Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:39, реферат
Планирование семьи - понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что же это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи - это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи -это дети по желанию, а не по случаю.
1. Что такое планирование семьи. |
1.1.
Дети по желанию,
а не по случаю
Планирование семьи - понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что же это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи - это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи -это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, или на свободное и ответственное родительство, является международно признанным правом каждого человека. Вопросы о том, когда и сколько иметь детей, как избежать нежелательной беременности, какие противозачаточные средства (контрацептивы) лучше применять и как ими пользоваться, рано или поздно встают перед каждым человеком, каждой семьей. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений. · Оптимальный возраст для рождения детей - 20-35 лет. Доказано, что если беременность возникает раньше или позже, то протекает с большим числом осложнений и вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка выше. · Интервалы между родами должны быть не менее 2-2,5 лет; это позволяет женщине воccтановить силы для будущих родов, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. · Аборт не является лучшим методом регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контрацепции (предупреждение нежелательной беременности). · Контрацепция делает интимную жизнь более гармоничной, устраняет ненужные волнения и ожидания. · Решение об использовании того или иного метода лучше принять после того, как Вы узнаете обо всех контрацептивных средствах и проконсультируетесь со специалистом. · Если нежелательная беременность все-таки наступила и Вы решили сделать аборт, необходимо обратиться к врачу как можно раньше - это снизит риск возможных осложнений. · После родов и аборта можно забеременеть до прихода первой менструации, поэтому необходимо подобрать надежный метод контрацепции до возобновления половой жизни. · Инфекции, передаваемые половым путем, часто являются причиной бесплодия у мужчин и женщин. Только презерватив поможет Вам избежать заражения и одновременно предохранит Вас от нежелательной беременности. · Половое воспитание и сексуальное образование детей и подростков поможет сохранить их здоровье, подготовить к будущей семейной жизни и воспитать чувство ответственного родительства. Планирование семьи, применение безопасных методов контрацепции помогут сохранить свое здоровье, родить здоровых и желанных детей, принесет счастье в каждый дом. |
2. Планирование семьи и репродуктивное здоровье |
В рождении
детей заинтересованы не только семья,
но и государство, и общество в целом. Только
для простого воспроизводства населения
в стране в каждой семье должно быть 2—3
ребенка. Кроме того, когда подавляющее
число семей имеет только одного ребенка,
население «стареет» (в его структуре
увеличивается удельный вес пожилых и
старых людей). Это значит, что сокращается
возможность использования умственного
потенциала молодых и квалифицированных
специалистов. Естественно, от этого страдает
экономика государства и личное благосостояние
каждого. Поэтому основной задачей государства
является создание благоприятных для
рождения желанных и здоровых детей социально-экономических
условий, которые в себя включают:
ü систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении ребенка; ü охрану здоровья беременной женщины как в медицинском, так и в социальном плане, а также создание условий для безопасного материнства; ü создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права: организацию медицинских служб, таких, как центры планирования семьи и репродукции, молодежные центры, генетические консультации, клиники лечения бесплодия и др.; ü обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам контрацепции. Во всем мире в последнее время все большее внимание уделяется проблеме здоровья, здорового образа жизни и ответственного родительства. Планирование семьи — понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи ошибочно понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи — это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи — это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, на свободное и ответственное родительство является международно признанным правом каждого человека. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений. 2.1. Для чего нужно планирование семьи: n для рождения желанных здоровых детей; n для сохранения здоровья женщины; n для достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье; n для осуществления жизненных планов. Для того чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись желанные и здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как сохранить свое репродуктивное здоровье: Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни. Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения). Состояние
репродуктивного здоровья во многом
определяется образом жизни человека,
а также ответственным Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40—60% не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины. Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором — родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы. Некоторые родители, учителя, общественные и религиозные лидеры выражают опасение, что приобщение молодежи к планированию семьи, половому образованию и контрацепции поощрит безответственное поведение и увеличит сексуальную активность молодых людей вне брака. Опыт многих стран свидетельствует об обратном. Там, где были разработаны программы в области полового просвещения, сексуальная активность молодежи не увеличилась. Наоборот, программы формируют у подростков ответственное отношение к сексуальности, в связи с этим происходит повышение возраста начала половой жизни, что помогает юношам и девушкам полностью реализовать жизненный потенциал, сохранить физическое и нравственное здоровье, уберечься от ошибок, иметь здоровье потомство. Однако
и для взрослых людей проблема
нежелательной беременности не менее
важна. Именно поэтому в деятельности
служб планирования семьи большое
место отводится профилактике нежелательной
беременности и аборта, а также проблемам
медико-социального консультирования,
чтобы женщина не принимала решения об
аборте под влиянием временных эмоциональных
переживаний или жизненных неудач. 3. Работа с подростками и молодежью Современные специалисты по планированию семьи работают не только для того, чтобы наши девочки и мальчики были воспитанными и послушными, — они работают над созданием нового поколения взрослых, цельных, уверенных в себе людей, могущих осознанно сделать свой выбор. В этой связи работа с подростками и молодежью — одно из основных направлений деятельности специалистов. Эта работа включает в себя реализацию различных проектов и программ, направленных на охрану репродуктивного здоровья и половое воспитание подростков и молодежи. Задачи полового воспитания: n формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, в том числе репродуктивному; n повышение информированности подростков по вопросам пола и тех изменений, которые происходят с ними в подростковый период; n обучение навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений; n формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству; n формирование ответственного сексуального поведения, отрицательного отношения к раннему началу половой жизни. 3.2.
