Международный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие вопроса о государственном регулировании международного туризма, его предпосылках, формах и тенденциях развития, а также о перспективах международного туризма на современном этапе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА....
1.1 Сущность международного туризма и основные понятия…………
1.2 Предпосылки развития международного туризма…………………….
1.3 Формы международного туризма………………………………………..
1.4 Государственное регулирование международного туризма …..
Международные туристские организации……………………………..
Безопасность международного туризма……………………………….
4 пункта
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА…………………………………………
2.1 Оценка экономической эффективности международного туризма…………. + 2.2.
2.2 Показатели эффективностии гос регулирования международного туризма
Доход от туризма
Количество туристов
Доля доходов от туризма в ВВП
Рейтинги - опросы
………………………….
2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ТУРИЗМА В РФ И ЗАРУБЕЖОМ………….
3.1 Анализ туристической индустрии в мире…………………………….
3.2 Анализ туристической индустрии в РФ……………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА……

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ВЭД.docx

— 130.32 Кб (Скачать)

Недостатки развития туризма  проявляются в том, что туризм:

  • влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т.д.;
  • способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;
  • вызывает экологические и социальные проблемы.

Бесконтрольное развитие туризма может негативно повлиять на экологическую обстановку в стране, изменить стиль жизни коренного  населения.

Развитие туризма как  отрасли характеризуется системой экономических показателей, включающей:

  • объем туристского потока;
  • состояние материально-технической базы;
  • финансово-экономическую деятельность турфирмы.

Туристский поток –  это постоянное прибытие туристов в  страну (регион).

К показателям, характеризующим  объём турпотока, относятся:

  • общее количество туристов;
  • количество ночевок;
  • средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).

Количество туродней (Т) определяется по формуле:

Т = A × L,                                                  (2.2.1)

где T – количество туродней, чел.-дн.;

A – число прибытий, чел.;

L – средняя продолжительность пребывания одного туриста в регионе, сут.

Турпоток – явление  неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности (Кd):

                                               (2.2.2)

где – коэффициент неравномерности туристского потока, %;

  – число ночевок в месяц максимального турпотока, ед.;

  – среднемесячное число ночевок, ед.

Частота поездок показывает, сколько путешествий предпринимает 

человек в среднем за определенный период времени, как правило за год:

F                                                 (2.2.3)

где F – частота поездок, ед.;

Qt – количество поездок, ед.;

t – период времени, мес.

Показатели, характеризующие  состояние и развитие материально-технической  базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся: коечный фонд средств размещения, число мест на предприятиях питания; число мест в театрах и т.п.

Рассчитаем эти показатели на примере средств размещения.

Мощность коечного фонда (Qa) можно определить по формуле

= × 365 + × t,                                       (2.2.4)

где – общее количество койко-мест в средствах размещения, ед.;

 – число койко-мест  круглогодичного использования,  ед.;

 – число койко-мест  сезонного использования, ед.;

D – число дней сезонного использования, дн.

Коэффициент использования  вместимости (Кс) предприятий размещения рассчитывается по формуле

                                          (2.2.5)

где – коэффициент использования вместимости предприятий размещения, %;

N – число совершенных ночевок, ед.;

А – число мест на предприятии  размещения, ед.

По аналогии рассчитывается вместимость предприятий питания, театров и т.д.

На уровне турфирмы рассчитываются показатели финансово-экономической  деятельности (выручка, себестоимость  услуг, прибыль и рентабельность и др.), которые изучаются студентами в курсе «Экономика и предпринимательство  в социально-культурном сервисе  и туризме».

Отдельно выделяют показатели, характеризующие состояние и  развитие международного туризма:

  • количество туристов, посетивших зарубежные страны (по количеству пересечений границы);
  • количество туродней по иностранным туристам;
  • суммарные расходы, произведенные туристами за рубежом.

 

3 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ТУРИЗМА В РФ И ЗАРУБЕЖОМ

 

3.1 Анализ туристической  индустрии в мире

 

 

Международный туризм –  сложная, комплексная сфера мирового хозяйства, существенно влияющая как  на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и  на хозяйства большинства стран  и отдельных регионов мира.

В мировом экспорте товаров  и услуг в настоящее время  туризм занимает ведущее место. Поступления  от международного туризма достигли в 2001 году 476 млрд. долларов США, опередив доходы от экспорта нефтепродуктов, автомобилей  и любых других товаров и услуг.

В 2002 году на долю туризма  приходилось около 8% всего мирового экспорта, 30% мировой торговли услугами, 10,8% мирового валового продукта, 9,4% мировых  капиталовложений. Для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран – источником дохода.

Сегодня туризм – не только крупнейшая, но и наиболее динамично  развивающаяся отрасль сферы  услуг. Долгосрочные перспективы развития туризма представляются экспертам  ВТО оптимистическими. Прогнозируется, что к 2012 году число туристских прибытий превысит 1 млрд. человек. Мировые доходы от туризма возрастут к 2020 году до 2 трлн. долларов.

Для современного международного туризма характерна значительная территориальная  неравномерность. В самом общем  виде она отражает разные социально-экономические  уровни. Так, на развитые страны в настоящее  время приходится 57% всех туристских прибытий, на развивающиеся страны – 30%, а на страны с переходной экономикой – 13%.

