Международный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие вопроса о государственном регулировании международного туризма, его предпосылках, формах и тенденциях развития, а также о перспективах международного туризма на современном этапе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА....
1.1 Сущность международного туризма и основные понятия…………
1.2 Предпосылки развития международного туризма…………………….
1.3 Формы международного туризма………………………………………..
1.4 Государственное регулирование международного туризма …..
Международные туристские организации……………………………..
Безопасность международного туризма……………………………….
4 пункта
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА…………………………………………
2.1 Оценка экономической эффективности международного туризма…………. + 2.2.
2.2 Показатели эффективностии гос регулирования международного туризма
Доход от туризма
Количество туристов
Доля доходов от туризма в ВВП
Рейтинги - опросы
………………………….
2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ТУРИЗМА В РФ И ЗАРУБЕЖОМ………….
3.1 Анализ туристической индустрии в мире…………………………….
3.2 Анализ туристической индустрии в РФ……………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА……

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ВЭД.docx

— 130.32 Кб (Скачать)

  По продолжительности туристов  в путешествии выделяют кратковременный  и продолжительный туризм.

  По характеру организации путешествия  выделяют индивидуальный, групповой,  организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.

 

1.4 Роль государственного регулирования международного туризма

 

 

Свою главную цель при  проведении туристской политики государство  видит в формировании высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. Соответственно внимание сконцентрировано на понятии конкурентоспособности туристского региона. Перед каждой страной, заинтересованной в развитии въездного туризма, стоит задача повышения привлекательности национального туристского рынка для иностранных туристов. Критерии привлекательности туристских регионов исследуются учеными различных научных учреждений. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которые сопутствуют формированию и развитию мирового хозяйства.

Если ранний этап развития международного туризма характеризовался наличием потенциала для его саморегулирования, то по мере усложнения хозяйственных  систем возрастает роль государственной  политики, направленной на обеспечение  макроэкономических пропорций, стабильного  темпа и сбалансированности развития. Государство определяет границы, в  пределах которых рынок самоорганизовывается, к тому же оно вынуждено отстаивать интересы национальных производителей путем их лоббирования на международных  туристских рынках. Последствия никем  не управляемых в стране процессов  в период становления новых рыночных механизмов можно рассмотреть на примере России 1990-х гг., когда  на смену государственным формам организации туризма пришел стихийно формирующийся рынок туристских услуг со всеми преимуществами и  недостатками. Прекращение регулирования  рынка со стороны государства  привело к недобросовестной конкуренции, нарушению прав потребителей, низкому  уровню развития въездного и внутреннего  туризма, резкому спаду социального туризма.

Поскольку роль международного туризма в мировой экономике  постоянно возрастает, то соответственно увеличивается зависимость национальных экономик от туристской деятельности. Это объясняется тем, что в  экономике отдельных стран международный  туризм выполняет ряд важнейших  функций:

  • является источником притока иностранной валюты и капитала в страну;
  • создает предпосылки для улучшения платежного баланса страны;
  • содействует диверсификации экономики, стимулирует возникновение новых секторов, обслуживающих сферу туризма;
  • создает новые рабочие места, помогая решить проблему безработицы;
  • способствует повышению доходов населения;
  • повышает привлекательность страны для делового международного предпринимательства;
  • содействует развитию инфраструктуры страны;
  • стимулирует хозяйственное освоение новых районов.

Сегодня эффективное функционирование системы международного туризма  невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны  структур, ответственных за его развитие. Это обусловливает необходимость  разработки туристской политики, которая  формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия. Туристская политика любой страны строится исходя из ее внутренних специфических  условий и внешних факторов и  рассматривается как составная  часть общей политики государства. В силу ряда причин в мировой практике существуют различные национальные системы организации регулирования  туризма.

Первая модель возможна в  том случае, если туризм не признается приоритетной отраслью развития или  субъекты туристского рынка занимают сильные позиции и способны решать все вопросы без государственного участия, так как предполагает отсутствие центральной туристской администрации, а все вопросы решаются на основе принципов рыночной «самоорганизации». Данная модель управления туризмом характерна для США, благодаря наличию влиятельных частных компаний и уверенности в привлекательности страны для иностранных туристов, где в то же время осознается возможность повысить число международных прибытий за счет профессиональных усилий по продвижению туристского продукта. Вторая модель регулирования туризма широко распространена в ряде стран, где международный туризм выступает в роли одного из основных источников валютных поступлений, например в Турции, Греции, Египте. Она предполагает строгий контроль за всей отраслью, осуществляемый авторитетным министерством и подтверждает, что успешное выполнение программы стимулирования международного туризма полностью окупает связанные с ней финансовые затраты и риски. Третья модель управления туризмом характерна для европейских государств (Франции, Испании, Италии) и предусматривает вхождение национальной туристской администрации в состав многоотраслевого министерства. В Республике Беларусь таким органом государственного управления является Министерство спорта и туризма.

