Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести статистическое изучение общего образования  в Амурской области с 2000 по 2009 года.
 При этом поставлены задачи:
1	 изучить теоретические основы статистики образования;
2    выявить методы расчёта и анализа статистики образования;
3  рассчитать и проанализировать показатели динамики численности    учащихся в общеобразовательных учреждениях за последние 10 лет; 
4 спрогнозировать численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области с 2010 по 2014 года
5	провести группировку районов по численности учащихся в общих образовательных учреждениях по данным 2009 года.
6	произвести расчет и анализ средних величин, показателей вариации  численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области по данным 2009 года.
Введение                                                                                                                 4
1 Теоретические основы статистического изучения общего образования       6
1.1 Содержание и сущность образования                                                      6
1.2 Статистические методы оценки уровня образования                               8
2 Статистический анализ численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области за 2000-2009 годы                                  22
2.1 Анализ динамики численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области за 2001- 2009 годы                         22
2.2 Анализ структуры учащихся в общеобразовательных учреждениях за 2000-2009 годы                                                                                       27
2.3 Группировка городов и районов Амурской области по численности учащихся в общеобразовательных учреждениях                                   28
2.4 Расчет и анализ средней численности учащихся в общеобразовательных учреждениях, и показатели вариации              33
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи между числом общеобразовательных учреждений и численностью учащихся в общеобразовательных учреждениях                                                     36
Заключение                                                                                                        43
Библиографический список                                                                               45
Приложение А основные показатели образования                                         46
Приложение Б численность учащихся общеобразовательных учреждений   47
. (43)
Формула вычисления индекса цен Фишера:
. (44)
Формула вычисления агрегатного индекса товарооборота:
, (45)
где – индексируемое сложное явление, в состав которого входят соизмеримые элементы совокупности.12
Разница между числителем и знаменателем индекса:
(46)
в данном случае означает абсолютное изменение товарооборота (прирост или снижение) за счет изменения физического объема.
Разница между числителем и знаменателем индексов:
, (47)
(48)
означает абсолютный прирост товарооборота в результате изменения цен.
Разница между числителем и знаменателем индекса:
, (49)
или 13 (50)
Для полного анализа необходимо провести факторный анализ, для этого необходимы следующие формулы:
Метод последовательных подстановок:
;
;
.                             
Влияние фактора:
;
;                             
                              
Баланс отклонений:
                              
Способ пропорционального 
 
;                             
 
;                                                            
  
,                             
Используя для расчета показатели, приведенные в данной главе, можно проанализировать уровень развития образования в Амурской области за 2000 - 2009 года.
2.1 Анализ динамики общего образования в Амурской области за 2001-2009 годы
Для количественной оценки динамики общего образования региона применяются статистические показатели: цепные и базисные абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста, абсолютное значение одного процента прироста. В таблице 1 представлены данные анализа динамики, рассчитанные по формулам (1-6)
Таблица 2 - Динамика численности учащихся в общеобразовательных учреждениях Амурской области за 2000-2009 годы
год  | 
  Численность учащихся в дневных 
  общеобразовательных   | 
  Абсолютный прирост, тыс.человек  | 
  Темп роста, %  | 
  Темп прироста, %  | 
  Абсолютное значение 1% прироста, тыс.человек  | ||||
Цепной  | 
  Базисный  | 
  Цепной  | 
  Базисный  | 
  Цепной  | 
  Базисный  | ||||
2000  | 
  145,9  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  145,9  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | |
2001  | 
  139,4  | 
  
  
  
  | 
  -6,5  | 
  96,5  | 
  95,5  | 
  -4,5  | 
  -4,5  | 
  1,44  | |
2002  | 
  130,4  | 
  -9  | 
  -15,5  | 
  93,5  | 
  89,3  | 
  -6,5  | 
  -10,7  | 
  1,38  | |
2003  | 
  121,4  | 
  -9  | 
  -24,5  | 
  93  | 
  83,2  | 
  7  | 
  -16,8  | 
  -1,28  | |
2004  | 
  113,5  | 
  -7,9  | 
  -32,4  | 
  93,4  | 
  77,7  | 
  -6,6  | 
  -22,3  | 
  1,19  | |
2005  | 
  106,6  | 
  -6,9  | 
  -39,3  | 
  93,9  | 
  73  | 
  -6,1  | 
  -27  | 
  1,13  | |
2006  | 
  100,3  | 
  -6,3  | 
  -45,6  | 
  94  | 
  68,7  | 
  6  | 
  -31,3  | 
  -1,05  | |
2007  | 
  95,8  | 
  -4,5  | 
  2992  | 
  95,5  | 
  65,6  | 
  -4,5  | 
  -34,3  | 
  1  | |
2008  | 
  92,7  | 
  -3,1  | 
  -53,2  | 
  96,7  | 
  63,5  | 
  -3,3  | 
  -36,5  | 
  0,93  | |
2009  | 
  93,0  | 
  0,3  | 
  -52,9  | 
  100,3  | 
  63,7  | 
  0,3  | 
  -36,3  | 
  1  | |
1139  | 
  |||||||||
Рисунок 1 – График динамики численности учащихся в общеобразовательных учреждениях за 2000 – 2009 годы
Например, произведем расчет показателей динамики на 2009 год:
Цепной абсолютный прирост показывает, что численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в 2009 году по отношению к 2008 году увеличилась на 0,3 тыс. человек.
Базисный абсолютный прирост показывает, что численность учащихся в общеобразовательных учрежедниях в 2009 году по отношению к 2000 году снизилась на 52,9 тыс. человек.
Цепной темп роста составил 100,3 %, произошло увеличение численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 0,3%.
Базисный темп роста показывает, 
что численность учащихся в общеобразовательных 
учреждениях в 2009 году по сравнению с 2000 
годом снизилась на 36,3%.                        
Темп прироста показывает 
на сколько процентов изменилась 
численность учащихся в общеобразовательных 
учреждениях (увеличилась или уменьшилась).                 
                              