Концепция полового
воспитания подростков, Разрабатывая концепцию полового воспитания подростков, необходимо учитывать несколько основополагающих моментов: половое воспитание следует расценивать как часть процесса формирования личности, оно включает в себя не только проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты, поэтому ошибочно ассоциировать половое воспитание лишь с освещением вопросов контрацепции и защиты от болезней, передаваемых половым путем. Прежде всего в его задачу входит формирование у молодых людей ответственного отношения к своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, к принятию осознанного решения и обучение умению сказать «нет». Повышение информированности подростков по вопросам пола следует рассматривать в контексте повышения общей культуры, а также как превентивную меру в сохранении репродуктивного здоровья подрастающего поколения. В связи с этим сексуальное образование направлено не только на то, чтобы уберечь подростков от раннего начала половой жизни, но и на то, чтобы научить их осознанно и ответственно относиться к этой важной стороне человеческой жизни. Сегодня в России сложилась тяжелая ситуация со здоровьем и благополучием подростков и молодежи. По мнению специалистов, основными причинами такого положения являются: полная безграмотность наших детей в вопросах межличностных отношений, охраны репродуктивного здоровья, ответственного родительства, а также несостоятельность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком. К сожалению, приходится признать, что рост сексуальной активности молодежи — это реальность. Как следствие этого катастрофически увеличивается число болезней, передаваемых половым путем; отмечается значительное число подростковых беременностей, исходом которых являются аборты или юное материнство, зачастую приводящее к отказу от детей и социальному сиротству. Неподготовленность молодежи к семейной жизни, несформированность семейных ценностей впоследствии приводят к большому числу разводов. Принимая во
внимание сложившуюся в стране ситуацию
с репродуктивным здоровьем и образом
жизни подростков, Российская академия
планирования семьи (РАПС) разработала
программу полового воспитания и образования
для подростков и молодежи. ü помощь молодым людям в понимании изменений, происходящих в их организме в подростковый период; ü обучение основным навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений; ü формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству; ü обеспечение подростков грамотной и систематизированной информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в подростковый период, и пройти с наименьшими личными потерями столь непростой период взросления; ü помощь в осознании подростками своих обязанностей и ответственности по отношению к себе и окружающим. В программу также включены разделы, посвященные взаимосвязи семьи и общества, а также юридические и законодательные вопросы в этой области. Мы осознаем, что внедрение программ полового воспитания является очень ответственным и, несомненно, вызовет множество дискуссий. Об этом свидетельствует и опыт зарубежных стран в этой области. Даже в странах, где половое образование существует многие годы, не удалось достичь полного единодушия по этому вопросу, несмотря на то, что в целом в обществе сформировалось позитивное и разумное отношение к половому воспитанию и признается его необходимость в интересах подростков и их здоровья. Вместе с тем признано, и мы полностью согласны с этим, что такие программы должны быть интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, подготовки к семейной жизни и ответственному родительству. Хотелось бы также отметить, что, вопреки широко распространенному мнению, внедрение программ полового воспитания не стимулирует сексуальную активность подростков и молодежи. Это подтвердил анализ более тысячи отчетов о таких программах, проведенный Всемирной организацией здравоохранения в 1993 году, который показал, что сексуальное воспитание и просвещение подростков не только не ведет к более раннему началу половой жизни, а, наоборот, приводит к более позднему обретению сексуального опыта, пониманию необходимости ответственного сексуального поведения, формированию положительного отношения к здоровому образу жизни и семейным ценностям. Можно с уверенностью предположить, что внедрение таких программ в условиях России, где нет собственного опыта в этой области, должно происходить поэтапно, и считаем, что начинать эту работу следует со старшеклассников (подростков 14-18 лет), поскольку ситуация именно с этой возрастной группой сегодня является наиболее тревожной в плане здоровья и нравственности. Однако это не исключает того, что некоторые вопросы (гигиена, здоровый образ жизни, анатомические, психофизиологические изменения в подростковом периоде) следует начать освещать уже 12-14-летним подросткам. Одним из важнейших условий успешной реализации программ полового воспитания считается тщательный отбор и всесторонняя подготовка специалистов для работы с подростками. В процессе
внедрения таких программ возможны
различные уточнения и Следует учитывать реалии нашего времени и ту важнейшую роль, которую продолжает играть школа в образовании, воспитании, социальном и нравственном развитии ребенка, формировании его личности. Следовательно, именно ей должна принадлежать ведущая роль в проведении полового воспитания. Так же важно отметить участие родителей в половом воспитании своих детей, хотя сегодня далеко не все родители готовы говорить на эти темы. Целесообразно обратить внимание специалистов, которые будут заниматься этой работой, на обязательность информирования родителей о проведении занятий с их детьми. Взгляды и пожелания родителей наряду с отношением общества к вопросам полового воспитания, региональными, культурными, национальными и другими особенностями, а также мнения и пожелания самих подростков должны быть непременно учтены при разработке и внедрении программ. Вместе с тем, очевидно что принимать участие в этой работе должны не только школа и семья, но и такие организации, как молодежные центры, медико-педагогические центры и др. Важно, чтобы школы работали в тесном контакте с учреждениями, в которых молодые люди могли бы получить индивидуальное анонимное консультирование по возникающим у них проблемам, что невозможно сделать в школе. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в программу должны войти не только основы медицинских и гигиенических знаний, но и сведения по некоторым историческим, психологическим, религиозным, юридическим аспектам семейно-брачных и полоролевых взаимоотношений, а также информация по вопросам здоровья и здорового образа жизни. Важно также отметить, что программы полового образования и воспитания не должны быть изолированными, их следует интегрировать в программы здорового образа жизни и подготовки к созданию здоровой семьи. |