Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:18, дипломная работа
Проблема взаимоотношения государства и личности, защиты естественных и неотъемлемых прав и свобод человека появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. Являясь во все времена единственным легитимным публичным институтом, оно в различные исторические эпохи отражало то состояние общества, которое было присуще конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла в ногу с развитием общества, которое было необходимым атрибутом для становления личности как автономного субъекта права.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 8
1.1 Правовой статус человека и гражданина: структурные элементы 8
1.2 Личность как субъект и объект правового регулирования
общественной жизни 16
2 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 27
2.1 Право как мера свободы и взаимной ответственности личности и
государства 27
2.2 Гарантии прав и свобод личности в международном праве 41
3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ
ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 47
3.1 Реализация и правовое обеспечение прав человека и гражданина
в Республике Казахстан 47
3.2 Правовое государство как гарант прав и свобод гражданина 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ
И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Реализация
и правовое обеспечение прав
человека и гражданина в
Современный
этап общественно-политического
Здесь уместно подчеркнуть, что в Российской империи, а затем в Советском Союзе, частью которого являлся Казахстан, права и свободы человека никогда не были приоритетным элементом государственной политики.
В качестве объяснения такого отношения государства к своим гражданам можно привести много причин, связанных с этатистской характеристикой советского государства, уровнем развития экономики, ее милитаризацией, состоянием общей культуры народа, его правовой образованности и т.д. Однако главным все-таки является наличие более глубинных явлений. Среди них можно выделить, по крайней мере, несколько.
Как известно, и это уже упоминалось ранее, категория «гражданские права» относится к первому поколению прав и свобод человека. При этом необходимо сконцентрировать внимание на том, что сложившаяся в теории систематизация прав и свобод человека по поколениям, на наш взгляд, закономерна и оправданна, поскольку именно время, будучи критерием такой классификации, наиболее полно отражает как общие характеристики и тенденции общественного развития, состояние отношений «человек — общество — государство», так и степень востребованности конкретно взятым человеком тех или иных прав и свобод, его, так сказать, готовность воспринять права как принадлежность.
По-видимому, восприятие человеком субъективного права как принадлежности является наиболее сложной для реализации проблемой. Справедливости ради надо сказать, что решение этой задачи в истории имело несколько вариантов. Классический вариант предполагает, что развитие отношений между человеком, обществом и государством идет по эволюционному сценарию, когда историческое развитие имеет постепенный и целенаправленный вид, когда участие человека в борьбе за свои права носит осознанный и частный характер. В рамках этого варианта уместно говорить о постепенности и поэтапности борьбы человека за свои права. Как показывает исторический опыт, только в том случае, когда эта борьба общества с государством совпадала с эволюционными процессами, когда завоеванное субъективное право воспринимается как общественная ценность и частная победа, которая в дальнейшем материализовывается в конкретных общественных отношениях, когда государственная норма о предоставляемых правах относительно быстро превращается из декларации в реальность и широкие слои населения начинают ощущать конкретную пользу от наличия права, только тогда можно говорить о восприятии человеком конкретных прав и свобод.
Другой вариант возможен, когда эволюционный процесс приобретения прав и свобод прерывается и происходит некий революционный взрыв. Цель революций, как правило, не есть завоевание прав и свобод человека, напротив, они являются как бы побочным продуктом революционных преобразований. В результате человек получает единовременно целый набор прав и свобод, на завоевание которых другие народы тратили многие десятилетия. В этом случае права и свободы долгое время являются декларацией, не имеющей конкретного содержания и сущностно не изменяющей качества отношений между государством и его гражданами. Да и человек еще не готов к восприятию таким образом предоставленных прав и свобод, не считает их ценностью и не дорожит ими, поскольку они более фиктивны, чем реальны.
В
нашем случае, когда эволюционный
путь развития часто заменялся революционным,
когда революции развивались
без осознанного участия
Такой подход к проблеме реализации прав и свобод предполагает не только внешнюю готовность государства предоставлять и защищать права человека, но и готовность общества и, что самое главное, конкретного человека не только знать и осознавать свои права, но и инициировать и участвовать в процессе их защиты.
Таким образом, права и свободы человека не имеют никакого практического смысла до тех пор, пока не будут признанными не только государством и обществом, но и каждым его членом. Общество в целом и каждый человек в отдельности должны быть объективно и субъективно готовы не только к факту провозглашения прав и свобод, но и к той общественной и частной ответственности, которая следует за их реализацией.
Именно эти процессы постепенного изменения баланса власти государства и общества мы можем наблюдать сегодня в политической жизни Республики Казахстана. По существу, только в последнее время государство коренным образом изменяет стиль отношений с обществом и человеком, только сейчас житель республики начинает осознавать себя субъектом многочисленных гражданских прав, понимать их значение в развитии собственного достоинства при организации взаимоотношений не только с себе подобными, но и с государственными органами и должностными лицами.
В
XX в. принцип равенства был
Наконец, в последние десятилетия идея прав человека стала приобретать идеологическое значение — после декларирования основных прав человека на международном уровне большинство государств стали фиксировать свои обязательства в области прав человека не в специальных нормативных актах, а в национальных конституциях, что значительно повысило ответственность государств по соблюдению и обеспечению человеческих прав и свобод.
