосылки развития международного туризма…………………….  | 
  10  | 
  | 
  15  | 
  | 
  17  | 
Международные туристские организации……………………………..  | 
  27  | 
Безопасность международного туризма………………………………. 4 пункта  | 
  33 
  | 
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА…………………………………………  | 
  
   
 40  | 
2.1 Оценка экономической эффективности международного туризма…………. + 2.2. 2.2 Показатели эффективностии гос регулирования международного туризма Доход от туризма Количество туристов Доля доходов от туризма в ВВП Рейтинги - опросы  | 
  40  | 
………………………….  | 
  45  | 
  | 
  50  | 
3.1 Анализ туристической индустрии в мире…………………………….  | 
  50  | 
3.2 Анализ туристической индустрии в РФ……………………………....  | 
  55  | 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………  | 
  64  | 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА……  | 
  68  | 
 
ВВЕДЕНИЕ
Развитие международного туризма и туристского рынка имеет большое экономическое значение, т.к. помогает решить общие экономические проблемы. Развитие туризма также требует развития всех отраслей хозяйства. Международный туризм представляет собой сложную и комплексную сферу мировой экономики, существенно влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов.
Международный туризм сегодня 
— это сфера социально-
В настоящее время международный туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.
Российская Федерация представляет собой необычайно привлекательное туристическое пространство. Однако, несмотря на свой высокий потенциал, она до сих пор занимает незначительное место на мировом туристическом рынке: на ее долю приходится менее 3% мирового туристского потока. В то же время эксперты считают, что туризм в России в ближайшие 10 лет переживет бум инвестиций, войдя в тройку мировых лидеров. Прирост числа посетивших Россию иностранных туристов в 2010 году составил 10%.
С экономической точки зрения международный туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туристам всем необходимым. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
Хотя стабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов (увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились), правомерно сделать вывод о том, что международный туризм стал глубоко укоренившейся частью культуры конца XX века. А в XXI веке международный туризм стал нормой жизни современного человека.
Практики российской туристской 
индустрии возлагают 
Туризм в России - это 
развивающийся комплекс. Поэтому 
постоянно ведется поиск новых 
форм работы на рынке, путей решения 
возникающих в данной индустрии 
проблем. Но, несмотря на стремительные 
темпы развития, должного внимания 
туризму как сектору 
Целью данной работы является раскрытие вопроса о государственном регулировании международного туризма, его предпосылках, формах и тенденциях развития, а также о перспективах международного туризма на современном этапе.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
За многовековую историю 
путешествий, географических открытий, 
промышленного освоения новых территорий, 
расширение мирохозяйственных связей 
были собраны многочисленные отчеты 
и дневники. Они сыграли неоценимую 
роль в накоплении человеком знаний 
в различных областях науки, культуры, 
техники. У многих людей появляется 
потребность увидеть новые 
 Туризм – это индустрия, 
развивающаяся в тех регионах, 
которые обладают 
Итак, любое государство, 
развивающее туризм, стремится достичь 
от него максимальной экономической 
эффективности. Экономическая эффективность 
туризма означает получение выигрыша 
(экономического эффекта) от организации 
туризма в масштабах 
 
К основным видам туризма, 
Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т. п.
Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни.
Туризм 
в первоначальном смысле понимался 
как передвижение и временное 
пребывание людей вне постоянного 
места жительства. Однако в процессе 
исторического развития содержание 
и смысл данного понятия 
В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.
Современная 
экономическая наука 
В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя К. Каспара, лежат две субсистемы:
- субъект 
туризма, т. е. турист – 
- объект 
туризма, состоящий из трех 
элементов: туристского 
Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов. Выделяют две формы туризма: внутренний и международный туризм.
Внутренний туризм – путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.
Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы.
В последнее время наметилась тенденция сближения внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).
Организация и управление в сфере туризма тесно связаны с такими понятиями, как «туристская индустрия» и «туристская политика».
Туристская индустрия - это 
совокупность средств размещения; транспортных 
средств; объектов питания, развлекательного, 
познавательного, делового, оздоровительного, 
спортивного и иного 
Туристская индустрия 
располагает солидной материально-технической 
базой, обеспечивает занятость большого 
числа людей и взаимодействует 
со всеми отраслями экономического 
комплекса. Эффективное функционирование 
системы туризма невозможно без 
планирования, регулирования, координации 
и контроля со стороны структур, 
ответственных за его развитие. Это 
обуславливает необходимость 
Туристская политика – 
это система методов, мер и 
мероприятий социально-
Для реализации национальной 
туристской политики и координации 
усилий по достижению общественно значимых 
целей государство создает 
Международный (иностранный) турист. В Комитете статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение иностранного туриста: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия оплачиваемой деятельностью.
Международными туристами считаются лица, путешествующие:
• с целью отдыха, лечения, посещения родственников и т. д.;
• с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических, религиозных, административных, атлетических и т. д.);
• с деловыми целями;
• в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч.