Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление.
Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Сущность и анализ товарооборота.
Сущность товарооборота предприятия.
Классификация товарооборота предприятия и характеристика его отдельных видов.
Анализ объема, динамики, скорости и структуры товарооборота предприятия.

Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»
Выводы.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

товарооборот.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

     Таблица 2.9

     Показатели  эффективности использования  материально-технической  базы магазина «ВИЗИТ»  за 1999-2000 г.г.

 
 
Показатели
 
 
1999
 
 
2000
Отклоне

ние (+,-)

2000 г. в %

к 1999 г.

1 2 3 4 5
Торговая  площадь, м 2 400 420 +20 105,0
Количество  рабочих дней за год 324 319 -5 98,5
Средняя продолжи-тельность рабочего 11,6 11,5 -0,1 99,1
дня, час  
 
 
 
 
 
 
 
Выработка на 1 м тор-  
 
 
 
 
 
 
 
говой площади за час работы, грн. 174,3 201,5 +27,2 115,6
Розничный товарообо  
 
 
 
 
 
 
 
рот в действующих ценах, тыс. грн. 2620,7 3105,2 +484,5 118,5

 
     Из  данных таблицы видно, что в 2000 году возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.

     Количество  рабочих дней в году сократилось  с 324 дней в 1999 году до 319 дней в 2000 году. Это произошло в результате нарушения  сроков проведения реконструкции, которая  затянулась из-за недостатка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудования. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.

     Выработка на один квадратный метр торговой площади  за час работы составила в 2000 году 201,5 гривен против 174,3 гривен в 1999 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.

     Все эти факторы оказали влияние  на динамику развития розничного товарооборота (см. таблицу 2.10.).

     Таблица 2.10

     Расчет  влияния показателей  эффективности использования  материально-технической  базы предприятия на динамику розничного товарооборота

 
 
 
 
Показатели 
 
 
 
 
 
1999 
 
Цепная  подстановка  
 
 
 
2000 
торговая площадь 
 
 
число

рабочих

дней 
 

средняя

продолжительность

рабочего дня

1 2 3 4 5 6
Фактическая торговая  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
площадь, кв.м. 400 420 420 420 420
Фактическое число рабо  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
чих дней 324 324 319 319 319
Фактическая средняя про  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
должительность  рабочего  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
дня, час 11,6 11,6 11,6 11,5 11,5
Фактическая выработка на  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 кв.м. торговой площади  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
за  час работы, грн. 174,3 174,3 174,3 174,3 201,5
Розничный товарооборот  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
в действующих ценах за  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
год, тыс. грн. 2620,7 2751,4 2708,9 2685,6 3105,2

 
     Из  данных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:

  • рост торговой площади      2751,4 - 2620,7 = + 130,7 тыс. грн.
  • уменьшение количества рабочих дней  2708,9 - 2751,4 = - 42,5 тыс. грн,
  • уменьшение продолжительности рабочего дня 2685,6 - 2708,9 = - 23,3

тыс. грн.

  • повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы               3105,2 - 2685,6 = + 419,6 тыс. грн.

Итого                   3105,2 - 2620,7 = + 484,5 тыс. грн.

      Использование материально-технической базы позволяло  предприятию добиться роста товарооборота в 2000 году на 550,3 тыс. грн. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия  розничный товарооборот уменьшился на 65,8 тыс. грн.(42,5 + 23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2000 году на 484,5 тыс. грн. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выводы  и предложения  по развитию розничного товарооборота и  увеличению его объема.

     Формирование  рыночных отношений в стране,  переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего  развития теории и практики анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.

      Проведенный на основе данных бухгалтерского учета  анализ динамики   развития   розничного   товарооборота   магазина «ВИЗИТ» за 1998-2000 гг. позволяет сделать следующие выводы:

  • розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;
  • достигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группам которыми торгует предприятие;
  • прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.;
  • предприятие в 2000 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков.

    Вместе  с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2000 году. Так, объем розничного товарооборота мог бы возрасти за счет:

  • улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 тыс. грн.;
  • повышения: эффективности использования трудовых ресурсов на 70,4 тыс. грн.;
  • повышения   эффективности   использования   материально-технической базы предприятия на 68,8 тыс. грн.

      Таким образом, неиспользованные резервы  роста товарооборота составили 202,3 тыс. грн.

      Предложения по дальнейшему развитию розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»:

  • совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность и пользования товарных ресурсов;

      С этой целью коммерческой службе предприятия  производить закупки товаров непосредственно у производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий, предприятий общественного питания и др.), значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками.

      Расчеты показывают, что если в 2001 году темпы  роста поступления сохранятся на уровне 2000 года - 119,3%, то прирост товарных ресурсов составит в сумме 610 тыс. грн. Прирост товарных ресурсов позволит получить прирост товарооборота на 219,6%

      (610:3105,2 х100)

  • добиться роста эффективности труда торговых работников;

      С этой целью привлекать на работу лиц  на не полный рабочий день, произвести установку современных кассовых аппаратов, электронных весов, добиться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объеме поставок, осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам. При неизменной численности работников и увеличении средней выработки одного продавца (в сопоставимых ценах) в соответствии с ростом количества, реализованных товаров в 2000 году розничный товарооборот может увеличиться в 2001 году на 65,0 тыс. грн. (131,0х2. .%х21).

  • улучшить пользование материально-технической базы предприятия;

      С этой целью установить оптимальный  режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок.

      Произведенные расчеты говорят о том, что  доведение в 2001 году числа рабочих дней в году до уровня 1999года (324 дня) и увеличения средней продолжительности  рабочего дня на 0,1 часа позволят

      дополнительно получить в 2001 году 75,5 тыс. грн. товарооборота, т.е. возрастет на 2,4%

      В совокупности за счет повышения эффективности  ресурсов можно получить прирост  товарооборота в 2001 году на 750,5 тыс. грн. или на 24,2%.

  • экономической службе предприятия разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов;

      Это позволит руководству предприятия  и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.

  • совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей,  получение доходов от рёализации товаров и др.);
  • внедрить на предприятии журнально-ордерную форму учета, оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений;
  • осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

 
      1.   Абдукаримов  И. Т. Анализ хозяйственной  деятельности потребительской кооперации: Учеб. Для вузов. – 2-е изд.,перераб.-М.:   Экономика, 1989.-319 с.-ISBN 5-282-00174-8

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1998г.
  2. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной  деятельности в торговле. Учеб. Для вузов. – 4-е изд., пераб. и доп. – Мн.:Выш. шк.,1995г.
  3. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. Учебник. – М.: Экономика, 1996 г.
  4. Шуляк П.Н. Ценообразование/ Учебно – практическое пособие. – М.: Изд-во «Информационно- практический центр «Маркетинг»,1998г.

Информация о работе Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии