Международный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие вопроса о государственном регулировании международного туризма, его предпосылках, формах и тенденциях развития, а также о перспективах международного туризма на современном этапе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА....
1.1 Сущность международного туризма и основные понятия…………
1.2 Предпосылки развития международного туризма…………………….
1.3 Формы международного туризма………………………………………..
1.4 Государственное регулирование международного туризма …..
Международные туристские организации……………………………..
Безопасность международного туризма……………………………….
4 пункта
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА…………………………………………
2.1 Оценка экономической эффективности международного туризма…………. + 2.2.
2.2 Показатели эффективностии гос регулирования международного туризма
Доход от туризма
Количество туристов
Доля доходов от туризма в ВВП
Рейтинги - опросы
………………………….
2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ТУРИЗМА В РФ И ЗАРУБЕЖОМ………….
3.1 Анализ туристической индустрии в мире…………………………….
3.2 Анализ туристической индустрии в РФ……………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА……

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ВЭД.docx

— 130.32 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА....

5

1.1 Сущность международного туризма и основные понятия…………

5

1.2 Предпосылки развития международного туризма…………………….

10

    1. Формы международного туризма………………………………………..

15

    1. Государственное регулирование международного туризма …..

17

Международные туристские организации……………………………..

27

Безопасность международного туризма……………………………….

4 пункта

33

 

2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА…………………………………………

 

40

2.1 Оценка экономической эффективности международного туризма…………. + 2.2.

2.2 Показатели эффективностии гос регулирования международного туризма

Доход от туризма

Количество туристов

Доля доходов от туризма  в ВВП

Рейтинги - опросы

40

………………………….

45

  1. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ТУРИЗМА В РФ И ЗАРУБЕЖОМ………….

50

3.1 Анализ туристической индустрии в мире…………………………….

50

3.2 Анализ туристической индустрии в РФ……………………………....

55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА……

68


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие международного туризма и туристского рынка  имеет большое экономическое  значение, т.к. помогает решить общие  экономические проблемы. Развитие туризма  также требует развития всех отраслей хозяйства. Международный туризм представляет собой сложную и комплексную  сферу мировой экономики, существенно  влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных  стран и регионов.

Международный туризм сегодня  — это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах  превратилась в бурно развивающуюся  индустрию. В настоящее время  каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам  ВТО (Всемирная Туристская Организация), к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд., т.е. в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд долл. в день.

В настоящее время международный  туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим  явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных  и культурных связей между государствами  и народами мира.

Российская Федерация  представляет собой необычайно привлекательное  туристическое пространство. Однако, несмотря на свой высокий потенциал, она до сих пор занимает незначительное место на мировом туристическом  рынке: на ее долю приходится менее 3% мирового туристского потока. В то же время  эксперты считают, что туризм в России в ближайшие 10 лет переживет бум  инвестиций, войдя в тройку мировых  лидеров. Прирост числа посетивших Россию иностранных туристов в 2010 году составил 10%.

С экономической точки  зрения международный туризм – это  особый вид потребления туристами  материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную  отрасль хозяйства, обеспечивающую туристам всем необходимым. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных  отраслей национальной экономики.

Хотя стабильность на мировых  финансовых рынках привела к некоторым  изменениям в отпускных привычках  туристов (увеличилось число поздних  бронирований, а расходы во время  отдыха уменьшились), правомерно сделать  вывод о том, что международный  туризм стал глубоко укоренившейся  частью культуры конца XX века. А в XXI веке международный туризм стал нормой жизни современного человека.

Практики российской туристской индустрии возлагают определенные надежды на развитие внутреннего  и въездного туризма в нашей  стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют  свою деятельность на российские регионы  и страны ближнего зарубежья. Появляются многоцветные каталоги по туристским центрам страны.

Туризм в России - это  развивающийся комплекс. Поэтому  постоянно ведется поиск новых  форм работы на рынке, путей решения  возникающих в данной индустрии  проблем. Но, несмотря на стремительные  темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется. Экономика связана с  извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов.