Туристская политика различных  стран направлена на создание благоприятного климата для развития международного туризма, который охватывает поездки  путешествующих лиц с туристскими  целями за пределы страны постоянного  жительства и включает в себя въездной и выездной туризм. Экономически более  важен въездной туризм: как экспортная отрасль он дает приток средств и  зависит от воспринимаемой (реальной плюс созданной) привлекательности  страны и от конкурентоспособности  национального туристского продукта. Выездной туризм в конкретной стране привязан к ВВП и доходам граждан. Любая страна стремится к положительному сальдо по статье «туризм». Но не менее  важен уровень динамического  равновесия. Если он в порядке, значит жители богаты и у них есть средства для путешествий, а страна благополучна и привлекательна для туристов. Для повышения эффективности туристской деятельности необходима целостная система управления, отвечающая современным и перспективным требованиям динамичного развития. Взаимосвязанный комплекс программно-целевого управления и бизнес-планирования сочетает форму государственного регулирования и принцип рыночной конкуренции.

Необходимость государственного регулирования международного туризма  обусловлена, во-первых, специфическими особенностями туризма как вида экономической деятельности, что  требует формирования определенной стратегии регулирования его функционирования, во-вторых, основными тенденциями развития международной туристской системы в современных условиях, в-третьих, усилением экономической, социальной, культурной и политической роли туризма в национальном и международном масштабе, что имеет огромное значение.

Среди основных тенденций  развития международного туризма на современном этапе можно выделить следующие направления:

  • динамичное и широкое по своим масштабам развитие отрасли;
  • постоянное появление новых туристских регионов, составляющих конкуренцию лидерам на мировом рынке туризма;
  • наравне с заботой о безопасности постепенное привыкание туристов к нестабильности и готовность принять риски, связанные с поездками в другие страны;
  • постоянный рост спроса на международный туризм «со знаком качества»;
  • все более существенное влияние на туристскую отрасль демографических факторов, изменений в предпочтениях и ценностях потребителей, их образе жизни;
  • рост количества и частоты кратковременных поездок, а также путешествий, спланированных в последнюю минуту (время становится такой же ценностью, как и деньги);
  • стремление туристов приобрести ценный опыт за свои деньги: предпочтение отдается возможности интересно провести досуг;
  • увеличение спроса на аутентичный туристский продукт, интерес к местным обычаям и слиянию с природой, популярность различных видов интеллектуальной и физической деятельности — потребители менее лояльны, более спонтанны и непредсказуемы, их требования возрастают;
  • повышение степени информационной интенсивности индустрии туризма;
  • сглаживание сезонного характера отрасли за счет внедрения передовых технологий и обновления туристского продукта;
  • переход к новым формам туризма, основанным на принципах дифференциации, индивидуализации и диверсификации, широкое распространение идеи устойчивого развития и популярность альтернативных видов туризма.

Одной из множества причин, по которым государство не должно предоставлять полную свободу действий отдельным субъектам сферы туризма  и полностью доверять им принятие решений, является то, что отдельные  представители, такие как туристские компании, финансовые группы и т. п., не в состоянии гарантировать  поддержание условий для воспроизводства  и успешного функционирования индустрии  туризма. Экономическая логика государственного вмешательства в сферу туризма  усиливается и соображениями  культурного и экологического плана. Туризм представляет собой систему  глобально-локального взаимодействия, функционирование которой влечет за собой существенные последствия  для общества.

Поскольку туризм по своей  сущности зависит от качества окружающей среды, то часто устойчивость в туризме  ассоциируется с эко-агротуризмом, но по существу устойчивое развитие туризма  означает больше, чем защита природного богатства. Оно предполагает объективное  восприятие местных жителей, их культуры, традиций, обычаев, стиля жизни и  социально-экономической системы общества, к которому они принадлежат. Если около десяти лет тому назад все внимание исследователей преимущественно фокусировалось на воздействии международного туризма на окружающую среду, то в настоящее время при сохранении актуальности вопросов экологической безопасности и бережного использования природных ресурсов и сохранения естественного наследия для будущих поколений это уже не единственный аспект, требующий тщательного рассмотрения. Концепция устойчивого развития включает в себя также экономические, социальные и культурные критерии. Препятствием в осуществлении системного и комплексного подхода к туристской индустрии можно назвать четкую фрагментацию последней и относительную замкнутость в заданных границах жизнедеятельности, что типично для малых предприятий и фирм среднего размера, которые и составляют большую часть туристской индустрии. Это косвенным образом приводит к безответственности, когда различные мелкие фирмы с целью получения немедленной и максимально возможной прибыли не задумываются о последствиях своей деятельности.