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что в Амурской области наблюдается снижение численности учащихся в общеобразовательных учреждениях. По сравнению с 2000 годом в 2009 году количество учащихся уменьшилось на 52,9 тыс. человек, то есть на 63,7%. Абсолютное значение одного процента прироста численности в 2009 году составило 1%.
Для обобщающей характеристики динамики рассчитаем средние показатели.
Средний уровень ряда найдем по формуле (7):
Средний численность учащихся в общеобразовательных учреждениях за последние 10 лет равна 113,9 тыс.человек.
Средний абсолютный прирост вычислим по формуле (10):
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в среднем уменьшилась на 5,29.
С помощью среднего абсолютного прироста вычислим прогнозную численность.
Найдем средний темп роста (цепной) по формуле (11):
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области в среднем увеличилась в 0,6 раза или составил 95,17 % по сравнению с предыдущим годом.
Вычислим среднегодовой темп прироста по формуле (12):
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области в среднем за год увеличилась на 22 %.
С помощью вычисленного среднего темпа роста, спрогнозируем численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области до 2019 года:
(тысяч человек),
(тыс.человек),
(тыс.человек),
(тыс.человек),
(тыс.человек).
По полученным данным можно сделать вывод, что численность учащихся в общеобразовательных учреждениях к 2014 году составит 66,55 тысяч человек.
Используем метод аналитического выравнивания для выявления основной тенденции изменения численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в Амурской области, расчеты сведем в таблицу 3.
Таблица 3 – Расчетные данные для определения параметров и и выравненных теоретических значений
Год  | 
  Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях,тыс.человек  | 
  
  | 
  
  | 
  
  | 
  
  | 
| 
   1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
2000  | 
  145,9  | 
  1  | 
  1  | 
  145,9  | 
  142,36  | 
2001  | 
  139,4  | 
  2  | 
  4  | 
  278,8  | 
  136,02  | 
2002  | 
  130,4  | 
  3  | 
  9  | 
  391,2  | 
  129,68  | 
2003  | 
  121,4  | 
  4  | 
  16  | 
  485,6  | 
  123,34  | 
2004  | 
  113,5  | 
  5  | 
  25  | 
  567,5  | 
  117  | 
2005  | 
  106,6  | 
  6  | 
  36  | 
  639,6  | 
  110,66  | 
2006  | 
  100,3  | 
  7  | 
  49  | 
  702,1  | 
  104,32  | 
2007  | 
  95,8  | 
  8  | 
  64  | 
  766,4  | 
  97,98  | 
2008  | 
  92,7  | 
  9  | 
  81  | 
  834,3  | 
  91,64  | 
2009  | 
  93  | 
  10  | 
  100  | 
  930  | 
  85,3  | 
Итого:  | 
  1139  | 
  55  | 
  385  | 
  5741,4  | 
  1139  | 
По данным таблицы (4) рассчитаем аналитическую динамику численности учащихся в общеобразовательных учреждениях. Вычислим параметры и для уравнения по формуле (13):
Получаем = 148,7 и = -6,34. Подставив полученные значения в уравнение, получим:
Далее проведем прогнозирование с помощью метода экстраполяции. Элементарными методами экстраполяции являются средний абсолютный прирост, средний темп роста, экстраполяция на основе выравнивания ряда по аналитической формуле. Применим все 3 метода экстраполяции, результаты расчетов сведем в таблицу 4.
Таблица 4 – Годовые прогнозные значения численности учащихся в общеобразовательных учреждениях, тыс.человек
Год  | 
  Прогноз на основе  | |||
Среднего абсолютного прироста ( )  | 
  Среднего темпа роста()  | 
  Аналитического выравнивания  | ||
t  | 
  
  | |||
2010  | 
  87,71  | 
  113,46  | 
  11  | 
  78,96  | 
2011  | 
  82,42  | 
  138,42  | 
  12  | 
  72,62  | 
2012  | 
  77,13  | 
  168,8  | 
  13  | 
  66,28  | 
2013  | 
  71,84  | 
  205,9  | 
  14  | 
  59,94  | 
2014  | 
  66,55  | 
  251,1  | 
  15  | 
  53,6  | 
На основании данных таблицы можно сделать вывод, что численность учащихся в 2014 году будет на 26,45 тысяч человек меньше по сравнению с 2009 годом на основе среднего абсолютного прироста, но на основе среднего темпа роста увеличится на 158 тысяч по сравнению с 2009 годом.
2.2 Анализ структуры численности учащихся в общеобразовательных учреждениях за 2009 год
Структура численности учащихся 
в общеобразовательных 
Таблица 5 – Структура численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в 2009 году