Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:18, дипломная работа
Проблема взаимоотношения государства и личности, защиты естественных и неотъемлемых прав и свобод человека появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. Являясь во все времена единственным легитимным публичным институтом, оно в различные исторические эпохи отражало то состояние общества, которое было присуще конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла в ногу с развитием общества, которое было необходимым атрибутом для становления личности как автономного субъекта права.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 8
1.1 Правовой статус человека и гражданина: структурные элементы 8
1.2 Личность как субъект и объект правового регулирования
общественной жизни 16
2 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 27
2.1 Право как мера свободы и взаимной ответственности личности и
государства 27
2.2 Гарантии прав и свобод личности в международном праве 41
3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ
ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 47
3.1 Реализация и правовое обеспечение прав человека и гражданина
в Республике Казахстан 47
3.2 Правовое государство как гарант прав и свобод гражданина 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
Может быть, главная ценность доктрины естественного права состояла и выражается в том, что она опиралась и зиждется на таких простых и доступных каждому человеку понятиях, как нравственность, свобода, справедливость, человеческое достоинство и счастье.
В то же время существует и другое понимание природы естественных прав человека. С точки зрения позитивизма права человека, их объем и содержание определяет государство. Однако в настоящее время можно наблюдать некоторое смягчение противостояния этих двух подходов. Более того, именно посредством конституционной нормы различные демократические государства стали закреплять основные принципы естественного права.
Таким образом, гражданскими правами человека принято считать те традиционные либеральные ценности, которые были впервые сформулированы и нормативно закреплены в период проведения буржуазных революций. Эти общечеловеческие ценности, ставшие нормой, затем были конкретизированы и детализированы. Перечень их со временем был значительно расширен. Если первоначально список гражданских прав включал в себя право на свободу мысли, совести, вероисповедания, равенство перед законом, право человека на жизнь, свободу и безопасность, на свободу от незаконного ареста и задержания, на гласное и справедливое рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом, право на сопротивление и ряд других, сегодня же его можно представить себе в достаточно пространном виде.
Современные наука и практика законодательства демократических государств относят к гражданским правам следующие нормы-ценности:
Этот перечень не является исчерпывающим, он постоянно пополняется и конкретизируется. Гражданские права человека, как неотъемлемые, основополагающие, принадлежащие ему как члену гражданского общества, обеспечиваются конституциями и законами. Они призваны гарантировать человеку его личную автономию, свободу, защиту от произвола со стороны государства и других людей.
Гражданские права, когда бы они не определялись как таковые, государством не предоставляются, а лишь гарантируются и охраняются от посягательств. Они реализуют так называемую негативную свободу, обязывающую государство воздерживаться от вмешательства в отношения и сферы, регулируемые этими правами. Их носителями в равной степени являются все люди, при этом не важно, в какой стране они проживают или находятся, какое гражданство имеют. Более того, субъектами гражданских прав, наравне с другими, являются и лица без гражданства. Гражданские права, рассматривая человека как ценность, обеспечивают ему правовую основу положения в обществе и государстве — жизнь, свободу для всестороннего развития личности, равноправие, независимость и неприкосновенность, безопасность и правовую защиту.
Продолжая разговор об общей характеристике гражданских прав, следует сказать, что сам факт признания гражданских прав одной из основополагающих ценностей современной цивилизации является началом теперь уже постоянного процесса гуманизации права. Подтверждением чему является переход категории прав человека из философской, политической и нравственной сфер в сферу юридических отношений. Они как бы дополнили набор таких общепризнанных человеческих ценностей, как господство и справедливость права, эффективность закона, демократия и правовое государство, терпимость и т.д. Более того, пройдя путь от духовной ценности к юридической норме, гражданские права приобретают сегодня уже этическое значение, постепенно становятся этическими ценностями, которыми все больше и больше руководствуются люди.
Признавая
гражданские права
Необходимо констатировать, что существуют проблемы реализации гражданских прав, которые по-разному решаются в различных государствах. Являясь критерием справедливости права, они говорят о степени зрелости и демократичности того или иного государства. Будучи естественными, они, тем не менее, имеют и социальную природу, так как их признание и генезис зависят от исторического развития государства, культуры, традиций и религии каждого конкретного народа. Поэтому права человека не могут быть поняты, осмыслены и реализованы сразу. Это долгий и мучительный процесс эволюционного развития человека, общества и государства.
Говоря о том, какое место в Конституции Республики Казахстан занимают гражданские права, предварительно необходимо сказать, что законодатель в своем отношении к проблеме прав человека прошел примерно ту же самую эволюцию, как и российский или любой другой в постсоветском пространстве.
Еще в октябре 1990 г. Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР, где было продекларировано:
Таким образом, Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР в определенном смысле стала основой для утверждения гражданских прав в последующих после 1990 г. Конституциях и законодательстве Республики Казахстан.