Целью данной работы является раскрытие вопроса о государственном регулировании международного туризма, его предпосылках, формах и тенденциях развития, а также о перспективах международного туризма на современном этапе.

 

 

 

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

 

    1. Сущность международного туризма и основные понятия

 

 

За многовековую историю  путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширение мирохозяйственных связей были собраны многочисленные отчеты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Все это  послужило причиной возникновения  особой формы путешествий – туризма. Сначала туризм был доступен в  основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие  поездки для отдыха, лечения и  развлечения. Туризм имеет свою историю  развития. История туризма – это  наука, изучающая путешествия, начиная  от самых простых и до настоящего времени.

 Туризм – это индустрия,  развивающаяся в тех регионах, которые обладают естественными  и искусственными особенностями,  привлекающими туристов разнообразным  характером деятельности. Международный  туризм оказывает существенное  влияние на экономику и развитие  стран, способствуя притоку валюты  в них, созданию новых рабочих  мест, улучшению инфраструктур и  т. д. Для получения максимальной  выгоды от туризма каждое государство  разрабатывает туристскую политику.

Итак, любое государство, развивающее туризм, стремится достичь  от него максимальной экономической  эффективности. Экономическая эффективность  туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации  туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.

  К основным видам туризма, формирующимся  в зависимости от национальной  принадлежности, относят национальный (внутренний) и международный (внешний)  туризм. Международный туризм, в  свою очередь, подразделяется  на активный и пассивный, или  иначе въездной и выездной  туризм.

Человечеству  на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых  земель, поиска ресурсов и т. п.

Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после  Второй мировой войны, с другой –  имеющее глубокие исторические корни.

Туризм  в первоначальном смысле понимался  как передвижение и временное  пребывание людей вне постоянного  места жительства. Однако в процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно  претерпевали изменения и дополнения.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла  определение, одобренное Всемирной  туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной  среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

Современная экономическая наука рассматривает  туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием  внутренних связей, а с другой –  определить характер взаимодействия с  внешней средой.

В соответствии с определением, разработанным Международной  ассоциацией научных экспертов  в области туризма, туризм как  социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя К. Каспара, лежат  две субсистемы:

- субъект  туризма, т. е. турист – потребитель  туристских услуг со всем многообразием  его потребностей и мотивов  поведения;

- объект  туризма, состоящий из трех  элементов: туристского региона,  туристского предприятия и туристских  организаций.

Экономическая эффективность функционирования туризма  во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор  услуг, удовлетворяющих потребности  туристов. Выделяют две формы туризма: внутренний и международный туризм.

Внутренний  туризм – путешествия внутри своей  страны лиц, постоянно проживающих  в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью  в месте временного пребывания. На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.

Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без  занятия оплачиваемой деятельностью  в месте временного пребывания. В  среднем около 65% всех международных  туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы.

В последнее  время наметилась тенденция сближения  внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).

Организация и управление в сфере туризма тесно связаны  с такими понятиями, как «туристская  индустрия» и «туристская политика».

Туристская индустрия - это  совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую  и турагентскую деятельность, а также  организаций, предоставляющих экскурсионные  услуги и услуги гидов-переводчиков.

Туристская индустрия  располагает солидной материально-технической  базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует  со всеми отраслями экономического комплекса. Эффективное функционирование системы туризма невозможно без  планирования, регулирования, координации  и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Это  обуславливает необходимость разработки и реализации туристской политики.

Туристская политика –  это система методов, мер и  мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного  и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительственными, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования  туристских ресурсов, повышения эффективности  функционирования системы туризма.

Для реализации национальной туристской политики и координации  усилий по достижению общественно значимых целей государство создает органы управления туризмом – национальные туристские администрации (НТА).

Международный (иностранный) турист. В Комитете статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение  иностранного туриста: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся  за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия  оплачиваемой деятельностью.

Международными туристами  считаются лица, путешествующие:

• с целью отдыха, лечения, посещения родственников и т. д.;

• с целью участия в  семинарах, конгрессах (научных, дипломатических, религиозных, административных, атлетических и т. д.);

• с деловыми целями;

• в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч.

Информация о работе Международный туризм