Международный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие вопроса о государственном регулировании международного туризма, его предпосылках, формах и тенденциях развития, а также о перспективах международного туризма на современном этапе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА....
1.1 Сущность международного туризма и основные понятия…………
1.2 Предпосылки развития международного туризма…………………….
1.3 Формы международного туризма………………………………………..
1.4 Государственное регулирование международного туризма …..
Международные туристские организации……………………………..
Безопасность международного туризма……………………………….
4 пункта
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА…………………………………………
2.1 Оценка экономической эффективности международного туризма…………. + 2.2.
2.2 Показатели эффективностии гос регулирования международного туризма
Доход от туризма
Количество туристов
Доля доходов от туризма в ВВП
Рейтинги - опросы
………………………….
2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ТУРИЗМА В РФ И ЗАРУБЕЖОМ………….
3.1 Анализ туристической индустрии в мире…………………………….
3.2 Анализ туристической индустрии в РФ……………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА……

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ВЭД.docx

— 130.32 Кб (Скачать)

К категории международных  туристов не относятся и не учитываются  в статистике туризма:

• иностранные рабочие;

• мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих;

• лица, следующие в целях  обучения сроком более шести месяцев;

• военнослужащие, их иждивенцы  и члены семей, за исключением  следования в целях туризма;

• работники дипломатических  служб, а также иждивенцы, члены  семей, прислуга работников дипломатических  служб;

• кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы;

• регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных районов;

• транзитные путешественники;

• участники групповых  поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;

• участники групповых  поездок на спальных автобусах, ночующие в салонах этих автобусов;

• члены экипажей морских  судов, железнодорожных поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда;

• члены экипажей воздушных  судов, которые не проводят ночь в  месте посещения;

• путешественники, проезжающие  через страну без остановки, даже если их путешествие длится более 24 ч.

 

1.2 Предпосылки развития международного туризма

 

Наиболее точно соответствующей  тенденциям мирового развития сферы  туризма можно считать систематику, согласно которой в туристском движении выделяют следующие периоды:

  1. раннеисторический – до середины 19 века;
  2. начальный – с середины 19 века по 1914г.;
  3. период развития – с 1914 по 1945г.;
  4. период массового туризма – с 1945 и по настоящее время.

Зачатки туристской деятельности появились еще в глубокой древности. Мотивами перемещения людей чаще всего служили такие факторы, как торговля, жажда познания, открытий, обучение, религия и просто отдых. В специальной литературе приводятся египетские тексты, датируемые 2000-1000гг. до н.э., которые свидетельствуют, что  путешествия ради отдыха и удовольствия были обыденным явлением в жизни  древних египтян.

Настоящий расцвет туризма  произошел во времена Римской  Империи, чему способствовали ее огромные территории. В литературе приводятся сведения о путеводителях по Римской  Империи, о бюро путешествий, информационных службах, а также описания придорожных  гостиных дворов.

Географическая культура древнего Китая также находилась на высоком уровне. Путешествия китайского посла Чжан Цана (2-й век до н.э.) имели важное практическое последствие  – по его маршрутам прошел Великий  шелковый путь.

Подавляющее большинство  населения в те времена довольствовалось рассказами о дальних странствиях; только значительно позднее –  с изобретением книгопечатания –  появилась возможность читать о  путешествиях в книгах, газетах, журналах.

В Древней Греции также  зародились спортивные поездки, поскольку  на Олимпийские игры прибывали участники  и зрители из разных стран.

В Русском государстве  первые путешествия диктовались  познавательными, политическими и  религиозными целями.

В 1468 – 1474гг. тверской купец  Афанасий Никитин совершил знаменитое «хождение за три моря» - путешествие, предпринятое для расширения рынков сбыта. Он побывал в Персии, Индии, Сомали, Турции.

Еще большее влияние на туризм оказала Эпоха Возрождения, когда начала бурно развиваться  экономика, появились новые ремесла, расширилась торговля между странами. Вместе с тем путешествия требовали  значительных финансовых средств, значительного  объема свободного времени, поэтому  путешествовать могли только немногочисленные представители наиболее богатых  социальных групп. В 17 веке стали популярны  путешествия по Европе, связанные  с желанием получить образование.

Путешествия способствовали налаживанию хозяйственных и  политических контактов аристократической  молодежи со знатными иностранными семействами.

Первооткрывателями Альп как объекта туризма, в том  числе зимнего, а также изобретателями зимних видов спорта были англичане, гораздо позднее к ним присоединились французы и американцы.

Считается, что дворянской и аристократической молодежи 17 и 18 века, путешествовавшей не только ради образования, но и для развлечений  и удовольствия, может быть присвоен статус туристов.

Поездка за границу с целью  приобретения знаний, расширения кругозора  в России практикуется с конца 17 века.

Для раннеисторической фазы развития туризма характерны сложность  и длительность путешествий. Привилегия или своего рода необходимость путешествовать принадлежала купцам, богатым мещанам, дворянам и аристократам.

Первым специалистом туристской отрасли считается англичанин Томас  Кук. В 1841г. он организовал массовое путешествие по стране, после которого туризм вступил в начальный период современной фазы развития. В 1851г. Кук основал первое коммерческое бюро путешествий «Томас Кук и сын» и в 1865г. вывез первую группу зажиточных туристов на отдых в Швейцарию. Таким образом, именно он положил начало современной туристской индустрии. Во второй половине 19века туристские фирмы возникали во многих странах (в России в 1885 г.). Обычным явлением становится резервирование мест в транспорте и номеров в гостиницах, классификация отелей, дорожные чеки. Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот на транспорте и появление железной дороги.

Начал развиваться межконтинентальный туризм. В 1882г. Кук организовал первое в мире кругосветное путешествие.

