Международный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:52, реферат

Краткое описание

Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.
Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.
Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

Файлы: 1 файл

межд.туризм.docx

— 29.30 Кб (Скачать)

Введение

       Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности.

Неуклонный рост влияния  туризма как на мировую экономику  в целом, так и на экономику  отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая  сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.  Становится очевидным  превращение туризма в крупную  самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими  предприятиями, но и предприятиями  других отраслей, что обусловливает  значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним  из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.

Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

Международный туризм  расширяет  вклады в платежный баланс и ВНП  страны.

Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формы и виды туризма

         Формы туризма выделяют по следующим признакам: характеру организации: плановый (организованный) и самодеятельный (неорганизованный) продолжительностью путешествия (краткосрочный, долгосрочный) интенсивностью туристических потоков: постоянный, сезонный. 
        Виды туризма, которые определяются мотивацией туристической поездки, М. Крачило классифицирует на курортно-лечебный, культурно-развлекательный, религиозный, спортивный, познавательно-деловой и даже промышленный. В зависимости от способа путешествия ученый выделяет такие виды туризма, как автомобильный, автобусный, авиационный, морской, речной, железнодорожный, мотоциклетный, велосипедный, пешеходный, горный, лыжный, водный, подводный, спелеологический и комбинированный. 
         Путешествия с целью развлечения и отдыха составляют базу интернационального туристического обмена. На их долю доводится больше половины всего спроса. Они группируют оздоровительные, познавательные, любительские, спортивные езды. Повышенным спросом у жителей пользуются езды к морю. Купально-пляжный отдых традиционно признается лучшим способом снятия нервного и физического утомления.    

         Деловой туризм охватывает экскурсии со служебными целями без получения доходов по месту командирования. Деловой туризм возможно подразделить на бизнес-поездки, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (побудительный, поощряющий), представляющий собой экскурсии, которыми фирма награждает личных работников за высокие показатели в работе.

          Политический критерий, связанный с выделением дипломатического и площадного видов туризма, имеет определенную специфику. Ведь дипломатический туризм - это поездки и участие в разнообразных политических мероприятиях, официально устраивают государства-участники. Площадной туризм связан с политическими событиями и мероприятиями, которые осуществляют партии, общественные организации в демократических государствах. 
        Образовательный туризм — экскурсии с целью получения формирования за рубежом. В большинстве случаев тут реализуются экскурсии в развитые страны с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, исследования особенных дисциплин. В рамках образовательного туризма отдельные страны обладают, как правило, свою специализацию. Соединенных Штатов Америки привлекает туристов высоким богатством выбора возможностей в направлениях формирования, какого не возможно предложить ни 1 альтернативная страна.

         Экологический туризм воображает езды в особо охраняемые природные местности, девственные места, заповедники, заказники с исследовательскими и промысловыми целями. 
         Экологический туризм предполагает соединение активного отдыха с дикой суровой природой. Выделяют 4 вида экотуризма: научный туризм; туры события природы; приключенческий туризм; странствие в природные резерваты.

       Спортивный туризм предъявляет особые требования к туристическим ресурсам на маршруте путешествия. Он связан с использованием физиологических возможностей участника поездки, причем цель активный отдых вследствие повышения нагрузок на организм человека и достижения спортивных результатов в общефизической подготовке туриста. Сюда следует отнести и поездки с намерением пассивного участия в спортивных соревнованиях. 
          Культурно-познавательный вид туризма связан с удовлетворением потребностей путешественника в познании обычаев, быта и других составляющих культуры отдельных народов, стран, регионов. С целью удовлетворения духовных потребностей путешественников-паломников (посещение святых мест и религиозных центров).  
        Сентиментальный туризм - это поездки с целью посещения родственников, знакомых, родственных мест. Этот вид туризма особенно актуален для людей, которых принудительно выселили с обжитых мест, или эмигрировавших по политическим мотивам добровольно выехали за пределы страны в поисках работы. Тоска по родине побуждает их путешествовать оставленными, но не забытыми землями. 
        Формы туризма, соответственно возрасту туристов, разделяют на: детская (где участвуют дети школьного возраста, путешествующих основном с родственниками или сопровождающими лицами) молодежный (юноши и девушки 16-24 лет) и взрослый (все остальные возрастные группы). 
        На практике туризмоведення часто выделяют разновидность взрослого туризма - туризм "третьего возраста", куда входят пенсионеры. Последний особенно популярен в развитых странах мира. 
          По сезонности туристических потоков, различают - летний, зимний и круглогодичный туризм. Сезонная классификация форм туризма отражает колебания спроса на туристические услуги в зависимости от сезона года. Время, во время которого наблюдается наибольший наплыв туристов, принято называть туристическим сезоном, а период спада - межсезоньем. Туристические сезоны в разных регионах и странах очень часто не совпадают. Если, например, для Карпат зиму считают благоприятным туристическим сезоном для развития туризма и отдыха, то в регионе Причерноморья - межсезоньем. 
        Существуют регионы в мире с благоприятными условиями для развития туризма в течение года (страны Карибского бассейна, островные страны Тихого океана, страны Юго-Восточной Азии), что способствует постоянному (круглогодичном) туризма. 
      Способ размещения туристов принадлежит к признакам, которые влияют на выделение гостиничного туризма - проведение отдыха в гостиницах, пансионатах, турбазах и позаготельного туризма - проживание в кемпингах, самоходных прицепах, в частном секторе и.т.д. 
        Классификация туристической деятельности на виды и формы туризма чрезвычайно важна. Ведь, скажем, выделение видов туризма - это не только теоретическое задание: каждый его вид практически требует соответствующего инфраструктурного обеспечения, осуществления организационных мероприятий, направленных на его развитие, в конечном итоге связано с удовлетворением потребностей на такие услуги. Решение этих проблем будет способствовать определению места туризма среди других отраслей национальной экономики и объективному учету его вклада в создание валового внутреннего продукта страны, региона, туристического центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация  международного туристического бизнеса

Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.

Туристы являются потребителями  основных, дополнительных и сопутствующих  услуг.

 Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги.

Дополнительные  услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.

К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.

 Между дополнительными  и сопутствующими услугами не  существует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.

 В результате развития  торговли туристическими услугами  возникла индустрия туризма, основу  которой составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.

Международный туризм как  вид экономической деятельности имеет следующие особенности:

• в отличие от внешней  торговли основан не на обмене товарами и услугами, а туристами, т. е. живыми людьми;

• туристические услуги не мобильны, они не могут следовать  за покупателем и не подлежат хранению;

• в предложениях отсутствует  гибкость.

Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также  от моды и рекламы, которые, воздействуя  на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. В  то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате возникает  несоответствие между спросом и  предложением.

 Фирмы, оказывающие  туристические услуги, можно объединить  в две группы: продавцы услуг  (оказывающие услуги) и посредники.

 Продавцы услуг обеспечивают  их основной объем (гостиницы,  рестораны, круизные линии и  другие рекреационные предприятия).

 Основными посредниками  являются регулярные и чартерные авиалинии, операторы туров, турагенства и фирмы.

 

 

 

 

 

Глава 3. Международный туризм во внешнеэкономической деятельности

Для успешной деятельности на международном рынке туристическим предприятия необходимо помнить, что международный туризм выступает, прежде всего, как феномен социального характера, в то время как внешнеэкономическая деятельность предприятия туризма относится, прежде всего, к экономическим категориям. Также необходимо учитывать, что оба данных явления разноуровнены: если международный туризм исследуется на уровне макроэкономики, то внешнеэкономическая деятельность туристского предприятия является предметом изучения микроэкономики. Однако, несмотря на приведенные выше отличия, следует учитывать, что внешнеэкономическая деятельность предприятия туризма является элементом, «элементарным звеном» явления «международный туризм», который возник и развивается благодаря целенаправленной деятельности туристских предприятий, работающих во внешнеэкономическом комплексе страны. Соответственно, международный туризм является производной от совокупности хозяйственных мероприятий, составляющих практику внешнеэкономической деятельности туристских фирм.

         Приступая к исследованию элементарного звена феномена международного туризма - внешнеэкономической деятельности туристского предприятия - необходимо остановиться на рассмотрении выполняемых ею функций. Анализ функций внешнеэкономической деятельности предприятия туризма позволит продемонстрировать, каким образом реализуется общественное назначение данной категории.

Группа социальных функций включает в себя следующие составляющие:

1) воспроизводящая функция (туризм, представляя собой, вид отдыха, способствует восстановлению сил  и трудоспособности человека, эффективности  использования человеческого капитала);

2) перераспределительная функция  (разработка и внедрение в хозяйственную  практику инновационных технологий  способствует увеличению свободного  времени в распоряжении человека);

3) экологическую функцию (туризм  не несет экологической нагрузки  для региона, так как не предполагает  необходимости стимулирования развития  промышленного производства и,  напротив, обуславливает сохранение  природных ресурсов территорий);

4) активное развитие инфраструктуры (приток в регион значительного  числа туристов определяет необходимость  создания развитой социально-экономической  инфраструктуры);

5) создание и укрепление межнациональных  связей и сотрудничества (международные  туристские путешествия способствуют  развитию международного сотрудничества  стран, государств и народов).

Кроме социальных функций туризм выполняет  и гуманитарные функции:

1) познавательная функция (туризм  позволяет путешественникам наряду  с отдыхом познакомиться с  особенностями жизни, обычаев,  истории и культуры других  народов);

2) пацифистская функция (в значительной  степени межстрановые туристские  путешествия способствуют развитию  мирных, дружественных отношений  между народами);

3) воспитательная функция (интересные  и информативные экскурсии позволяют  расширить круг интересов ребенка  и оказывают влияние на формирование  у него эстетического вкуса);

4) сохранение исторического и  культурного наследия (создание  и реализация программ, направленных  на сохранение исторических и  культурных достопримечательностей  регионов - памятников, музеев, образцов  архитектуры и т.д.).

             Также международный туризм оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и имеет большое значение в решении экономических проблем общества. Он предполагает:

1) повышение жизненного уровня  населения (приток иностранных  туристов представляет собой  источник дохода для местного  населения туристских центров);

2) стимулирующая функция (приток  иностранных туристов способствует  развитию отраслей, связанных с  выпуском предметов народного  потребления и оказанием услуг  размещения, питания и пр.);

3) рост занятости местного населения  (интенсивно развивающаяся туристская  индустрия, отличаясь высокими  трудозатратами на единицу выпускаемого  продукта, создает значительное  количество рабочих мест);

4) фискальная функция (международный  туризм позволяет увеличить поступления  в местный и государственный  бюджеты посредством налоговых  отчислений, производимых хозяйствующими  субъектами, вовлеченными в процесс  создания и реализации туристского  продукта).

            Внешнеэкономическая деятельность туристской фирмы как часть ее хозяйственной деятельности подчинена главной цели предприятия - максимизации получаемой прибыли. В связи с этим особое значение приобретает методика оценки эффективности внешнеэкономической деятельности туристского предприятия. На настоящий момент не существует общепринятой методики оценки эффективности внешнеэкономической деятельности туристского предприятия. Однако активное развитие международного туризма обусловило необходимость формирования системы показателей, характеризующих современное состояние, динамику и перспективы развития хозяйственной деятельности предприятия, заключающейся в организации межстрановых путешествий.

Информация о работе Международный туризм