Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление.
Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Сущность и анализ товарооборота.
Сущность товарооборота предприятия.
Классификация товарооборота предприятия и характеристика его отдельных видов.
Анализ объема, динамики, скорости и структуры товарооборота предприятия.

Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»
Выводы.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

товарооборот.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

      Оптовая реализация товаров может осуществляться в следующих формах:

    • Оптовый региональный товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям своего региона.
    • Межрегиональный товарооборот -  реализация товара оптовым покупателям других регионов.
    • Внешнеторговый товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям других стран.
    1. Торгово-посреднеческий товарооборот, который определяется объемом посреднических операций купли – продажи потребительских товаров без каких-либо технических обработок на данном торговом предприятие розничными или оптовыми покупателями.

      В составе торгово-посреднеческого  оборота выделяют:

    • Оборот на биржевом рынке, то есть посреднические операции купли – продажи товаров на различных товарных специализированных или универсальных биржах через образованные брокерские конторы или брокерские места.
    • Оборот на внебиржевом рынке, в состав которого включают объем посреднических сделок, которые были составлены вне товарных бирж с отечественными или зарубежными участниками.

      Оптовая реализация товаров осуществляется в разнообразных формах розничного товарооборота:

    1. В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров подразделяется на:
        • Товарооборот торговой сети в составе которой выделяется:
          • Товарооборот розничной торговли, который осуществляется через специально организованную торговую сеть (магазины, киоски, палатки, аптеки, АЗС и т.д.).
          • Товарооборот предприятий общественного питания (столовые, кафе, бары, рестораны и т.д.).
        • Продажи вне торговой сети населения товаров собственного производства, закупленных «на стороне» или полученных по бартеру.
      1. В зависимости от состава конечных потребителей выделяют такие формы розничного товарооборота как:
        • Продажи непосредственно населению.
        • Продажа товаров со специализированной торговой сети отдельным категориям организаций и предприятий в порядке мелкого опта.
          1. В зависимости от формы денежных расчетов выделяют:
            • Реализация товара за наличку: деньги, полученные непосредственно от покупателя или перечисленные из специальных расчетов вкладчиков (физических особ) по их поручению;
            • Расчетные чеки учреждений, банков;
            • Продажу товаров по безналичному расчету.
              1. В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют:
                • Продажа товаров с немедленной оплатой;
                • Продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа на установленный термин или путем осуществления согласованных периодических платежей.

    Независимо  от времени оплаты денег розничный  товарооборот определяется в ценах  фактической реализации на момент передачи товаров покупателям.

                  1. В зависимости от характера реализованных товаров в составе товарооборота выделяют:
        • Продажа новых товаров;
        • Продажа товаров, которые были в использовании – скупленных у населения, принятых торговыми предприятиями от населения на комиссию.

      При осуществлении скупки товаров у  населения предприятия оплачивают их стоимость по согласованным ценам  на момент передачи товаров или в  согласованный термин. Товар, который  скупается, переходит в собственность  предприятия и реализуется предприятием от своего имени.

      При принятии товаров на комиссию торговое предприятие исполняет услуги, относящиеся  к их реализации за комиссионное вознаграждение (в процентах от цены товаров). В  случае не реализации на протяжении 30 дней комиссионных товаров, они подлежат уценению или возвращению комитету с отчислениями торговому предприятию затрат за хранение непроданных товаров.

      Состав  отдельных форм и видов розничного товарооборота регламентируется инструкцией  об учете розничного товарооборота  и товарных запасов.

      1.3. Анализ объема, динамики, скорости и структуры  товарооборота предприятия.

      Изучение  существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно  и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

      Проведение  экономического анализа разрешает:

    • Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде;
    • Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
    • Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
    • Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

      Проведение  анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше.

      Анализ  объема и структуры товарооборота  предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (рис.1.3.). 

      Рис. 1.3. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия

Определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов
   
Анализ  динамики общего объема товарооборота
   
Анализ  товарно-групповой структуры товарооборота
   
Анализ  состава товарооборота по его определенным видам
   
Анализ  ритмичности и сезонности реализации товаров
   
Количественная  оценка факторов, которая обуславливает  изменение товарооборота
   
Анализ  запаса финансовой прочности предприятия

 

      1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.

      На  этом этапе анализа определяют общий  объем реализации товара и платных  услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам  и видам товаров - так же в натуральном размере.

      Оценка  степени выполнения плана товарооборота  осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в  процессе планирования. Изучение степени  выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а, прежде всего – с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.

      2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).

      Для исследования динамических изменений  в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров.

      Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.

      Определение объема товарооборота, сопоставленного  с ценами реализации Тс.ц., проводится по следующим формулам:  
 
 

 

      где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период ;

             Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.

      Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с  учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определенного торгового предприятия.

      На  базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются  абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста  и прироста что касается предыдущего  и базового периода.

      Важное  значение для планирования и управления имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:

      

      где - среднегеометрический темп роста;

       - конечный показатель динамического  ряда;

       - начальный показатель динамического  ряда

      n – количество показателей в динамическом ряду. 

      3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

      На  этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.

      Изучение  ассортиментной структуры товарооборота  позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.

      4 этап – анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.

      Исследование  состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота – реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.

      Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным  видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.

      5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.

      Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность  реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота ( ) и коэффициент вариации (v):

      

 

      

      где хi – товарооборота за i-тый период;

            - средний объем товарооборотов  за n периодов;

          n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов). 

      Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.

      Коэффициент вариации оценивает равномерность  реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

Информация о работе Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии