Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие вопроса о государственном регулировании международного туризма, его предпосылках, формах и тенденциях развития, а также о перспективах международного туризма на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА....
1.1 Сущность международного туризма и основные понятия…………
1.2 Предпосылки развития международного туризма…………………….
1.3 Формы международного туризма………………………………………..
1.4 Государственное регулирование международного туризма …..
Международные туристские организации……………………………..
Безопасность международного туризма……………………………….
4 пункта
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА…………………………………………
2.1 Оценка экономической эффективности международного туризма…………. + 2.2.
2.2 Показатели эффективностии гос регулирования международного туризма
Доход от туризма
Количество туристов
Доля доходов от туризма в ВВП
Рейтинги - опросы
………………………….
2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ТУРИЗМА В РФ И ЗАРУБЕЖОМ………….
3.1 Анализ туристической индустрии в мире…………………………….
3.2 Анализ туристической индустрии в РФ……………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА……
Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм:
Бесконтрольное развитие
туризма может негативно
Развитие туризма как
отрасли характеризуется
Туристский поток – это постоянное прибытие туристов в страну (регион).
К показателям, характеризующим объём турпотока, относятся:
Количество туродней (Т) определяется по формуле:
Т = A × L,
где T – количество туродней, чел.-дн.;
A – число прибытий, чел.;
L – средняя продолжительность пребывания одного туриста в регионе, сут.
Турпоток – явление
неравномерное. Для характеристики
неравномерности туристского
где – коэффициент неравномерности туристского потока, %;
– число ночевок в месяц максимального турпотока, ед.;
– среднемесячное число ночевок, ед.
Частота поездок показывает,
сколько путешествий
человек в среднем за определенный период времени, как правило за год:
F
где F – частота поездок, ед.;
Qt – количество поездок, ед.;
t – период времени, мес.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся: коечный фонд средств размещения, число мест на предприятиях питания; число мест в театрах и т.п.
Рассчитаем эти показатели на примере средств размещения.
Мощность коечного фонда (Qa) можно определить по формуле
= × 365 + × t,
где – общее количество койко-мест в средствах размещения, ед.;
– число койко-мест
круглогодичного использования,
– число койко-мест сезонного использования, ед.;
D – число дней сезонного использования, дн.
Коэффициент использования вместимости (Кс) предприятий размещения рассчитывается по формуле
где – коэффициент использования вместимости предприятий размещения, %;
N – число совершенных ночевок, ед.;
А – число мест на предприятии размещения, ед.
По аналогии рассчитывается
вместимость предприятий
На уровне турфирмы рассчитываются показатели финансово-экономической деятельности (выручка, себестоимость услуг, прибыль и рентабельность и др.), которые изучаются студентами в курсе «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме».
Отдельно выделяют показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:
3 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ТУРИЗМА В РФ И ЗАРУБЕЖОМ
3.1 Анализ туристической индустрии в мире
Международный туризм – сложная, комплексная сфера мирового хозяйства, существенно влияющая как на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и на хозяйства большинства стран и отдельных регионов мира.
В мировом экспорте товаров и услуг в настоящее время туризм занимает ведущее место. Поступления от международного туризма достигли в 2001 году 476 млрд. долларов США, опередив доходы от экспорта нефтепродуктов, автомобилей и любых других товаров и услуг.
В 2002 году на долю туризма приходилось около 8% всего мирового экспорта, 30% мировой торговли услугами, 10,8% мирового валового продукта, 9,4% мировых капиталовложений. Для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран – источником дохода.
Сегодня туризм – не только крупнейшая, но и наиболее динамично развивающаяся отрасль сферы услуг. Долгосрочные перспективы развития туризма представляются экспертам ВТО оптимистическими. Прогнозируется, что к 2012 году число туристских прибытий превысит 1 млрд. человек. Мировые доходы от туризма возрастут к 2020 году до 2 трлн. долларов.
Для современного международного туризма характерна значительная территориальная неравномерность. В самом общем виде она отражает разные социально-экономические уровни. Так, на развитые страны в настоящее время приходится 57% всех туристских прибытий, на развивающиеся страны – 30%, а на страны с переходной экономикой – 13%.
