Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие вопроса о государственном регулировании международного туризма, его предпосылках, формах и тенденциях развития, а также о перспективах международного туризма на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА....
1.1 Сущность международного туризма и основные понятия…………
1.2 Предпосылки развития международного туризма…………………….
1.3 Формы международного туризма………………………………………..
1.4 Государственное регулирование международного туризма …..
Международные туристские организации……………………………..
Безопасность международного туризма……………………………….
4 пункта
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА…………………………………………
2.1 Оценка экономической эффективности международного туризма…………. + 2.2.
2.2 Показатели эффективностии гос регулирования международного туризма
Доход от туризма
Количество туристов
Доля доходов от туризма в ВВП
Рейтинги - опросы
………………………….
2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ТУРИЗМА В РФ И ЗАРУБЕЖОМ………….
3.1 Анализ туристической индустрии в мире…………………………….
3.2 Анализ туристической индустрии в РФ……………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА……
2.1 Экономическая эффективность международного туризма
Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.
Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.
Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:
Экономическая эффективность
туризма является составным элементом
общей эффективности
Под критерием следует
понимать основное требование к оценке
правильности решения поставленной
задачи. Необходимость критерия возникает
потому, что следует четко определить,
с каких позиций следует
Общественное производство
функционирует в интересах
В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном "участке" должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, "вытекать" из него.
Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.
Проблемы эффективности
туризма целесообразно
Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.
Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:
Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах:
Чтобы сформулировать весь
комплекс системы критериев
Положительное влияние туризма
на экономику государства
Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны.
Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии - 4,6%, в Швейцарии - 10%. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад.
Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д.
Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется "эффект мультипликации" или "мультипликатор".
Мультипликатор - это соотношение
отклонения от равновесного чистого
национального продукта (валового национального
продукта за вычетом отчислений на
потребление капитала) и исходного
изменения в расходах на инвестиции,
вызвавшего данное изменение реального
чистого национального
Действие мультипликатора доходов от туризма покажем на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму.
Доход - это выручка фирмы и предприятий от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в распоряжение региона.
Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т.д.
Цикл повторяется. Часть денег, полученных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда накопления, покупку импортных товаров и товаров, произведенных в других регионах, то есть представляет собой утечку денег из данного цикла.
Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции "расходы - доходы" доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров.
По оценке швейцарских
ученых, мультипликатор дохода от производства
услуг туризма существенно
Пример. Мультипликатор для региона равен 2,5. Первоначальный рост инвестиций в туристскую индустрию - 40 млн. руб., тогда прирост чистого национального продукта от туристского обслуживания в регионе составит 100 млн. руб.
Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики данной страны, а импорт туризма - пассивный туризм. Отношение между стоимостью туристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране, и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристский баланс данной страны.
Особенностью туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в этой стране. Потребитель туристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего туристского продукта.
Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимый экспорт. Он вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны.
Доля суммы ввоза туристами наличной валюты в общей сумме ввезенной валюты в 1996 г. составляла 5,8%, в то время как доля суммы вывоза валюты туристами в общей сумме вывезенной валюты - 28%, или в 4,8 раза больше, что отрицательно характеризует туристскую деятельность нашей страны. Положительным явлением следует считать тот факт, что в 1996 г. по сравнению с 1995 г. сумма ввоза туристами валюты возросла на 0,8 млрд. долл. (с 1,4 до 2,2 млрд. долл.), или на 57,1%, а сумма вывоза валюты уменьшилась на 0,7 млрд. долл. (с 9,0 до 8,3 млрд. долл.), или на 7,8%.
Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.
Качество рабочих мест в туристской индустрии имеет свои особенности, к которым относятся:
Развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.
Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов.
2.2 Экономические показатели развития туризма
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов.
Система показателей развития туризма включает:
Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну (регион). К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе.
Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе).
Туристский поток - явление
неравномерное. Для характеристики
неравномерности туристского
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).
К ним относятся: коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; числи мест в театрах, отведенных для туристов; число ванн в водолечебницах отведенных для туристов, и т.д.
Показатели финансово-
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:
Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.
Развитие туризма для каждой страны (региона) имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества проявляются в следующем: