Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести статистическое изучение общего образования в Амурской области с 2000 по 2009 года.
При этом поставлены задачи:
1 изучить теоретические основы статистики образования;
2 выявить методы расчёта и анализа статистики образования;
3 рассчитать и проанализировать показатели динамики численности учащихся в общеобразовательных учреждениях за последние 10 лет;
4 спрогнозировать численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области с 2010 по 2014 года
5 провести группировку районов по численности учащихся в общих образовательных учреждениях по данным 2009 года.
6 произвести расчет и анализ средних величин, показателей вариации численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области по данным 2009 года.
Введение 4
1 Теоретические основы статистического изучения общего образования 6
1.1 Содержание и сущность образования 6
1.2 Статистические методы оценки уровня образования 8
2 Статистический анализ численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области за 2000-2009 годы 22
2.1 Анализ динамики численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области за 2001- 2009 годы 22
2.2 Анализ структуры учащихся в общеобразовательных учреждениях за 2000-2009 годы 27
2.3 Группировка городов и районов Амурской области по численности учащихся в общеобразовательных учреждениях 28
2.4 Расчет и анализ средней численности учащихся в общеобразовательных учреждениях, и показатели вариации 33
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи между числом общеобразовательных учреждений и численностью учащихся в общеобразовательных учреждениях 36
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение А основные показатели образования 46
Приложение Б численность учащихся общеобразовательных учреждений 47
. (43)
Формула вычисления индекса цен Фишера:
. (44)
Формула вычисления агрегатного индекса товарооборота:
, (45)
где – индексируемое сложное явление, в состав которого входят соизмеримые элементы совокупности.12
Разница между числителем и знаменателем индекса:
(46)
в данном случае означает абсолютное изменение товарооборота (прирост или снижение) за счет изменения физического объема.
Разница между числителем и знаменателем индексов:
, (47)
(48)
означает абсолютный прирост товарооборота в результате изменения цен.
Разница между числителем и знаменателем индекса:
, (49)
или 13 (50)
Для полного анализа необходимо провести факторный анализ, для этого необходимы следующие формулы:
Метод последовательных подстановок:
;
;
.
Влияние фактора:
;
;
Баланс отклонений:
Способ пропорционального
;
;
,
Используя для расчета показатели, приведенные в данной главе, можно проанализировать уровень развития образования в Амурской области за 2000 - 2009 года.
2.1 Анализ динамики общего образования в Амурской области за 2001-2009 годы
Для количественной оценки динамики общего образования региона применяются статистические показатели: цепные и базисные абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста, абсолютное значение одного процента прироста. В таблице 1 представлены данные анализа динамики, рассчитанные по формулам (1-6)
Таблица 2 - Динамика численности учащихся в общеобразовательных учреждениях Амурской области за 2000-2009 годы
год |
Численность учащихся в дневных
общеобразовательных |
Абсолютный прирост, тыс.человек |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютное значение 1% прироста, тыс.человек | ||||
Цепной |
Базисный |
Цепной |
Базисный |
Цепной |
Базисный | ||||
2000 |
145,9 |
- |
- |
- |
145,9 |
- |
- |
- | |
2001 |
139,4 |
|
-6,5 |
96,5 |
95,5 |
-4,5 |
-4,5 |
1,44 | |
2002 |
130,4 |
-9 |
-15,5 |
93,5 |
89,3 |
-6,5 |
-10,7 |
1,38 | |
2003 |
121,4 |
-9 |
-24,5 |
93 |
83,2 |
7 |
-16,8 |
-1,28 | |
2004 |
113,5 |
-7,9 |
-32,4 |
93,4 |
77,7 |
-6,6 |
-22,3 |
1,19 | |
2005 |
106,6 |
-6,9 |
-39,3 |
93,9 |
73 |
-6,1 |
-27 |
1,13 | |
2006 |
100,3 |
-6,3 |
-45,6 |
94 |
68,7 |
6 |
-31,3 |
-1,05 | |
2007 |
95,8 |
-4,5 |
2992 |
95,5 |
65,6 |
-4,5 |
-34,3 |
1 | |
2008 |
92,7 |
-3,1 |
-53,2 |
96,7 |
63,5 |
-3,3 |
-36,5 |
0,93 | |
2009 |
93,0 |
0,3 |
-52,9 |
100,3 |
63,7 |
0,3 |
-36,3 |
1 | |
1139 |
Рисунок 1 – График динамики численности учащихся в общеобразовательных учреждениях за 2000 – 2009 годы
Например, произведем расчет показателей динамики на 2009 год:
Цепной абсолютный прирост показывает, что численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в 2009 году по отношению к 2008 году увеличилась на 0,3 тыс. человек.