Если рассматривать приведенный выше перечень гражданских прав как своеобразный эталон и попытаться сравнить его с декларируемыми в законодательстве гражданскими правами, то получится картина, свидетельствующая о том, что республика в своем развитии прочно опирается на принципы демократии и права.
Рассмотрим содержание отдельных гражданских прав, выделенных законодательством Республики Казахстан, более подробно.
Право на жизнь. Конституция Республики Казахстан в ст. 1, утверждая Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством, объявляет жизнь человека, его права и свободы высшей ценностью.
Жизнь человека как объект юридической охраны рассматривается также в ст. 15 Конституции, где, в частности, говорится, что каждый имеет право на жизнь и никто не вправе произвольно лишать человека жизни. При этом необходимо обратить внимание на то, что смертная казнь, хотя и сохраняется, однако устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время. Кроме того, приговоренному предоставляется право ходатайствовать о помиловании. Данная редакция позволит практически не применять смертную казнь в Республике Казахстан.
Право на уважение человеческого достоинства. В Преамбуле Конституции говорится о согласии как об идеале и принципе взаимоотношений между людьми. Наконец, ст. 17 прямо указывает на то, что достоинство человека неприкосновенно и он не может подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению.
Однако думается, что право на уважение человеческого достоинства необходимо рассматривать и в более широком смысле — как право требовать уважительного отношения к человеку как представителю определенной расы, народа, религии, социальной, профессиональной или политической группы общества. В республике не допускается создание организаций, деятельность которых направлена на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни (ст. 5) и запрещается пропаганда таких деяний (ст. 20).
Несмотря на то, что государственным языком в Казахстане объявлен казахский язык, в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским употребляется русский язык (ст. 7). Более того, каждый человек имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 19). Государство, в свою очередь, берет на себя обязательство заботиться о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана (ст. 7).
Далее, гражданин Республики Казахстан ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права его изменения, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана (ст. 10). Наконец, никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам (ст. 14).
Право на свободу и равенство. Данное гражданское право определяется в Республике Казахстан следующим образом. Во-первых, в Преамбуле Конституции прямо говорится, что народ Казахстана, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, привержен идеалам свободы и равенства.
Во-вторых, принцип свободы реализуется в возможности выбора: идеологического, религиозного и политического мировоззрения (ст. 5); указывать или не указывать свою национальную, партийную, религиозную принадлежность (ст. 19); местожительства (ст. 21). Этот принцип также реализуется в предоставлении свободы слова, творчества (ст. 20), совести (ст. 22), труда (ст. 24), предпринимательской деятельности (ст. 26) и т.д.
В-третьих, принцип равенства реализуется: в признании народа (без указания на этническую принадлежность) единственным источником государственной власти, из чего следует, что все этносы и их представители, населяющие Казахстан, равны (ст.3); в равенстве общественных объединений перед законом, а это значит, что и члены этих объединений равны перед законом (ст.5); в равной защите государственной и частной собственности (ст.6); в установлении положения, при котором иностранцы, лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан Казахстана (ст. 12); в признании за каждым человеком его правосубъектности, права на судебную защиту своих прав и свобод, на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 13), равенства перед законом и судом (ст. 14) и т.д.
Право на справедливый, независимый, компетентный, беспристрастный и публичный суд. Статья 13 Конституции декларирует право на судебную защиту своих прав и свобод. При этом надо иметь в виду, что правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом (ст.75), который имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан (ст. 76). Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону, какое-либо вмешательство в деятельность суда недопустимо, судьи по конкретным делам не подотчетны (ст.77). В соответствии со ст. 79 Конституции Республики Казахстан судьей может быть только гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Кроме того, законом могут быть предусмотрены и другие дополнительные требования к судьям. Немаловажно и то обстоятельство, что суды состоят из постоянных судей, должность которых не совместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
Право на гражданство. В соответствии со ст. 10 Конституции Республики Казахстан гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с законом [Закон Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» от 20.12.1991 г.], является единым и равным, независимо от оснований его приобретения. На основании действующего законодательства гражданин Республики Казахстан и государство обладают взаимной ответственностью по отношению друг к другу (ст. 1 Закона РК «О гражданстве Республики Казахстан»), не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики. Кроме того, государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст.11). Существенным моментом правового статуса граждан Республики является то, что Конституция не признает института двойного гражданства (ст. 10). Показательно, что государство создает условия для возвращения на территорию Казахстана лиц (и их потомков), вынужденно покинувших его территорию в период массовых репрессий, насильственной коллективизации, а также в результате иных антигуманных политических акций. Гражданство Республики Казахстан предполагает, что, в силу самого своего гражданства, гражданин Республики имеет права и несет обязанности (ст.12).