При анализе региональной структуры туристских прибытий и  доходов выделяют шесть туристских макрорегионов мира:

  1. Европейский – страны Западной, Северной, Южной, Центральной и восточной Европы, включая государства восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция);
  2. Американский – страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна;
  3. Азиатско-Тихоокеанский – страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания;
  4. Африканский – страны Африки, кроме Египта и Ливии;
  5. Южно-Азиатский – все страны Южной Азии;
  6. Ближневосточный – страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия.

Для всех макрорегионов характерна поступательная динамика развития. Главным  туристским макрорегионом мира продолжает оставаться Европа, несмотря на некоторое  сокращение ее доли. Около 87% иностранных  туристов, путешествующих по Европе, - граждане европейских государств. Но в 2003 году последствия слабой экономической  конъюнктуры в Европе, когда некоторые  крупные направляющие рынки региона  переживали спад или были близки к  нему, в сочетании с сильным  евро сказались на Западной Европе и Южной Средиземноморской Европе. Вторую позицию в настоящее время  занимает Азиатско-Тихоокеанский регион, обогнавший в 2002 году долго и прочно удерживающую эту позицию Америку. Этот туристский макрорегион характеризуется  не только уникальными рекреационными ресурсами и экзотикой, но и высочайшим уровнем сервиса. В этом макрорегионе, также как и Европе, преобладает  внутрирегиональный туризм.

Некоторое уменьшение в последнее  время доли Американского макрорегиона в международных прибытиях и  доходах от туризма объясняется  не потерей его привлекательности, а более быстрыми темпами развития туристического бизнеса в некоторых  других регионах.

В Карибском субрегионе и  Южной Америке после отрицательных  показателей произошел энергичный подъем, вызванный улучшением экономической  ситуации в таких крупных странах, как Аргентина и Бразилия, что  способствовало росту внутрирегиональных путешествий. Главными центрами притяжения туристов являются три страны –  США, Канада и Мексика.

Постепенно растет число  туристов в Африке, которая превращается в место самого дешевого отдыха в мире. В 2007г. рост международных прибытий в данный макрорегион составил 5%.

Ближний Восток и Южная  Азия относятся к регионам со слаборазвитой  туристской инфраструктурой. Но близость европейских стран – основных поставщиков туристов, длительность туристского сезона, создают хорошие  предпосылки для более активного  освоения туристского потенциала региона. В 2007г. рост международных прибытий на Ближний Восток составил 10%, при этом особенно быстро увеличивается число внутрирегиональных путешествий.

 

Таблица 3.1 - Распределение выездного туристского потока по принимающим туристов регионам

 

 

Регион

Численность выехавших с  туристскими 

целями в 2009г., млн

 

В том числе в регионы

Всего в мире

В тот же регион

В другой регион

Африка

16,1

12,8

3,3

Северная и Южная Америка

133,2

94,6

38,6

Восточная Азия и Тихоокеанский  регион

115,9

87,9

27,9

Европа

414,8

356,9

57,9

Ближний Восток

11,7

8,1

3,6

Южная Азия

7,2

1,6

5,6


Источники: World Tourism Organizations (WTO). 
Что касается межрегиональных путешествий, то здесь лидируют потоки между Америкой и Европой.

В списке 15 самых посещаемых стран мира. В таблице приведены 5 лидирующих стран мира. Безусловное  лидерство принадлежит Франции, которая приняла в 2009 г. 76,7 млн. туристов.

 

Таблица 3.2 - Пять ведущих мировых туристских направлений

 

страна

 

Международные туристические  прибытия

Доходы от

международного

туризма

место

2008г.,

млн.

Рост %

2009г.,

млн.

Рыночная

доля

место

2008г.,

млрд. евро

Рыночная

доля, %

Франция

1

75,2

2,0

76,7

10,7

3

33,5

4,7

Испания

2

50,1

3,3

51,7

7,2

2

36,7

5,1

США

3

45,5

-0,1

45,4

6,4

1

80,7

11,3

Италия

4

39,1

1,0

-

-

4

29,0

4,1

Китай

5

33,2

11,0

36,8

5,1

5

19,9

2,8


Источники:World Tourism Organizations (WTO).

 

Лидером по количеству выезжающих из страны туристов является Германия. За ней следуют США, Великобритания, Япония, Италия и Франция.

В период до 2020г. международные  прибытия, по прогнозам Всемирной  Туристической Организации, увеличатся более, чем в 2 раза (с 694 млн. в 2008г. до 1 млрд. к 2010г. и 1,56 млрд. к 2020г.).

Европа по-прежнему останется  наиболее привлекательным для посещения  местом, несмотря на то, что ее доля в мировом рынке упадет с 59,8 до 45,9%. Страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона оттеснят Америку, заняв 2-е  место по числу, как приезжающих, так и выезжающих. Безусловными лидерами роста мирового туризма в ближайшие 10 лет станут Черногория, Индия, Китай, Вьетнам, Ангола, Чад. Список популярнейших направлений к 2020г. возглавит Китай, обогнав Францию, прочно удерживавшую первенство на протяжении последнего десятилетия. На рынке выездного туризма Китай поднимется на 4-е место.

Информация о работе Международный туризм