Поддержку государства целесообразно  направить на стимулирование функционирования приоритетных видов туризма, развитие научного потенциала и создание условий  для подлинно предпринимательской, главным образом, инновационной деятельности. При этом важное значение имеет тесное сотрудничество и активное взаимодействие всех субъектов туристского рынка для обеспечения его эффективности. В качестве примера можно привести государственные проекты различных стран, направленные на стимулирование и проведение инновационной политики. Так, в Шотландии под эгидой Агентства экономического развития «Scottish Enterprise» был запущен проект «Tourism Innovation in Action», цель которого состоит в оказании содействия туристскому бизнесу в Шотландии, расширению экспорта туристских услуг, диверсификации национального туристского продукта с помощью вовлечения в развитие инновационного процесса различных слоев общественности. Победителями становятся участники проекта, предложившие самые интересные и перспективные идеи по развитию туристского бизнеса, обладающие практической ценностью и потенциальной возможностью реализации. Им предлагается профессиональная поддержка и финансовая помощь для наилучшего воплощения новаторских идей в жизнь.

Таким образом, от правильного  построения и эффективной реализации туристской политики зависят роль и  место конкретного государства  на рынке международного туризма. Вопросами  регулирования сферы международного туризма на национальном уровне занимаются специализированные органы управления. Мировой опыт свидетельствует о  целесообразности и даже необходимости  разделения национальных туристских администраций  на две ветви: первая решает глобальные задачи, связанные с нормативно-правовой базой, сбором и обработкой статистической информации, координацией деятельности туристских предприятий и регионов, международным сотрудничеством  на межгосударственном уровне, а вторая занимается маркетинговой деятельностью. Потребность в разделении полномочий и обязанностей можно объяснить поставленными перед органами туристской администрации целями.

Главную цель в развитии международного туризма специализированное министерство видит в формировании современного высокоэффективного и  конкурентоспособного туристского  комплекса. В то время как ведомство, отвечающее за маркетинговую деятельность, направляет свои усилия на создание положительного имиджа страны на мировом рынке туризма  и повышение привлекательности  национального рынка для международной  туристской деятельности.

Для корректного отображения  принципиальной разницы между понятиями  «конкурентоспособность» туристского  региона и его «привлекательность»  непременным условием является правильное толкование данных терминов. В самом  общем смысле международную конкурентоспособность  с позиции национальной перспективы  можно определить как способность страны производить товары и услуги, пользующиеся успехом на мировом рынке, что в результате приводит к поддержанию достойного уровня жизни населения, увеличению его доходов и росту национального богатства. Соответственно, конкурентоспособность туристского региона — это его способность производить качественный туристский продукт, удерживать свои позиции на международном рынке туризма и по возможности со временем расширять сферу своего влияния, не нарушая при этом принципов устойчивого развития. Наиболее известной концептуальной моделью конкурентоспособности туристского региона является модель Крауча и Ритчи, которая дает целостное представление об основных компонентах, формирующих его конкурентоспособность. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности туристского региона, различны по своей природе. К первой группе факторов относятся те, которые вытекают из внутренней структуры и организации туристской деятельности в стране. Вторая группа представлена природно-географическими, культурно-историческими, социальными, технологическими, экономическими, экологическими и политико-правовыми факторами, являющимися результатом внешней макроэкономической среды. Однако даже при максимальном рассмотрении всех составляющих конкурентоспособности туристского региона всегда существует возможность появления новых переменных, которые на определенном этапе могут сыграть роль решающего фактора. Речь идет о стихийных событиях (эпидемиях, несчастных случаях, природных катаклизмах, террористических актах), вероятность возникновения которых довольно-таки низка, но потенциальная угроза в случае появления весьма велика. Такие инциденты внезапны и спонтанны по своей природе, не могут быть спрогнозированы и не поддаются контролю со стороны административных органов и других заинтересованных лиц и организаций. При этом они в состоянии преломить уже существующие направления и тенденции в развитии туристской системы и выступить в роли непредсказуемых источников перемен.

Информация о работе Международный туризм