В России большое внимание туризму уделяют со второй половины 19 века. В 1885г. в Петербурге начинает свою деятельность первая российская туристическая компания Л.Липсона.

В 19 веке экскурсии, походы, путешествия стали применяться  как способ обучения в различных  учебных заведениях, а также для  сбора научно-географической информации о различных регионах России. Развитие науки, изобретения в области  техники, появление железных дорог, пароходов – все это способствовало быстрому распространению как внутренних, так и внешних поездок с  различными целями.

Создание во второй половине 20 века автомобиля с двигателем внутреннего  сгорания дало человечеству быстрый  и комфортный способ передвижения. Развитие морского и авиационного транспорта способствовало увеличению международных  поездок.

В России зарождение организованного  туризма относится к началу 1890-х  годов. Широкую деятельность по развитию туризма вело Российское общество туристов, созданное в 1901г. на основе Общества велосипедистов-туристов (ОВТ). Члены  Общества организовывали различные  экскурсии.

Первая Мировая война  прервала международные туристические  связи. Однако после ее окончания  международный туризм вступил в  новый период развития. В 1920-х годах  значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма.

Период начала 1930-х годов  характеризуется рядом факторов, которые довольно негативно отразились на международном туризме. Это прежде всего мировой экономический  кризис 1929-1933гг. и обострение политической обстановки в Европе, связанное с  приходом к власти Гитлера. Во время  гражданской войны в Испании  в Министерстве пропаганды нацистской Германии был создан специальный  отдел туризма. Его главной задачей  являлась отправка в Испанию немецких солдат под видом туристов.

Вторая Мировая война  резко сократила объем международного туризма. Свою отрицательную роль сыграло  и обострение политической обстановки в мире во второй половине 1940-х гг., когда началась безудержная гонка  вооружений. Только спустя несколько  лет после окончания войны  международный туризм начал возрождаться.

В послевоенные годы туризм приобретает массовый характер и  становится формой досуга не только элиты  общества, но и среднего класса, молодежи, учащихся. Формируется мощная индустрия  отдыха с развитой инфраструктурой. Широкое распространение получает международный обмен. Постоянно  развиваясь и совершенствуясь, туризм переходит от индивидуальных форм к  организованным. В результате в 1947 году в Париже был утвержден Международный  союз официальных туристских организаций (МСОТО). В состав МСОТО вошли 116 государств.

Середина 20века ознаменовалась подъемом международного туризма. Бурному  развитию международных туристских отношений способствовало прежде всего  изменение политической обстановки в мире: начало разрядки в международных  отношениях, ослабление конфронтации в «холодной войне», а также  подъем экономики ведущих капиталистических  стран. Расширился социальный состав туристов, выезжающих из западных стран. Важную роль сыграла научно-техническая революция в области авиационного транспорта – развитие реактивной авиации сопровождалось значительным снижением стоимости перелетов.

В 1969г. согласно резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН неправительственная  организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную  туристскую организацию (ВТО). Создание ВТО было оформлено 28 сентября 1970 г. Деятельность ВТО направлена на осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма.

В 1980-х годах международный  туризм превращается в важную часть  международных экономических связей, приносящую стабильный доход. Меняется структура туристского спроса, мировой  туристский рынок становится более  разнообразным. Увеличивается доля группового туризма.

Последние десятилетие 20века стало периодом высоких технологий в мировой индустрии туризма, развития крупных ТНК, гостиничных  цепей в странах с благоприятной  для развития обстановкой. В российском туризме происходит переход от административного  регулирования к рыночным отношениям, меняется характер спроса в связи  с появлением новых видов туристских услуг, возникает множество малых  и средних предприятий, растут средние  показатели выездного туризма.

Международный туризм начал  бурно развиваться во всем мире, этому способствовали следующие  факторы:

  • поддержка государственных органов;
  • рост общественного богатства и доходов населения;
  • сокращение рабочего времени (одновременно возрастает интенсивность труда, что приводит к стрессовым ситуациям и повышению потребности организма человека в отдыхе);
  • развитие транспорта;
  • урбанизация (концентрация населения в городах, отрыв от природы вызывают необходимость проведения свободного времени вне зон постоянного проживания);
  • приоритеты в системе духовных ценностей общества (потребление материальных благ отходит на задний план, уступая место духовным ценностям, в частности потребности в путешествиях).

 

1.3 Формы международного  туризма

 

 

Для того, чтобы дать наиболее полную классификацию видов современного туризма, необходимо использовать наиболее существенные признаки, характеризующие  тот или иной вид туризма, в  частности, национальную принадлежность туризма; основную потребность, удовлетворение которой обуславливает туристическое  путешествие; основное средство передвижения, используемое в путешествии; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; организационные формы; основные принципы формирования цены турпродукта и т.д.

Вид туризма связан со спецификой отражения  финансовых результатов в бюджете  страны или ее региона. По данному  признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный. Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в  данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег в страну или данный регион. Путешествие граждан одной  страны в другие государства и  выезд туристов из данного региона  страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм служит фактором вывоза денег в страну или данный регион.

Туризм  по наиболее существенным признакам  делится на отдельные разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность  туристского потока, продолжительность  путешествия, характер организации  путешествия и т.п.

В зависимости  от цели поездки выделяют следующие  разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм  и т.п.

Рекреационный туризм характеризуется длительностью  путешествия, небольшим количеством  городов, входящих в маршрут, широким  использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции  расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости  от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки  бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства  стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном  бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу  стали одним из установившихся сегментов  российского турбизнеса.

По  способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный.

По  интенсивности туристских потоков  различают постоянный и сезонный туризм.

Информация о работе Международный туризм