Иными словами, уважительное отношение к своим гражданам, их правам и обязанностям становится своеобразной идеологией большинства стран мира.
Надо сказать, что идеология прав человека возникла как явление классовое. Главными ее разработчиками были идеологи буржуазии (политические и гражданские права) и социализма (социально-экономические и культурные права).
Сегодня уже можно говорить о том, что мы являемся свидетелями становления общечеловеческой идеологии прав человека, которая стала реальностью с появлением международных контрольных механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина.
Как
уже отмечалось выше, понятие «гражданские
права» в современном понимании
термина появилось в конце XVIII
в., после возрождения и
По их мнению, в основе гражданских прав лежит определенная классическим республиканизмом и либерализмом трактовка свободы, демократии, равенства и субъективных прав.
Свобода. Концепция свободы на первых порах включала в себя идею свободы человека от государственного вмешательства. Затем свобода стала рассматриваться как «участие в создании такого общества, в котором каждый человек выступает как его естественная составная часть. Ибо если человек — это социальное по своей природе существо, с необходимостью включенное в политическое общество, то подлинная свобода — это не просто личная свобода или свобода от общества: она состоит в реализации благороднейших качеств человека и добровольном подчинении законам, которые он помогает создавать» [Шелдон Г. Политическая философия Томаса Джефферсона. М., 1996. С. 151.].
Таким образом, свобода не сводится только к либеральным процедурным ограничениям, она подразумевает наличие объективных критериев блага и справедливости. Свобода трактуется как средство личностного саморазвития. Например, свобода вероисповедания нужна не только для того, чтобы верующие могли свободно доказывать друг другу истинность той или иной трактовки Святого Писания, а прежде всего для того, чтобы создать условия для свободного обсуждения любых религиозных догм как самое эффективное средство познания и развития человеческой личности. Под тем же углом рассматривалась свобода прессы — как инструмент просвещения и совершенствования человеческого разума, нравственности и т.д.
Итак,
свобода в контексте
Демократия. Концепция демократии развивает идеи свободы, независимости личности от государства. В данном случае государству с его претензиями управлять «всем и вся» противопоставляется так называемая система самоуправляемой местной демократии.
Известная еще с античности, классическая демократия малых форм, с точки зрения идеологов гражданских прав, обеспечивала более эффективное управление обществом благодаря развитию личностных качеств граждан. Любовь к обществу и нации, соединенная с рациональными способностями, высокое «нравственное чувство» человека, включающие, помимо его внутренних симпатий еще и способность к разумному нравственному мышлению, — вот сплав качеств, необходимый для мудрого обсуждения общественных дел. На основе такого подхода к управлению местная демократия достигает высоких результатов и развивает у людей представление о справедливости.
Чтобы достигнуть такого уровня участия, местное общество должно обеспечить человека необходимыми образовательными, политическими и экономическими средствами. Государство же, состоящее из множества самоуправляющихся единиц, которые гарантируют политическую свободу, возможность получить образование и экономическое равенство, скорее всего, будет избирать своих представителей из числа наиболее мудрых и добродетельных граждан, способных понять, в чем состоит общее благо.
Таким образом, только активные, экономически независимые, образованные, демократические и «добродетельные» граждане видят условие личного процветания в общем благе
Равенство. Вслед за античными философами и Ж.-Ж.Руссо Декларация независимости США утверждала, что «все люди сотворены равными», однако в дальнейшем эта мировоззренческая декларация стала приобретать более конкретное содержание.
По мнению Т. Джефферсона, люди могут быть равны в одних отношениях и не равны в других, однако в справедливом обществе неравенство между людьми не должно приводить к деградации отдельных личностей или к несправедливости. Люди равны в обладании общими для всех людей физическими ощущениями, материальными потребностями и влечениями; они равны также в правах самосохранения этих телесных качеств. Люди равны и в обладании способностью к нравственному выбору и справедливым поступкам. Тем не менее люди не могут быть равными в обладании мудростью и добродетелью, однако именно это неравенство делает возможными социальную гармонию в справедливость.
Отсюда следует, что равенство между людьми заключается во всеобщей взаимозависимости и в разделяемом всеми стремлении к общему благу. Люди, наделенные большей мудростью, зависят от других в вопросах общественного признания и доверия. С другой стороны, представители широких слоев населения заслуживают максимального развития своих способностей — и в этом они зависят от тех, кто наделен большей мудростью и знаниями. Периодические выборы нужны в том числе и для того, чтобы общество, имея возможность осуществить контроль за тем, кто считает себя мудрым и нравственным гражданином, реализовывало принцип равенства.
Итак, равенство понимается как равная возможность каждого человека (при сохранении качественных различий) вносить свой посильный вклад на благо общества, членом которого он является[Шелдон Г. Политическая философия Томаса Джефферсона. М., 1996. С. 152].
Субъективные права. Концепция прав человека сводится к защите его естественных прав от экспансии государства. Прежде всего имеется в виду защита таких областей личной автономии, как жизнь, свобода и собственность.