При анализе региональной структуры туристских прибытий и доходов выделяют шесть туристских макрорегионов мира:
Для всех макрорегионов характерна
поступательная динамика развития. Главным
туристским макрорегионом мира продолжает
оставаться Европа, несмотря на некоторое
сокращение ее доли. Около 87% иностранных
туристов, путешествующих по Европе, -
граждане европейских государств. Но
в 2003 году последствия слабой экономической
конъюнктуры в Европе, когда некоторые
крупные направляющие рынки региона
переживали спад или были близки к
нему, в сочетании с сильным
евро сказались на Западной Европе
и Южной Средиземноморской
Некоторое уменьшение в последнее время доли Американского макрорегиона в международных прибытиях и доходах от туризма объясняется не потерей его привлекательности, а более быстрыми темпами развития туристического бизнеса в некоторых других регионах.
В Карибском субрегионе и
Южной Америке после
Постепенно растет число туристов в Африке, которая превращается в место самого дешевого отдыха в мире. В 2007г. рост международных прибытий в данный макрорегион составил 5%.
Ближний Восток и Южная
Азия относятся к регионам со слаборазвитой
туристской инфраструктурой. Но близость
европейских стран – основных
поставщиков туристов, длительность
туристского сезона, создают хорошие
предпосылки для более
Таблица 3.1 - Распределение выездного туристского потока по принимающим туристов регионам
Регион |
Численность выехавших с туристскими целями в 2009г., млн | ||
В том числе в регионы | |||
Всего в мире |
В тот же регион |
В другой регион | |
Африка |
16,1 |
12,8 |
3,3 |
Северная и Южная Америка |
133,2 |
94,6 |
38,6 |
Восточная Азия и Тихоокеанский регион |
115,9 |
87,9 |
27,9 |
Европа |
414,8 |
356,9 |
57,9 |
Ближний Восток |
11,7 |
8,1 |
3,6 |
Южная Азия |
7,2 |
1,6 |
5,6 |
Источники: World Tourism Organizations (WTO).
Что касается межрегиональных путешествий,
то здесь лидируют потоки между Америкой
и Европой.
В списке 15 самых посещаемых стран мира. В таблице приведены 5 лидирующих стран мира. Безусловное лидерство принадлежит Франции, которая приняла в 2009 г. 76,7 млн. туристов.
Таблица 3.2 - Пять ведущих мировых туристских направлений
страна |
Международные туристические прибытия |
Доходы от международного туризма | ||||||
место |
2008г., млн. |
Рост % |
2009г., млн. |
Рыночная доля |
место |
2008г., млрд. евро |
Рыночная доля, % | |
Франция |
1 |
75,2 |
2,0 |
76,7 |
10,7 |
3 |
33,5 |
4,7 |
Испания |
2 |
50,1 |
3,3 |
51,7 |
7,2 |
2 |
36,7 |
5,1 |
США |
3 |
45,5 |
-0,1 |
45,4 |
6,4 |
1 |
80,7 |
11,3 |
Италия |
4 |
39,1 |
1,0 |
- |
- |
4 |
29,0 |
4,1 |
Китай |
5 |
33,2 |
11,0 |
36,8 |
5,1 |
5 |
19,9 |
2,8 |
Источники:World Tourism Organizations (WTO).
Лидером по количеству выезжающих из страны туристов является Германия. За ней следуют США, Великобритания, Япония, Италия и Франция.
В период до 2020г. международные прибытия, по прогнозам Всемирной Туристической Организации, увеличатся более, чем в 2 раза (с 694 млн. в 2008г. до 1 млрд. к 2010г. и 1,56 млрд. к 2020г.).
Европа по-прежнему останется наиболее привлекательным для посещения местом, несмотря на то, что ее доля в мировом рынке упадет с 59,8 до 45,9%. Страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона оттеснят Америку, заняв 2-е место по числу, как приезжающих, так и выезжающих. Безусловными лидерами роста мирового туризма в ближайшие 10 лет станут Черногория, Индия, Китай, Вьетнам, Ангола, Чад. Список популярнейших направлений к 2020г. возглавит Китай, обогнав Францию, прочно удерживавшую первенство на протяжении последнего десятилетия. На рынке выездного туризма Китай поднимется на 4-е место.