Базисный абсолютный прирост показывает, что численность учащихся в общеобразовательных учрежедниях в 2009 году по отношению к 2000 году снизилась на 52,9 тыс. человек.
Цепной темп роста составил 100,3 %, произошло увеличение численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 0,3%.
Базисный темп роста показывает,
что численность учащихся в общеобразовательных
учреждениях в 2009 году по сравнению с 2000
годом снизилась на 36,3%.
Темп прироста показывает
на сколько процентов изменилась
численность учащихся в общеобразовательных
учреждениях (увеличилась или уменьшилась).
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что в Амурской области наблюдается снижение численности учащихся в общеобразовательных учреждениях. По сравнению с 2000 годом в 2009 году количество учащихся уменьшилось на 52,9 тыс. человек, то есть на 63,7%. Абсолютное значение одного процента прироста численности в 2009 году составило 1%.
Для обобщающей характеристики динамики рассчитаем средние показатели.
Средний уровень ряда найдем по формуле (7):
Средний численность учащихся в общеобразовательных учреждениях за последние 10 лет равна 113,9 тыс.человек.
Средний абсолютный прирост вычислим по формуле (10):
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в среднем уменьшилась на 5,29.
С помощью среднего абсолютного прироста вычислим прогнозную численность.
Найдем средний темп роста (цепной) по формуле (11):
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области в среднем увеличилась в 0,6 раза или составил 95,17 % по сравнению с предыдущим годом.
Вычислим среднегодовой темп прироста по формуле (12):
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области в среднем за год увеличилась на 22 %.
С помощью вычисленного среднего темпа роста, спрогнозируем численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области до 2019 года:
(тысяч человек),
(тыс.человек),
(тыс.человек),
(тыс.человек),
(тыс.человек).
По полученным данным можно сделать вывод, что численность учащихся в общеобразовательных учреждениях к 2014 году составит 66,55 тысяч человек.
Используем метод аналитического выравнивания для выявления основной тенденции изменения численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области, расчеты сведем в таблицу 3.
Таблица 3 – Расчетные данные для определения параметров и и выравненных теоретических значений
Год |
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях,тыс.человек |
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2000 |
145,9 |
1 |
1 |
145,9 |
142,36 |
2001 |
139,4 |
2 |
4 |
278,8 |
136,02 |
2002 |
130,4 |
3 |
9 |
391,2 |
129,68 |
2003 |
121,4 |
4 |
16 |
485,6 |
123,34 |
2004 |
113,5 |
5 |
25 |
567,5 |
117 |
2005 |
106,6 |
6 |
36 |
639,6 |
110,66 |
2006 |
100,3 |
7 |
49 |
702,1 |
104,32 |
2007 |
95,8 |
8 |
64 |
766,4 |
97,98 |
2008 |
92,7 |
9 |
81 |
834,3 |
91,64 |
2009 |
93 |
10 |
100 |
930 |
85,3 |
Итого: |
1139 |
55 |
385 |
5741,4 |
1139 |
По данным таблицы (4) рассчитаем аналитическую динамику численности учащихся в общеобразовательных учреждениях. Вычислим параметры и для уравнения по формуле (13):
Получаем = 148,7 и = -6,34. Подставив полученные значения в уравнение, получим:
Далее проведем прогнозирование с помощью метода экстраполяции. Элементарными методами экстраполяции являются средний абсолютный прирост, средний темп роста, экстраполяция на основе выравнивания ряда по аналитической формуле. Применим все 3 метода экстраполяции, результаты расчетов сведем в таблицу 4.
Таблица 4 – Годовые прогнозные значения численности учащихся в общеобразовательных учреждениях, тыс.человек
Год |
Прогноз на основе | |||
Среднего абсолютного прироста ( ) |
Среднего темпа роста() |
Аналитического выравнивания | ||
t |
| |||
2010 |
87,71 |
113,46 |
11 |
78,96 |
2011 |
82,42 |
138,42 |
12 |
72,62 |
2012 |
77,13 |
168,8 |
13 |
66,28 |
2013 |
71,84 |
205,9 |
14 |
59,94 |
2014 |
66,55 |
251,1 |
15 |
53,6 |
На основании данных таблицы можно сделать вывод, что численность учащихся в 2014 году будет на 26,45 тысяч человек меньше по сравнению с 2009 годом на основе среднего абсолютного прироста, но на основе среднего темпа роста увеличится на 158 тысяч по сравнению с 2009 годом.
2.2 Анализ структуры численности учащихся в общеобразовательных учреждениях за 2009 год
Структура численности учащихся
в общеобразовательных
Таблица 5 – Структура численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в 2009 году