Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление.
Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Сущность и анализ товарооборота.
Сущность товарооборота предприятия.
Классификация товарооборота предприятия и характеристика его отдельных видов.
Анализ объема, динамики, скорости и структуры товарооборота предприятия.

Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»
Выводы.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

товарооборот.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

        

Таблица 2.5.
 

Розничный товарооборот магазина «ВИЗИТ» по товарным группам за 1999-2000 г.г.

Товарные группы 1999 2000 2000 г.  в % к 1999 г.
сумма тыс. грн. удель ный

вес, %

 в  действующих ценах в сопоставимых ц енах в сопо

стави мых

цепях

в деист

вующих ценах

сумма тыс. грн. удель ный  вес ,% сумма тыс.

грн.

удель ный  вес, % Ценах  
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Мясо  и птица 
372,1 14,2 447,0 14,4 376,2 14,0 120.1 101,2
Колбасные изделия 340,8 13,0 403,4 13,0 342,7 12,8 118,4 100,6
Рыба, сельдь 76.1 2,9 90,3 2,9 77,3 2,8 118,7 101.6
Масло животное 97.0 3,7 114,9 3,7 98,8 3,7 118.5 101,9
Молоке, сыр и молочные продукты 214,8 8,2 248.7 8,0 212,2 7,9 115,8 98.8
Яйца 68,2 2,6 80,9 2,6 
69,8 2,6 
118,6 102.3
Сахар 81.3 3,1 99,3 3,2 
84,0 3,2 
122,1 103,3
Кондитерские  изделия 157,3 6,0 186,8 6,0 
160,5 5,9 
118.8 102.0
  Хлеб и хлебобулочные изделия 117,9 4,5 136,6 4,4 
117,5 4.4 
115,9 99,5
Мука, крупа и  макаронные изделия 62,7 2,4 74,7 2,4 64,2 2.4 
119,1 102,4
Водка и ликероводочные изделия 314,4 12,0 375,7 12,1 
323,5 12,1 
119.5 102„9
Вина, шампанское, коньяк 283,0 10,8 329,3 10.4 
281,2 10,5 
116.4 99,4
Прочие   продовольсгвенные  товары 264,7 10,1 321,8 10,4 304,8 11,4 121,6 115,1 
Непродовольственные товары 170,4 6,5 195,8 6,3 168,3 6,3 114,9 98,8 

Всего товаров 2620,7 100,0 3105,2 100,0 2681,5 100,0 118,5

. „

102,3 

 

      Розничный товарооборот в действующих ценах  возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.

      Однако  в сопоставимых ценах темпы роста  товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продукция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.

      Неравномерность развития розничного товарооборота  в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 1999 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий , вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие. 
 
 

      Факторный анализ общего розничного товарооборота.

      На  развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:

  • обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда

      торговых  работников;

  • состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.

      Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

      По  магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей  таблице:

        Товарный  баланс по магазину «ВИЗИТ» за 1999 -2000 г.г.

   Таблица 2.6                                                                                (суммы в   тыс. грн.)

 
 
 
 
 
 
Отклон Влия
 
 
 
 
 
 
ение ние на
 
 
 
 
 
 
в изме
Показатели 1999 2000 сумме нение
 
 
 
 
 
 
 
 
това
 
 
 
 
 
 
(+-) рообо
 
 
 
 
 
 
 
 
рота

(+-)

1 2 3 4 5
Запасы  товаров на начало года 209,2 243,0 +33,8 +33,8
Поступление товаров 2656,3 3169,3 +513,0 +513,0
Прочее выбытие товаров 1.8 1,0 -0,8 +0,8
Запасы  товаров на конец года 243,0 306,1 +63,1 -63,1
Розничная реализация товаров 2620,7 3105,2 +484,5 +484,5

 

   Розничный товарооборот предприятия возрос в 2000 году по сравнению с 1999 годом на 484,5 тыс. грн. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+33,8 тыс. грн.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. грн.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. грн.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс. грн.).

      Недостатком использования поступающих в  предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

      На  предприятии в 2000 году прочее выбытие  товаров снизилось по сравнению  с 1999 годом на 0,8 тыс. грн. Прочее выбытие  товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2000 году положительной.

      Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность  труда торговых работников.

      Оценку  показателей по труду магазина «ВИЗИТ»  Произведем на основе следующей таблицы: 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
      Таблица.2.7.

      Показтели по труду по магазина «ВИЗИТ» за 1999 -2000 г.г.

 
 
 
 
 
 
Откло 2000 г.
Показатели 1999 2000 нение В % к
 
 
 
 
 
 
(+,-) 1999 г.
1 2 3 4 5
Розничный товарооборот, тыс.грн.:  
 
 
 
 
 
 
 
  •  в действующих  ценах
2620,7 3105,2 +484,5 118,5
  • в сопоставимых ценах
2620,7 2681,5 +60,8 102,3
Среднесписочная численность  
 
 
 
 
 
 
 
торговых  работников - всего ,чел. 27 28 +1 103,7
в т.ч. продавцов 20 21 +1 105,0
Удельный  вес продавцов в общей численности  работников, %  
73,2
 
75,0
 
+1,8
 
-------
Среднегодовая выработка  
 
 
 
 
 
 
 
на  одного торгового работни  
 
 
 
 
 
 
 
ка, тыс.грн.:  
 
 
 
 
 
 
 
  • в действующих  ценах
97,06 110,90 +13,84 114,2
  • в сопоставимых ценах
97,06 95,77 -1,29 98,7
Среднегодовая выработка на  
 
 
 
 
 
 
 
одного  продавца, тыс. грн.  
 
 
 
 
 
 
 
  •  в действующих  ценах
131,04 147,87 +16,83 112,9
  • в сопоставимых ценах
131,04 127,69 -3,35 97,5
Прирост товарооборота в  
 
 
 
 
 
 
 
действующих ценах за счет  
 
 
 
 
 
 
 
роста производительности 71,8 73,3 +1,5 -------
труда, %  
 
 
 
 
 
 
 

 

      Как видно из таблицы, среднегодовая  выработка одного торгового работника в действующих ценах составила 110,9 тыс. руб. и по сравнению с 1999 годом возросла на 13,8 тыс. грн. или на 14,2%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 354,9 тыс. грн. (+16,9 тыс. грн. х 21 чел.). В общей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 2000 год это составило 73,3%.

      На  изменение суммы розничного товарооборота в 2000 году оказало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека или на 5,0% по сравнению с 1999 годом. За счет роста численности продавцов получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 131,0 тыс. грн. (+1 чел. Х 131,0 тыс. грн.) или 26,7% общей суммы прироста товарооборота.

      Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих  ценах рассмотрим на основе таблицы 2.8

 
Таблица 2.8.

Расчет  влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота

 
 
Влияние на динамику товарооборота
Наименование  
 
 
 
факторов расчет сумма,
 
 
 
 
тыс. грн.
1 2 2
Изменение численности
 
 
 
 
продавцов (21-20) х 131,0 +131.0
Изменение среднегодо  
 
 
 
вой выработки продавцов (147,9-131,0) х21 +354,9
Всего  
 
+484,5

 

     Большое влияние на динамику розничного товарооборота  оказывает эффективность использования  материально-технической базы предприятия.

     По  магазину «ВИЗИТ» имеются следующие  данные об использовании материально-технической  базы: 
 
 
 

Информация о работе Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии